Найти в Дзене
Пакет Истории

Писистрат и его тирания

После отъезда Солона, борьба в Афинах разгорелась с новой силой. В ней участвовали три политические группировки: 

- жители равнины- педии, представители крупного землевладения (эвпатриды), которые стремились к возврату досолоновских порядков. Эту группировку возглавлял Ликург.

-паралии- жители приморской полосы, среди которых преобладали торговцы и ремесленники. Они боролись за сохранение солоновских реформ, которые дали им большие права в управлении полисом. Их возглавлял Мегакл из рода Алкмеонидов.

-диакрии- крестьяне гористой области Аттики, которые были недовольны реформами Солона и стремились к переделу земли. Их возглавил Писистрат.

Эти группировки не были политическими партиями в современном понимании. Во главе любой из них стояли знатные роды, которые опираясь на накопленные богаства, корпоративные связи, значительный слой зависимых людей (формально свободных, но фактически привязанных к знатным родам), готовились к схватке за власть и использовании ее в своих коростных интересах. Аристотель характеризуя группировки называет их партиями и указывает, что паралии «добивались среднего образа правления», то есть равновесия устанавливали реформы Солон (между богатыми и бедными), педии «стремились к олигархии», а диакрии «казались приверженцами демократии». К диакриям, пишет Аристотель в «Афинской политии»: к ним примкнули с одной стороны те, которые лишились денег отданные взаймы, - ввиду стесненного положения; с другой – люди нечистого происхождения – в следствии стараха (под нечистым происхождением Аристотель имеет ввиду незаконное включение людей в гражданские списки). Из этого видно, что у Писистрата была самая широкая социальная база, что и обеспечило в будущем ему успех. 

2.Писистрат происходил из древнего знатного афинского рода. Он был богатым человеком, владел золотыми рудниками во Фракии. Его возвышение началось во время войны за Соломин, где он показал себя храбрецом. Напуганные ростом его влияния эвпатриды попытались организовать покушение на его жизнь, но оно не удалось. Интересно, что Геродот в своей «Истории» (книга первая Клио) высказывал сомнение в реальности заговора против Писистрата и удтвержадл, что тот сам для видимости поранил себя и своих мулов.Так или иначе, по требованию диакриев, народное собрание выделило Писистрату охрану, состоящую из крестьян вооруженных дубинами. Опираясь на поддержку крестьян и силу своих дубинщиков, Писистрат в 560 г. до н.э. захватил власть в Афинах. Геродот пишет, что «он не изменил законов и урпавлял государством правильно и честно согласно установившимся порядкам. Царствовал он не долго: сторонники Мегакла и Ликурга пришли к соглашению между собой и изгнали его». Союз педиев и паралиев существовал недолго, в скоре между ними разгорелась борьба и Мегакл, как пишет Геродот «теснимый собстевнной партией предложил Писитрату «не желает ли он жениться на его дочери и получить за это власть». Не трудно догодаться, что Писистрат принял согласие. В связи с этим, у Геродота есть сообщение об интересной политической технологии древности, которая впрочем, и сегодня активно используется политическими имиджмэйкерами: сообщники нашли в окрестностях Афин женщину по имени Пия, статную и красивую. Надев на неё полное вооружение, они поместили её на колесницу и направили в город. Впереди бежали глашатаи, которые возвещали «афиняне! Примите Писистрата радушно. Сама Афина почтила его больше, чем кого-либо и теперь возвращает его на свой Акропль!». Об этом тот час разнеслась молва по городу и окрестностям и горожане к глубокому разочарованию Геродота, поверили, что женщина эта сама богиня – молились ей и с радостью принимали Писистрата, который въезжал на колеснице стоя рядом с Пией.

