Всем привет!
С 1945-го по 1994-й год в Германии находилась группировка Советских, а позже Российских войск. За это время называлась она по разному - ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ. Но суть её не менялась - это было самое мощное оперативно-стратегическое объединение не только в Советской Армии, но и во всём мире.
За сорок девять лет здесь проходили службу 8,5 миллионов человек, сотни тысяч наших сограждан родились в ГДР, провели там своё детство, учились в школах.
Так вышло, что трое из нашей семьи тоже служили там в разное время. Прям семейная традиция. Отец - сразу после войны.
Немцы угнали его на работы в Германию. А когда наши освободили, тут же призвали в армию. Он приврал, что умеет водить машину, и ему дали студебеккер. На нём он и ездил по немецким дорогам. Поначалу не очень-то получалось.
Однажды он вёз в кузове орудийный расчет и пушку на прицепе. Пушку довёз нормально, а вот расчет довезти не сумел. Старшина-артиллерист остановил машину и сказал: Сынок, мы всю войну прошли и остались живы. А ты с такой ездой угробишь нас в мирное время. Мы уж лучше дойдём пешком.
Но потом у отца всё постепенно наладилось - он шоферил в Германии, потом на Брянщине и даже на Чукотке. Слышал я от него много интересных историй. Часть из них планирую разместить на этом канале.
А я попал в армию много позже. Главкомом тогда был генерал армии Ивановский Евгений Филиппович. Он дольше всех возглавлял ГСВГ - с 1972 по 1980 год. Так что при нём служили многие.
Наверное все, кто попал в Германию, помнят пересылку во Франкфурте на Одере. Это было первое, с чем нас познакомила ГДР. Спали на голых нарах и ждали, когда нас разберут покупатели.
Из вещичек - новая шинель и тощий вещмешок, в котором остатки сухпайка. Да ещё виртуальный маршальский жезл, который по мнению Наполеона, каждый солдат должен носить в своём ранце.
На пересылке решалась наша дальнейшая судьба - где будем служить. И можно было только гадать, в какую часть попадём. Мы бродили по открытой площадке внутреннего двора - будущие танкисты, ракетчики, стрелки и солдаты других родов войск.
Здесь были парни со всех концов нашей страны, но я всматривался только в лица своих земляков из Питера - искал знакомых. Нас отличить было очень просто - в ЛенВО всех одели в хэбэшки салатного цвета. Да ещё и блестящие. Больше ни у кого такого убожества не было.
Какой умник придумал такой материал для хб? Был он тоньше обычного и притом здорово мялся. Из него в то время делали костюмчики для детей. Мы с облегчением вздохнули, когда через полгода избавились от этой формы и перестали смешить людей.
Извините, немного отвлёкся. Так вот, я как и все, слонялся по той площадке. И вдруг заметил офицера, который ходил между нами и спрашивал, кто знает английский язык. Вряд ли он набирал солдат для агентурной работы на Западе. Но в разведку или спецназ - вполне возможно.
Об этом можно было только мечтать. Поэтому я поспешил к нему, представился и сказал, что прилично владею языком.
Он произнёс несколько фраз по английски, и я довольно бойко ему отвечал, чередуя две фразы: I don't know, I don't understand. (Не знаю, не понимаю).
Ещё на всякий случай добавил, что хорошо работаю на ключе. Действительно, в школе нас учили на радиотелеграфиста. Так что немного подучить, и я уже готовый Джеймс Бонд.
Поскольку выбор у офицера был невелик, он согласился взять меня в свою часть. Сказал, чтобы я никуда отсюда не уходил, а сам пошёл оформлять на меня заявку. И тут, как назло, выкрикнули мою фамилию.
Подошёл к армейскому пазику. Рядом стоял небольшого роста офицер, но с тремя звёздами поверх двух просветов. Как потом оказалось, это был замполит нашей части полковник Свиридов. Он сам приехал за новобранцами.
Сказал ему, что меня уже забирают в другую часть. Но это ничего не изменило в моей судьбе. Планы стать разведчиком полностью провалились. Всё решили минуты.
Вот так я попал не в разведку, а на ядерную базу Лихен-2, где прослужил все два года. Мы ведь не выбирали место службы - служили там, куда Родина послала. Послала бы нас Родина ещё куда подальше - служили бы там.
И здесь, чтобы не терять время даром, решил я заняться английским языком. Ведь недаром говорил император Карл V: "Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек". И я с ним согласен.
А времени у меня на это было целых два года. Брал с собой в караул Большой Англо-русский словарь и штудировал его в свободное время.
Однажды этот словарь увидел начкар - капитан с 1-го дивизиона. И очень обрадовался. Он тоже увлекался английским, а совершенствовать разговорный язык было не с кем. Вот с ним мы и стали его совершенствовать, когда вместе попадали в караул.
Кроме того, без труда сдал на 3 класс радиотелеграфиста, но это для лишнего значка на грудь.
Вот так прошла и закончилась моя армейская служба. Хорошо помню, как пошёл я вставать на учёт в военкомате. Компанию мне составил мой двоюродный брат Александр. А через год и он пошёл в армию. И тоже оказался в ГСВГ.
Вот он как раз и попал в те войска, в которые чуть не попал я. Ходили они в морской форме, но на дембель уезжали по гражданке. На службе их учили драться на земле и под водой в аквалангах. И всяким другим премудростям.
Так трое из нашей семьи проходили службу в Германии. Трое из восьми с половиной миллионов. Отец - при маршале Г.К. Жукове, мы с братом - при генерале армии Е.Ф. Ивановском. Только старший брат подкачал - служил в Венгрии.
Всем удачи!