Бенжамен Патерсен (1750-1815) является достаточно известным шведским художником-портретистом. О нем известно, что бо́льшую часть своей жизни он жил и работал в Санкт-Петербурге. Именно поэтому ему принадлежит цикл картин с изображением различных районов этого города. И одна из его интересных картин называется "Казанский собор со стороны Невского проспекта". Что на ней интересного? Ну во-первых, мы видим рядом с Казанским собором тот самый обелиск, который потом куда-то бесследно исчез.
А во-вторых, если мы подробнее рассмотрим фрагмент этой картины, то увидим в навершие этого обелиска металлический "шар", как на античных обелисках. Только сверху него имеется некий "крест", который скорее всего вовсе не был каким-то религиозным символом, а видимо, такой была форма приемного устройства, предположительно для сбора атмосферного электричества. Во всяком случае, этот самый "крест" совсем не похож на классические православные кресты. Кстати, точно такое же устройство мы видим и на куполе здания Казанского собора.
Еще один обелиск, мы видим на картине "Мраморный дворец и окрестности". И опять мы видим в его навершие металлический "шар", а на нем, что-то напоминающее орла с раскрытыми крыльями. Но ведь на гербе Романовых орел двухглавый. Так, может быть, это вовсе не орел, а просто такая форма еще одного вида приемного устройства? Впрочем, все это могли налепить поверх "шаров" уже потом. Главное, запомните эту "странность" - металлические "шары" в навершие обелисков, которые явно не были каким-то декоративным украшением.
И вовсе не случайно мы видим точно такие же четыре обелиска с "шарами" в навершие и на Полицейском мосту на картине "Полицейский мост на Невском проспекте".
И аналогичные четыре обелиска с "шарами" мы видим на мосту возле Николаевского собора на картине "Свято-Николаевский собор". При увеличении фрагмента этой картины можно увидеть и светильники, которые питались от этого устройства. Возможно, что с помощью "шаров" осуществлялось накопление и аккумуляция электрического заряда, а затем эта накопленная энергия шла на питание светильников на мосту. Конечно, это только гипотеза, но я думаю, что примерно именно так и работали эти устройства и немаловажное значение в накоплении и аккумуляции электричества имела кристаллическая решетка гранита, из которого и создавали эти обелиски. Впрочем, вы можете высказывать свои собственные версии.
Затем во второй половине XIX века все настоящие действующие устройства были изъяты враждебной человечеству силой, а вместо них осталось лишь внешнее подражание в виде карго-культа. А может быть просто после катастрофы середины XIX века изменилось не только атмосферное давление и климатические условия, но и заряженность электрического поля Земли и использование таких устройств стало неэффективным.
Источник: мой пост в сообществе "Альтернативные версии истории"