А поминать мы будем одного из ключевых деятелей Столетней войны, про которого... да, вы сами в курсе - ничего широкие массы про Столетку не знают, кроме трёх битв и Жанны. 13 июля 1380 года, ровно 637 лет назад, скончался Бертран дю Геклен - человек, который не просто так похоронен в аббатстве Сен-Дени, прямо рядом со своим королём. Случайные рыцари не покоятся в усыпальнице монархов...
Начну прямо с того момента, что всё-таки дю Геклен (du Guesclin), а не Дюгеклен, как в русской Википедии. Парой слов опишу, чем вообще дю Геклен интересен нам, и почему французы оказали ему столь высокую честь после смерти. Не хочется эту часть выносить в итоговые выводы статьи - де Монфора того же многие знают по песням Канцлера Ги, а вот дю Геклен известен только тем, кто действительно изучал Столетнюю войну.
ПАРА ОБЩИХ СЛОВ
Я однажды уже писал (https://vk.cc/6p90FS) о существенной проблеме с образом Столетней войны в массовом сознании. Поскольку мы в основном потребляем плоды англосаксонской культуры - британскую литературу и американский кинематограф, то и образ конфликта формируется соответствующий. Это не заговор какой-то, просто логично, что люди со времён Шекспира, через Конан Дойла и к Голливуду, прославляют свои победы - а не чужие.
Что в итоге получается? А получается, что в массовом сознании Столетка выглядит так: англичане победили при Креси, при Пуатье, при Азенкуре. Потом была Жанна д'Арк, а потом как-то так вышло, что выиграла войну Франция.
И всё.
Ну, кто-то ещё слыхал про Бой Тридцати и Жиля де Ре. Но та же битва при Нахере, крупнейшее сражение XIV века (https://vk.cc/6Seuiq) - это что?.. Это где? Это нахер, собственно? Ла-Рошель, Форминьи, Кастийон - шта?.. Какие Жан Бесстрашный, Арно де Барбазан, Этьен де Виньоль?
Так вот, забегая вперёд - именно личность дю Геклена и есть ответ на вопрос, как же так вышло, что после катастроф при Креси и Пуатье французы не просто сохранили дух и силы к сопротивлению англичанам - но и перевели войну в следующий век. Где и выиграли, тоже, кстати - далеко не усилиями одной пресловутой Жанны, но это другая история. Сегодня - про Бертрана дю Геклена.
"ОРЁЛ БРЕТАНИ"
Бертран родился, предположительно, в 1320 году, небогатом бретонскому роду из Монт-Брона. Источники лестно именуют его самым уродливым ребёнком в окрестностях - мягко говоря, будущий коннетабль Франции в детстве был неказист.
Детство Бертрана овеяно массой легенд, к которым, конечно, особенно серьёзно относиться не стоит. Якобы он (первенец, кстати) был крайне нелюбим родителями из-за своей внешности, не получал положенного рыцарю воспитания - вплоть до появления некой еврейской гадалки, напророчившей великое будущее. Ну, вы поняли.
Далее идут сведения о том, как в отрочестве Бертран вдруг начал проявлять исключительные способности к воинским искусствам, и 4 июня 1337 года впервые поучаствовал в турнире. Причём довольно успешно.
В общем, не станем углубляться в настоящий рыцарский роман - "позитивные мифы" не только в России бывают. Обратимся к началу военной карьеры. А стартовала она в 1341 году.
"ЧЁРНЫЙ ПЁС БРОСЕЛИАНДА"
Как вам, должно быть, известно, Столетняя война - не какой-то единый конфликт, а 116-летняя череда совершенно различных войн на разных территориях. Одна из таких составных частей - как раз Война за бретонское наследство 1341-1364 годов. Не так давно я рассказывал здесь о Симоне де Монфоре: так вот, как раз Монфоры (уже графы, а не бароны) добивались власти в Бретани. За спиной у них стояла Англия.
В свою очередь, их противники - дом Блуа, опирались на Францию и Кастилию. Именно на их стороне воевал дю Геклен. Молодой человек, надо сказать, иронично относился ко своей крайне непрезентабельной внешности, взяв девиз "Храбрость даёт то, в чём отказывает красота".
Конфликт, с одной стороны - локальный, с другой - интересный сам по себе, так что я не стану подробно разжёвывать его в посте о конкретной личности: лучше при случае подробно поговорим. Отмечу только, что способности к войне у Бертрана и правда сразу же проявились в полный рост.
Тут-то он и получил звучное прозвище "Чёрный Пёс Броселианда" - дело в том, что Пемпонтский лес считали прототипом сказочной локации из эпоса о короле Артуре. А именно там протекали увлекательные события. Дю Геклен несколько раз попадал в плен, освобождался за выкуп - нормальный процесс феодальной войны. Репутация крепла быстро.
Наш герой весьма отметился при осаде Ренна англичанами в 1356-1357 годах: там даже состоялся поединок между ним, и английским рыцарем Уильямом Бамбору. Бертран убил соперника. Затем удалось защитить Динан. Важная победа на англичанами будет добыта дю Гекленом при Кошереле 16 мая 1364 году: тут Бертран - уже полководец, с армией до 3000 человек.
Отстоять Бретань не получится. В том же 1364 году (29 сентября) состоится Битва при Оре, в котором Блуа и французы будут решительно разбиты англичанами (сам Блуа погибнет).
Регион достался Монфорам, но дю Геклен выжил, и обратил на себя внимание Карла V Мудрого - как раз перед самым Кошерелем из дофина Франции сделавшегося её королём.
