Из пристани верной мы в битву идём,
Навстречу грозящей нам смерти.
За Родину в море открытом умрём,
Где ждут желтолицые черти!
(Рудольф Грейнц австрийский поэт.1904г)
10 мая 1899 года на верфи "Крамп и сыновья” в Филадельфии (США) состоялась церемония закладки бронепалубного крейсера 1 ранга для русского флота. Корабль являлся во многом экспериментальным –его конструкция содержала большое количество инноваций. 31 октября 1899 года «Варяг» был торжественно спущен на воду. Заиграл оркестр, 570 русских моряков из команды нового крейсера грянули: "Ура!”.
Для Российской империи контроль над северной частью Китая, а также удержание Порт-Артура было частью союзнических обязательств, которые Россия приняла на себя в 1896 году по договору с Китаем. Россия своими сухопутными и морскими силами должна была защищать целостность Китая от покушений Японии.
В начале февраля 1904 года в порт столицы Кореи г. Сеула прибыли два русских корабля с дипломатической миссией: крейсер «Варяг» под командованием капитана первого ранга Всеволода Федоровича Руднева
и канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана второго ранга Григория Павловича Беляева.
8 февраля 1904 года в 4 часа дня русская канонерская лодка «Кореец» была обстреляна японской эскадрой при выходе из порта Чемульпо: японцы выпустили 3 торпеды, русские ответили из 37 мм. револьверной пушки. Не став дальше ввязываться в бой, «Кореец» поспешно отошел назад на рейд Чемульпо.
День закончился без происшествий. На крейсере «Варяг» военный совет всю ночь решал, как поступить в данной ситуации. То, что война с Японией неизбежна, понимали все. Чемульпо блокирован японской эскадрой.
Утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского — "Тэлбот", французского —"Паскаль", итальянского —"Эльба" и американского —«Виксбург», получили извещение от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией.
Эти сведения были доставлены на «Варяг» командиром французского крейсера" Паскаль". В 9 часов 30 минут утра 9 февраля на борту английского корабля "Тэлбот"капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу Сотокити, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы Варяг к полудню вышел из порта, в противном случае, в четыре часа японские корабли дадут бой прямо на рейде.
В 11:20 «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встретили проходящую русскую эскадру звуками оркестра. Нашим морякам предстояло с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. В половине двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя, русские проигнорировали сигнал. В 11:45 японцы открыли огонь.
За 50 минут неравного боя «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, из них 425 крупнокалиберных. Японские источники утверждали, что поражений японских кораблей не было. 6 японских крейсеров смогли за час 11 раз попасть в "Варяг".
На "Варяге" горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые матросы. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в страшное зрелище. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец". Получив критические повреждения, «Варяг» описал разворот в фарватере Чемульпо и был вынужден через час вновь вернуться на рейд. «…Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, - вспоминал потом командир французского крейсера, ставший свидетелем сражения, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…»
Уцелевшие матросы самоотверженно тушили очаги пожаров, аварийные команды заводили пластырь под крупную пробоину в подводной части левого борта. Согласно рапорту командира «Варяга», огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. Потери «Варяга» - из 570 человек команды 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было.
Тем не менее, положение «Варяга», получившего попадания 11 японскими снарядами, оставалось серьезным. На крейсере было повреждено управление. К тому же, серьезно пострадала артиллерия, из 12 шестидюймовых орудий уцелело только семь.
В. Руднев на паровом французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва русского крейсера возражал командир «Тэлбота» Люис Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13 час. 50 мин.
Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем всего экипажа, судовых документов и корабельной кассы на иностранные корабли. Офицеры уничтожали ценное оборудование, разбивали уцелевшие приборы, манометры, разбирали замки пушек, выбрасывая детали за борт. Наконец, были открыты кингстоны, и в шесть часов вечера «Варяг» лег на дно на левый борт.
Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль". Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся размещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона. Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача. Французские газеты писали по этому поводу: "Очевидно, американский флот еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций."
Командир канонерской лодки «Кореец», капитан II ранга Григорий Павлович Беляев, оказался более решительным человеком: несмотря на все предостережения англичан, он взорвал канонерскую лодку, оставив японцам на память лишь груду металлолома.
Матросы с русских кораблей через нейтральные порты вернулись в Россию. В апреле 1904 года экипажи прибыли в Петербург, моряков приветствовал Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.
Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Георгия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.
Беляев Г.П. награжден орденом Святого Георгия 4 степени. 22 ноября 1907г.скончался и был Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и введен в состав Японского Императорского флота под именем «Соя», но в 1916 году Российская Империя выкупила легендарный крейсер.
После заключения перемирия японское правительство нашло возможным наградить капитана Руднева за подвиг "Варяга". Сам капитан не хотел принимать награду от противной стороны, но Государь Николай וו лично попросил его сделать это. В 1907 году Всеволод Федорович Руднев был награжден орденом Восходящего солнца по личному приказу императора Муцухито Мэйдзи. Всеволод Фёдорович никогда не носил этот орден.
В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.
В феврале 1917 г. "Варяг" ушёл на ремонт в Великобританию, но поскольку большевики пришедшие к власти в октябре 1917 г. отказались платить за ремонт, англичане продали его германским фирмам на слом. При буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. В 2003 г. удалось отыскать место гибели "Варяга" в Шотландии и в 2006г. на берегу была установлена мемориальная доска.
В 1954 году в честь 50-летия боя Главком ВМС Н.Г.Кузнецов наградил 15 ветеранов медалями "За отвагу".
30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.
9 августа 1992 года открыли памятник командиру крейсера "Варяг" В.Ф.Рудневу в с. Савине Заокского района Тульской области, где он был похоронен в 1013 году.
Летом 1997 года во Владивостоке установлен памятник крейсеру "Варяг".
Если вам понравилась статья, поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на мой канал.