После этого, как пишет Аристотель, на седьмом, приблизительно, году он был изгнан вторично. Причиной явилось то, что Писистрат, женившись на дочери Мегакла, воздерживался от супружеской связи с ней, так как имея взрослых сыновей якобы боялся иметь потомков от женщины, происходившей из рода Алкмионидов, счетавшегося проклятым. Оскорбленный Мегакл возродил союз с педиями и выступил против Писистрата, который отправился в изгание, которое продолжалось 11 лет. Распологая большими средствами от владения пангейскими рудниками во Фракии, Писистрат набрал наемное войско и получив поддержку от города Эритрии (остров Эвбея), фессалийцев и фиванцев, направился завоевывать Афины. Со своими силами он высадился в Аттике и занял Марафон, куда, как пишет Геродот « к ним пришли из города соумышленники их, из деревень явились и другие люди, которым тирания была милее свободы». Афиняне направили силы, которые расположились лагерем напротив лагеря Писистрата. 

«…Афинские граждане обедали и играли в кости, другие – заснули…»

Писистрат застал войско афинян в расплох и обратил его в бегство. «Когда они бежали, двум сыновьям своим он велел сесть на лошадей и послал их вперед, догнав бегущих, они передали слова Писистрата не бояться и вернуться каждому к родному очагу». Так, Писистрат в третий раз овладел Афинами и пробыл у власти до конца жизни (527 г. до н.э.). Таким образом, правление Писистрата, если не считать перерывов, составило 33 года (560-527). Некоторые ученые сомневаются в подлинности второго изгнания. Но в то же самое, категорических оснований так не считать, тоже нет.

В связи с возвращением Писистрата, Аристотель приводит историю о том, как он разооружил народ. 

Устроив смотр войска, он попробовал обратиться с речью и говорил не долго, а когда присутствующие стали говорить, что не слышат, он предложил им подойти поближе к преддверью Акрополя, но по древнему обычаю сняв с себя оружие. В итоге, пока он произносил речь, люди Писистрата собрали оружие и заперли его в ближайшем здании. Получив знак, Писистрат завершил речь вдруг заговорив об оружии: не надо беспокоиться, но следует возвратиться по домам и заниматься своими делами, а обо всех общественных делах по заботиться он сам».

Основу власти Писистрата состовляли диакрии. Поэтому, их интересы он попытался удовлетворить прежде всего (пержде всего для укрепления своей власти). Для этого, он частично удовлетворил требования о переделе земель за счет земель, конфискованных у своих противников. Во-вторых, Писистрат ввел государственный кредит для нуждавшихся землевладельцев, а так же учередил разъездные суды, которые решали все споры на месте и не отвлекали земледельцев от работы на поездки в города. В тоже время, Писистрат ввел довльно обременительный налог в размере 10% урожая в пользу своей казны. 

Писистрат поощрал занятия ремеслами, производство на экспорт. При нем в Афинах началось общирное строительство (храм Афины (на месте будущего Парфенона), заложены храмы Апполона и Зевса), устроийство водопровода, открытие новых мастерских в квартале Керамик (к его времени относится переход от чернофигурного стиля к краснофигурному стилю).

В государственном управлении Писистрат способствовал централизации власти о чем говорят факты введения единого подоходного налога, содержание постоянного наемного войска, а так же его религиозная политика. Так, наряду с панафинейскими празднествами в обычай входят как общеаттический государственный всенародный праздник – Дионисии. До этого данный культ был крестьянским праздником, теперь же в торжествах принимали участие специально обученные хоры, песни которых перемежались репликами актеров. Эти представления дали начало трагедии и комедии, достигших расцвета в V в. до н.э. 