НА КОРОЛЕВСКОЙ СЛУЖБЕ
Здесь важно понимать, что состояние французской армии после Креси 1342 года и Пуатье 1356 года было... прямо скажем, не очень хорошим. Страна понесла страшные потери в невосполнимом - рыцарях, и со всем этим нужно было что-то делать. Король увидел в Бертране дю Геклене одного из тех людей, которые смогут.
В 1365 году англичане освободили пленённого (при том же Оре) Бертрана - выкуп заплатил сам король. На счету у дю Геклена к тому моменту было немало военных неудач, но зато были и прекрасные победы - особенно, когда дело касалось крепостей. В итоге, именно его-то и отправили во главе французской армии на Пиренеи.
О том, зачем вообще Франции было воевать против Англии на территории нынешней Испании, я вполне подробно рассказывал в посте о битве при Нахере. Ссылка на который была выше. А ещё вот это: https://vk.cc/6szIL5
Так что повторяться не станем, отмечу то, о чём в постах сказано толком не было.
Так вот, едва ли Конан Дойл написал бы "Белый Отряд", сводись весь Пиренейский поход к одной только Нахере. До неё война там, вообще-то, шла около двух лет - и дю Геклен проявил себя отлично. В декабре 1365 года Бертран вторгся на территорию Наварры и Арагона, последовала череда успехов - но она оборвалась битвой при Нахере.
Однако, Битва при Монтьеле 1369 года стала славным реваншем - благо, на этот раз рыцарей Англии во главе с Эдуардом Чёрным Принцем тут уже не было. Союзные англичанам кастильцы разбиты, король Педро Жестокий убит, лояльный Франции бастард Энрике садится на его трон - и основывает тем династию Трастамара, которая позже объединит Испанию.
Кампания всё-таки выиграна, серьёзнейшая стратегическая проблема Франции решена - угроза с юга остаётся, но делается несравнимо слабее, чем победи в кастильской гражданской войне Педро Жестокий. Тот-то для Франции был очевидным врагом, хоть и не самым верным другом англичан.
КОННЕТАБЛЬ ФРАНЦИИ
Вернувшись на родину в 1370 году, Бертран дю Геклен стал коннетаблем Франции. На тот момент это была высшая военная государственная должность - то, что позднее превратилось в "маршала". На последующие 10 лет именно он стал ключевым полководцем своей страны в Столетней войне.
И вот тут можно было бы включить режим справочника, начав перечислять события с датами, но я хочу сказать о другом. Давайте-ка обратимся к русской Вики:
"Дю Геклена трудно назвать великим полководцем, и проигранных сражений на его счету не меньше, чем выигранных"
Ну, вот что тут можно сказать? Разве что процитировать Филиппа Филипповича Преображенского, о суждениях в присутствии людей с университетским образованием. На самом деле, суть величия дю Геклена и его вклада в Столетнюю войну именно в том, что особенных громких побед в генеральных сражениях-то и нету. Парадокс?
Нисколько. Не так давно я говорил о том, как в ходе Итальянских войн XVI века французы продолжали тяготеть к стратегии генеральных сражений, тогда как испанцы уже били их "тотальной войной". Почитайте: https://vk.cc/6Sfn3x
Так вот, если бы французы лучше распорядились наследием дю Геклена - как раз они имели бы шансы стать новаторами в этой области.
Недаром дю Геклена иногда называют продолжателем античной традиции Фабиевой стратегии - как раз уклонения от генеральных сражений, в постоянными манёврами и относительно мелкими ударами в нужные места.
Иначе Франция, обескровленная рядом тяжёлых поражений в генеральных сражениях, выстоять бы просто не смогла. Ресурсов очень мало, так что Бертран обратился к античному опыту, и начал воевать малыми силами - но в "тотальном" стиле, сразу везде, делая ставку на быстрые манёвры. Было организовано и что-то вроде "партизанщины", и некий прообраз диверсионной деятельности, и многое другое.
Вот именно в этом главная заслуга нашего героя и состоит. Пресловутая Жанна д'Арк ещё даже не родилась - и не пришлось бы ей бороться за Францию, если бы Бертран дю Геклен в 1370-1380 годах не отстоял то, что у его страны ещё оставалось. Да, сделал он это не в пафосном стиле триумфатора великих сражений - но как блестящий организатор военных кампаний, которые и без "генералок" приносят успех. Когда сил-то на ещё одно Креси, Пуатье или Нахеру просто-напросто нет: рыцари же не воспроизводятся, как кролики...
LA FIN
Проведя всю свою взрослую жизнь на войне, дю Геклен и умер в 1380 году именно в ходе очередной кампании. Почему-то русская Вики говорит, что погиб. Это неправда - скончался от болезни (неудивительно, уже около 60 лет, а жизнь выдалась непростая), во всё том же пресловутом Лангедоке. Ещё помнящем Монфоров - общих с Бертраном врагов...
Такая история. Перед нами - не лучший тактик XIV века, но блистательный военный стратег, и один из важнейших полководцев в истории Франции. Какую бы там чушь Википедия ни порола на эту тему. Что поделать, на фоне Наполеона с Конде или Баярдом теряются даже такие, как он. Военная история Франции, мягко говоря - очень богата и славна. Дю Геклен не одинок в подобной незавидной участи относительного забвения - многие ли пару слов скажут о Тюренне или Фоше, например...
Впрочем, сами-то французы прекрасно помнят подвиги Бертрана. И современники тоже оценили его усилия по достоинству.
Давайте поминать человека, без которого Франция едва ли выиграла бы Столетнюю войну - даром, что умер он в то время, когда победа была ещё очень-очень далека. Она случится только в 1453 году, спустя 73 года после гибели дю Геклена: целая жизнь, не самая короткая... Конфликт протяжённостью в 116 лет, это не шутки.
Раз Бертран был бретонцем, то и пить будем бретонское же вино. Не Прованс, но уважить-то героя нужно.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат