Когда в молодой семье Земцовых появился первенец, бабушка со стороны мужа попросила назвать новорождённого Родионом. Она сказала, что ребёнка нужно называть именем того родственника, который достиг благополучия в жизни, добился больших успехов, был здоров и являлся примером для других. Всеми этими достоинствами обладал её брат Родион, который занимал довольно высокое положение в обществе и достиг многого своим умом и трудом, его уважали и к нему прислушивались. Никто с бабушкой не спорил. Так на земле появился новый гражданин Родион Александрович Земцов.
Ребёнок рос здоровым, весёлым и любопытным. В начальных классах мальчик учился на отлично, быстро читал и решал задачки, был послушным, и всё шло хорошо.
Прабабушка восхищалась и не раз приговаривала, что правильно ребенка назвали. Отец в таких случаях смеялся и напевал песенку из знаменитого мультфильма:
Имя вы не зря даёте,
Я скажу вам наперёд:
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт!
Когда мальчик учился в шестом классе, прабабушки не стало. Похоронили её рядом с тем самым братом, которым она так восхищалась.
Дальнейшие достижения правнука старушке не суждено было узнать. А достижения стали потихоньку ослабевать, и уже шестой класс Родион окончил с четырьмя тройками. После родительского собрания, конечно же, состоялся неприятный для него разговор, и Родион пообещал исправиться в седьмом классе.
Все лето паренек гонял футбол, подтягивался с ребятами на турнике, да и тренер по плаванию скучать не давал. А вот наука школьная в голову не лезла совсем. И свое обещание выучить разные правила по русскому да по математике Родион, конечно же, нарушил. Зато за лето он вытянулся, стал высоким и крепким.
– Ой, Родька, какой ты стал здоровяк, – сказала ему одноклассница Лида, худенькая отличница с двумя косичками, когда класс собрался после каникул на предварительный сбор.
– А я и не хочу быть хилым ботаником, – ответил он небрежно, чем невольно обидел Лидочку.
«На что это он намекает?» – надулась девочка и отошла в сторонку.
Но парнишка по простодушию своему этого даже не заметил.
– Так, Родион, записываю тебя в спортивную секцию по волейболу, – сказал физрук.
– Зачем мне ещё волейбол? Я, итак, на плавание хожу, – начал было сопротивляться парень.
– Ничего, успеешь и на волейбол. Надо же кому-то честь школы защищать! А выше тебя на вашей параллели никого нет, так что подходишь. Всего лишь два раза в неделю.
– Ладно, – согласился Родион, хотя родители были против.
– Когда уроки учить будешь? – возмущалась мать. – Спорт – это хорошо, но во всём должна быть мера. А учёба – это главное.
– Мам, я попробую. Если не буду успевать, что-нибудь брошу, – ответил сын.
Сначала Родион стал немного стараться, а потом смекнул, что незачем мозги напрягать, когда можно в Лидочкину тетрадку заглядывать, поэтому и сел он за одну парту с отличницей. Девочка обид долго не держала, и списывать давала всем, кто попросит, поэтому Родику жилось некоторое время легко и комфортно.
Неприятность случилась, когда учительница по математике, тетка злая и дотошная, заметила искусство Родиона вытягивать шею и косить глаза в чужую тетрадь. Их пересадили, чему Лида была очень рада, потому что Родион и сам не слушал ничего, и ей мешал. То вертится, то на стуле качается, с мальчишками вечно о чем-то перешептывается. А Родион расстроился. Эта девочка ему в последнее время очень понравилась, и на уроках он не сводил с неё глаз, а на переменах часто задевал её.
– Что, Лидок-голубок, – дергая за косичку, смеялся Родион, – мы тут все решили наехать на училку, что она нам стих не задавала учить. А ты с нами или заложишь всех?
И хотя Лида никогда не ябедничала, но обидно же! Эти лодыри все выходные веселились, а она над книжками сидела. А теперь еще и виноватой остается. Поэтому голубок сердился, надувал губки, ручки ставил в бока, злобно смотрел на Родиона, а сделать ничего не мог.
Учёба у паренька стала совсем хромать.
– Родион, о чем ты думаешь? – не раз выговаривала ему классная. – У тебя же потрясающая память! Ты всё усваиваешь на уроках. Ну что тебе стоит прийти домой и повторить хоть немного? Если бы ты книжки хоть чуть-чуть открывал, то проблем бы не было.
Родион мялся, что-то мямлил в ответ, обещал, а сам поглядывал по сторонам, и думал, куда бы сбежать от неприятного разговора.
Зато как за него болел класс, когда он выступал на соревнованиях!
– Родька, давай! Давай! Быстрее! – кричали одноклассники и прыгали на трибунах во время заплыва.
Лида тоже кричала, аплодировала и смеялась. А Родиону было приятно, и он старался как только мог, изо всех сил грёб руками. А когда он стоял на пьедестале и ему вручали грамоту и медаль на глазах у всех, гордость переполняла паренька. На душе было светло от того, что Лидочка видит, какой же он все-таки молодец!
Седьмой класс Родион окончил уже закоренелым троечником. Он дал очередное обещание своим родителям, что больше такое не повторится, снова обещал за лето подтянуться по основным предметам, и снова это были только обещания. Мать пыталась нанять репетиторов, но затея эта ничего, кроме расходов, не принесла. Родион и репетиторов слушал в пол-уха, гадал, чем же занята Лидочка, и ждал вечера, когда можно будет с мальчишками погонять мяч во дворе.
– Смотри, Олеся, наш Родион снова подрос и смотрится старше своих одноклассников, – как-то заметил отец.
– Лучше бы он был умнее своих одноклассников, – недовольно ответила мать.
В восьмом классе Родион стал ещё и балагурить. Ему нравилось ляпнуть что-нибудь, чтобы рассмешить ребят на уроках. Шутки его были глупыми, бестолковыми. Учителя часто сердились, уроки срывались, родителей в школу стали вызывать чаще.
– Ах, если бы прабабушка видела «успехи» нашего мальчика, она бы от расстройства снова легла бы в гроб, – сокрушалась порой мать, приходя домой после очередной беседы со школьными учителями.
– Похоже пора ему дать ремня, – не раз порывался отец, но до этого все-таки не доходило.
Родион часто выступал на соревнованиях по плаванию, ездил на сборы, естественно, пропускал занятия и успеваемость падала ещё больше. Единственным человеком, который заступался за него перед педагогическим коллективом, был физрук. Он постоянно твердил на всех педсоветах, что честь школы в спорте защищать тоже кто-то должен и не ставить же под сетку тщедушных подслеповатых отличников, которые без своих очков не разглядят в какую сторону мяч летит.
Список рассказов
Рассказ "Лучший воспитатель". Часть 1
Часть 2