Своей главной задачей Писистрат считал экономической мощи Афин, так как растущее население города нуждалось все в большей продукции, а для растущей торговли и ремесл в свою очередь требовались новые внешние рынки (экспорт оливкого масла, вино, керамика). Афинян особенно привлекал Черноморсикй рынок, поэтому во внешней политике Писистрат стремился овладеть проходом в Черное море. В итоге при нем, Афины захватили ключевой пункт при входе в Геллеспонт – Сигей. На противоположном берегу (полуостров Херсонес Фракийский) удтвердился афинянин Мильтиад, переселившийся сюда из Аттики, который пользовался поддержкой Писистрата и зависел от него. Кроме того, Писистрат установил дружеские отношения с правителями островов Наксос, Самос, с фессалийской знатью, с Аргосом и Коринфом. Развитие внешней торговли предполагало значительный флот, экипаж которого состовляли феты, оплачиваемые государством. Все это превратило Афины при Писистрате в сильный полис, который играл большую роль в международных отношениях греческого мира.

Государственный строй при Писистрате формально не изменился, учереждения созданные Солоном сохранялись, но над ними фактически стоял тиран, права которого не были никак определны. Его верховная власть реализовывалась через бесприкословный выбор его сторонников, через поддержку народного собрания, большинство которого состовляли диакрии. В этом смысле, тирания Писистрата имела прогрессивное значение. В более поздние времена о правлении Писистрата вспоминали как о золотом веке Кронаса. Аристотель изображает Писистрата как популярного политика умевшего действовать одновременно в интересах всех классов и избегать крутых мер. Безусловно, Писистрат, выражаясь по современной манере, был и искусным популистом (история с крестьянином, которая говорит, что он увидел, как тот бился с землей каминистой, и спросил про смысл труда, тот ответил, что должен оплатит 10% налог, расчувствовашись, тот отменил ему налог). 

«Сыновья»

Согласно указаниям Аристотеля, Писистрат использовал для достижения политических целей и брачные отношения. Кроме его законной жены от которой у него было двое сыновей- Гиппий и Гипарх, как мы знаем, он женился на несчастливой дочери Мегакла, а затем, был женат во время изгнания на знатной аргивианке Горгиле. Это обеспечило ему военную поддержку после второго изгнания (ок. 1000 войнов), а кроме того результатом брака было рождение двоих незаконнорожденых сыновей: Иофонта и Гегесистрата по прозвищу «Фессал».

После смерти Писиситрата, как пишет Аристотель, его власть удерживали в своих руках и руководили делами тем же курсом его законные сыновья – Гиппи и Гипарх. О Гиппии сообщается как о человеке серьёзном и одаренным способностями, Гипарх же был легкомысленный, влюбчивый и поклонник муз, который приглашал к себе разных поэтов. «Фессал» же был значительно моложе, дерзкий и надменный в обращении. Не смотря на продолжение курса отца, постепенно внутриполитическое и международное положение Афин стало ухудшаться. В 514 году среди Афинских аристократов возник заговор с целью свержения тирании. Двое заговорщиков – Гармодий и Аристогитон – предприняли попытку убить тиранов во время панафиней. Покушение удалось лишь от части. Как пишет Аристотель, Гармодий и Аристогитон подстерегали на Акрополе Гиппия, который должен был встречать процессию. Когда они увидели, что Гиппий о чем-то любезно говорит с одним из заговорщиков, то решили, что их выдают и чтобы сделать хотя бы что-то до ареста, они бросиились не дожидаясь остальных участников к процессии, где Гипарх устанавливал порядок движения. Набросившись на него, они убили Гипарха, но Гиппий уцелел. Гармодий (младший участник) был убит копьеносцами тут же, а Аристогитон был арестован и долгое время подвергался пыткам. Аристогитон оговорил как соучастника заговора почти всех друзей тиранов из числа аристократов. Когда, не смотря на все свои усилия Аристогон не мог добиться смерти себе, то обещал выдать ещё многих и убедил Гиппия в замен дать ему правую руку, а потом взяв его за руку осыпал бранью за то, что Гиппий обесчестил себя подав руку убийце брата. Взбешенный Гиппий не сдержал гнева и выхватил меч убил Аристогитона. После этого тирания стала более суровой так как Гиппий начал репрессии и страдал от недоверия к окружающим. Это вызвало всеобщее недовльство. Кроме того, ухудшилось внешнеполитическое положение, так как Персидская держава захватила греческие города в Малой Азии и большенство островов в Эгейском море. Афиняне покинули свою колонию в Херсонесе Фракийском. -> потеря зерна, вина и т.д.

