Найти тему
Седые хроники времён

"Воскрешённые" разработки СССР: Проекты, которые удалось спасти, сохранить и возобновить

Оглавление

В 1991 г. рухнул СССР. Под его руинами оказались похоронены сотни высокотехнологичных проектов. Вызовы современности заставили вспомнить и возродить некоторые из них.

Стратегический ракетоносец ТУ-160М

История межконтинентального бомбардировщика уходит в далекий 1952 год. Реалии холодной войны потребовали создания средств доставки ядерной бомбы к берегам вероятного противника. Советские ученые приступили к разработке авиационных носителей атомного оружия, способных достичь территории США.

Развитие средств ПВО до середины 70-х приостановило эти работы в пользу баллистических ракет. В 1974 г. КБ А.Н.Туполева получило заказ на разработку принципиально нового самолета. Требований к летательному аппарату хватило бы на две самостоятельных модели.

Совершить трансокеанский перелет, нанести удар и вернуться на базу. Достигать сверхзвука на больших высотах и преодолевать систему ПВО противника на сверхмалых. В кооперации с КБ А.Н.Туполева работало более 800 предприятий и НИИ.

Результатом совместной деятельности стал сверхзвуковой стратегический бомбардировщик - ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла ТУ-160. Первый испытательный полет состоялся 18.12.1981 г. В войска машина начала поступать в 1987 г. Несмотря на постигшие страну потрясения производство ТУ-160 различных модификаций продолжалось до конца 90-х годов.

События, последовавшие за 2014 г. заставили по-новому взглянуть на вопросы обороноспособности страны. В мае 2015 г. Президент РФ принял решение о возобновлении производства ракетоносцев.
Ракетоносец ТУ-160М "Белый лебедь"
Ракетоносец ТУ-160М "Белый лебедь"

25.01.2018. МО РФ заказало десять самолетов на общую сумму 150 млрд. руб. Всего планируется приобрести 50 машин. 16 "стратегов" пройдут глубокую модернизацию.

Было обновлено оборудование Казанского авиазавода в цехах которого производился ТУ-160. Параллельно велась разработка усовершенствований.

12.01.2022 г. на высоте 600 м. состоялся первый 30-минутный полет построенного с нуля стратегического бомбардировщика - ракетоносца ТУ-160М "Белый лебедь". Степень модернизации летательного аппарата достигла 80% и затронула двигатели, системы навигации, управления самолетом и вооружением.

Ближнемагистральный пассажирский самолёт Ил-114

Самолет предназначался для замены морально устаревших Ан-24/Ан-26, Як-40, Ту-134. Разработка началась в 80-х годах. В 1990 г. совершен первый полет. На этом проект забуксовал.

Производственные мощности оказались на территории независимого Узбекистана. Процесс сертификации затянулся на десятилетие. Авиаперевозчики нашли альтернативных поставщиков летной техники.

Ил-114 оказался невостребованным. Серийное производство не началось. 6 машин до 2018 г. эксплуатировались на внутренних узбекских авиалиниях.

Ил-114 в полете
Ил-114 в полете

В 2017 г. в РФ принято решение о реанимации проекта и создании производства на базе Воронежского авиационного завода. В декабре 2022 г. Правительство РФ выделило "Объединенной авиастроительной корпорации" 550 млн. руб. на доработку ИЛ-114.

Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер Ил 96

Разрабатывался с 70-х годов в качестве альтернативы пассажирским Boeing. Первый полет состоялся в 1988 г. На 1993 г. планировался запуск серийного производства. К этому времени имеющий конкурентоспособные характеристики самолет стал ненужным.

Государство не имело средств для госзаказа. Частные авиаперевозчики не хотели приобретать авиатехнику без развитой сервисной сети. Выпуск ограничился 30-ю экземплярами.

В 2009 г. производство прекратилось.

Ил-96 в полете
Ил-96 в полете

К идее создания на базе Воронежского авиазавода отечественного модернизированного широкофюзеляжного самолета вернулись в 2016 г. Несмотря на мировой кризис авиаперевозок, вызванный эпидемией Covid-19, работы продолжаются по настоящее время. Сумма инвестиций составила 10 млрд.руб. На 2023 г. планируются сертификационные испытания.

Многоцелевой вертолет-амфибия – Ми-14

Способен приводняться, рулить на воде и взлетать с водной поверхности. Успешно эксплуатировался с 1974 г. на флотах СССР, в странах Варшавского договора, Ближнего Востока.

Выпускался в трех вариантах:

  1. Противолодочный.
  2. Поисково-спасательный.
  3. Буксировщик.
Ми-14 в полете
Ми-14 в полете

Выпуск прекратился в 1986 г.
В 2015 г. в рамках импортозамещения корпорация "Вертолеты России" представила проект модернизации и возобновления производства Ми-14.

Практика прошедших десятилетий показала, что строить долгосрочные планы развития на основе иностранных поставок современной техники комфортно, но чревато технологической зависимостью.

Похоже понимание проблемы пришло в коридоры власти - дело двинулось с мертвой точки, что очень сильно радует.

СССР
2461 интересуется