В 1991 г. рухнул СССР. Под его руинами оказались похоронены сотни высокотехнологичных проектов. Вызовы современности заставили вспомнить и возродить некоторые из них.
Стратегический ракетоносец ТУ-160М
История межконтинентального бомбардировщика уходит в далекий 1952 год. Реалии холодной войны потребовали создания средств доставки ядерной бомбы к берегам вероятного противника. Советские ученые приступили к разработке авиационных носителей атомного оружия, способных достичь территории США.
Развитие средств ПВО до середины 70-х приостановило эти работы в пользу баллистических ракет. В 1974 г. КБ А.Н.Туполева получило заказ на разработку принципиально нового самолета. Требований к летательному аппарату хватило бы на две самостоятельных модели.
Совершить трансокеанский перелет, нанести удар и вернуться на базу. Достигать сверхзвука на больших высотах и преодолевать систему ПВО противника на сверхмалых. В кооперации с КБ А.Н.Туполева работало более 800 предприятий и НИИ.
Результатом совместной деятельности стал сверхзвуковой стратегический бомбардировщик - ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла ТУ-160. Первый испытательный полет состоялся 18.12.1981 г. В войска машина начала поступать в 1987 г. Несмотря на постигшие страну потрясения производство ТУ-160 различных модификаций продолжалось до конца 90-х годов.
События, последовавшие за 2014 г. заставили по-новому взглянуть на вопросы обороноспособности страны. В мае 2015 г. Президент РФ принял решение о возобновлении производства ракетоносцев.
25.01.2018. МО РФ заказало десять самолетов на общую сумму 150 млрд. руб. Всего планируется приобрести 50 машин. 16 "стратегов" пройдут глубокую модернизацию.
Было обновлено оборудование Казанского авиазавода в цехах которого производился ТУ-160. Параллельно велась разработка усовершенствований.
12.01.2022 г. на высоте 600 м. состоялся первый 30-минутный полет построенного с нуля стратегического бомбардировщика - ракетоносца ТУ-160М "Белый лебедь". Степень модернизации летательного аппарата достигла 80% и затронула двигатели, системы навигации, управления самолетом и вооружением.
Ближнемагистральный пассажирский самолёт Ил-114
Самолет предназначался для замены морально устаревших Ан-24/Ан-26, Як-40, Ту-134. Разработка началась в 80-х годах. В 1990 г. совершен первый полет. На этом проект забуксовал.
Производственные мощности оказались на территории независимого Узбекистана. Процесс сертификации затянулся на десятилетие. Авиаперевозчики нашли альтернативных поставщиков летной техники.
Ил-114 оказался невостребованным. Серийное производство не началось. 6 машин до 2018 г. эксплуатировались на внутренних узбекских авиалиниях.
В 2017 г. в РФ принято решение о реанимации проекта и создании производства на базе Воронежского авиационного завода. В декабре 2022 г. Правительство РФ выделило "Объединенной авиастроительной корпорации" 550 млн. руб. на доработку ИЛ-114.
Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер Ил 96
Разрабатывался с 70-х годов в качестве альтернативы пассажирским Boeing. Первый полет состоялся в 1988 г. На 1993 г. планировался запуск серийного производства. К этому времени имеющий конкурентоспособные характеристики самолет стал ненужным.
Государство не имело средств для госзаказа. Частные авиаперевозчики не хотели приобретать авиатехнику без развитой сервисной сети. Выпуск ограничился 30-ю экземплярами.
В 2009 г. производство прекратилось.
К идее создания на базе Воронежского авиазавода отечественного модернизированного широкофюзеляжного самолета вернулись в 2016 г. Несмотря на мировой кризис авиаперевозок, вызванный эпидемией Covid-19, работы продолжаются по настоящее время. Сумма инвестиций составила 10 млрд.руб. На 2023 г. планируются сертификационные испытания.
Многоцелевой вертолет-амфибия – Ми-14
Способен приводняться, рулить на воде и взлетать с водной поверхности. Успешно эксплуатировался с 1974 г. на флотах СССР, в странах Варшавского договора, Ближнего Востока.
Выпускался в трех вариантах:
- Противолодочный.
- Поисково-спасательный.
- Буксировщик.
Выпуск прекратился в 1986 г.
В 2015 г. в рамках импортозамещения корпорация "Вертолеты России" представила проект модернизации и возобновления производства Ми-14.
Практика прошедших десятилетий показала, что строить долгосрочные планы развития на основе иностранных поставок современной техники комфортно, но чревато технологической зависимостью.
Похоже понимание проблемы пришло в коридоры власти - дело двинулось с мертвой точки, что очень сильно радует.