Растущее недовльство использовал, находившийся в изгнании род Алкмеонидов, которые сумели склонить на свою сторону Дельфийского оракула, а таже могущественную Спарту.

Дело в том, что Алкмиониды получив подряд на строительство Дельфийского храма, не поскупившись в средствах, вместо предпологаемого туфа выполнили работы с помощью мрамора. В итоге, Пифия стало постоянно объявлять спартанцам, когда они обращались с вопросами к оракулу, что они должны должны освободить Афины. Спартанский царь Клеомен с войском втогрся в Аттику и осадил Акрополь. Лишенный какой бы то нибыло поддержки, Гиппий в итоге сдался на милость победителям. Последним толчком к этому послужило то, что сыновья Писистратидов при попытке незаметно выбраться из осады попали в плен. Так, в 510 г.до н.э. пала тирания Писистратидов и таким образом они удерживали власть в Афинах (без учета периодов изгнания) с 560 по 510 гг. до н.э. (49 лет). Ослаблению Гиппия способстовало ухудшение отношений со старыми союзниками: фиванцами (519 г до нэ Афины присоединили биотиский город Платеи), а так же, ослабление Аргоса. В итоге, против Гиппия стали активно выступать не только аристократы, но и паралии, возглавляемые Алкмеонидомами). Афиняне мирились с тираническим режимом до тех пор, пока этот режим оправдывал себя блестящими внешнеполитическими успехами и внутренней стабильностью.

Одним из спорных вопросов связанных с историей тирании Писистрата и его сыновей является оценка заговора Гармодия и Аристогитона. С одной стороны, эти фигуры оцениваются как руководители достаточно широкого социального движения за сохранение демократии. Хотя у историков древности мы найдем и другую оценку этого заговора имеющего глубоко личный подтекст. А именно, личную вражду и неприязнь, которая возникла у Гармодия после того, как была оскорблена его сестра Гиппием (сначала ее назначили исполнять почетные обязанности канефоры в панафинеях, резко отставили якобы потому, что брат её-трус. В свою очередь, по утдверждению Аристотеля, Гармодий был оговорен «Фессалом», который безуспешно добивался «дружбы» этого красивого юноши. Аристогитон как старший друг Гармодия вступился за него). Так или иначе, афиняне высоко оценивали самопожертвование друзей воспевая их как первых тираноборцев и защитников демократии. Впервые в истории афиняне воздвигли памятники не в честь богов, а в честь людей. В последующую образы Аристогитона и Гармодия неоднократно воспевались в поэзии, в изобразительном искусстве, в политике, в нашей стране известен памятник в их честь тоже получил неожиданное продолжение. По мнению некоторых искусствоведов, архитектор Вера Игнатьевна Мухина хорошо знакомая с классической греческой скульптурой воспользовалась идеей Крития и Несиота (Тираноборцы) для композиции своего знаменитого памятника Рабочий и Колхозница.

Кстати, о Гиппие после его свержения известно, что сначала он бежал из Афин в Сегей, находившийся тогда под властью Персии, а в последствии, уже глубоким стариком примет участие в экспедиции персов против Афин в 490 г. до нэ. Указывает им Марафонскую равнину, где персы потерпят поражение и в том же году он умирает.

В целом, оценивая тиранию Писистрата и его сыновей следует признать, что она имела важное значение для развития Афин. Хотя тираны и руководствовались своими личными целями, их политика направленная на удовлетворение различных социальных слоев, на укрпеление гос порядка и стабильности, на стимулирование экономического и культурного развития, оказали положительное влияние на процесс формирования Афинского общества. Они не отменили реформ Солона и в обществе продолжалось укрепление полисных порядков, основы которых заложил Солон.