Может показаться, что британский фильм «Всё могу» (2015) – это всего лишь ремейк «Брюса Всемогущего», который приправили некоторыми английскими особенностями поведения. Однако это категорически не так. Ибо в противном случае знаменитому комедийному коллективу, более известному как «Монти Пайтон», не имело бы смысла заново собираться.
Хотя надо признаться, что замысел ленты оказался понятным отнюдь не всем. В частности, не все уловили отсылок к фильму 1936 года «Человек, способный творить чудеса», сценарий к которому по мотивам собственного же рассказа создал Герберт Уэллс.
В отличие от всех прочих творений на тему всемогущества именно в этой кинокартине ярче всего выделена социальная и политическая составляющая, которая настолько умело замаскирована комедийными репликами, что стала доступной далеко не каждому.
Опять же будет более уместно сравнить ленту с совестим младотриллером «Тайна железной двери» (1970), откуда спички как высшая ценность перекочевали в «Кин-дза-дзу». Или опять же с советским анекдотом про Золотую Рыбку, где имелась ключевая фраза: «С ума сойти!!!»
Начнем с того, что «Всё могу» в первую очередь является критикой т.н. «протестантской этики капитализма». Мол, если я богат, то «угоден небесам». Неоднократно приходилось встречать персонажей, которые были уверены, что поймали удачу за хвост и Вселенная им благоволит, так как они якобы представляют нечто особое.
Обычно подобное везение в сложном узоре Глобального Промысла никак не связано с тем, что человек начинает вести сытую жизнь. Нередко это вообще находится по ту сторону как веления Небес (как это было показано в «Брюсе Всемогущем») или же пожеланий инфернальных сил (вспоминайте «Ослепленного желаниями»).
Везение (процветание, богатство и т.п.) является испытанием, а потому, например, в русской традиции «внезапно привалившему счастью» не были особо рады, ибо это грозило большими неприятностями. Собственно как и произошло с главным героем рассматриваемого нами фильма.
Учитель школы наделен удивительной возможностью – творить всё, что он захочет. Он ни разу не задумывается, почему подобное произошло. И после некоторых причудливых и невольных желаний творить доброе у него не получилось, хотя вроде бы и намеревался.
И здесь мы сталкиваемся с очередным аспектом критики современной мировой системы. Современная западная цивилизация построена на том, что где-то в мире должны быть голодные и бедные. Опять же не всегда понятно, что есть «хорошо», а что есть «плохо».
Подобные категории обладают разным наполнением в зависимости от системы нравственных координат. В этом отношении межгалактический совет напоминает ООН, в котором никак не могут договориться. И наличествует очередное указание на то, что не надо сломя голову ломиться во «тьму внешнего космоса», что было главной идеей недавнего триллера «Конец света».