В самом начале выражаю благодарность дзен-каналу ПроФэнтези за статью «Большая игра Гэндальфа», в которой кратко изложена история действий этого персонажа в Средиземье, а также очерчены практикуемые им методы.
Гэндальфа даже среди толкинистов многие не любят — и манипулятор он, и пройдоха, и вообще мутный тип. Ведь даже самым своим верным друзьям, вроде хоббитов, Гэндальф не раскрывал с самого начала всей правды. Сам факт того, что он манипулировал своими преданными сторонниками и использовал их «втёмную» отрицать глупо, так ведь без этого никакой политик не обходится. Но суть дела вовсе не в его личных качествах. Надо лишь вспомнить, какой была бы цена любой ошибки или оплошности Серого мага.
«— Хочешь заграбастать, так прямо и говори! — закричал Бильбо срывающимся голосом. — Только не выйдет у тебя ничего! Не отдам я своего сокровища! Ясно?! — И рука хоббита потянулась к рукоятке его маленького меча.
Глаза Гэндальфа засверкали нестерпимым огнем.
— Видно, настал мой черед разозлиться, — жестко сказал он. — Еще раз такое услышу — берегись! Или ты захотел посмотреть на Гэндальфа Серого в его истинном обличье?
Волшебник шагнул вперед. Казалось, он вырос. Не Гэндальф, а грозный и страшный великан воздвигся над хоббитом; тень его заполнила крошечную комнатку целиком».
(с) «Властелин колец» в переводе Каменкович и Каррика.
Как мы помним, Бильбо уступил своему старому другу и отдал ему Кольцо. А если бы он этого не сделал, окончательно превратившись в нечто голлумоподобное? Если бы одного лишь страха не хватило и Гэндальфу пришлось прибегнуть к силе? Вполне возможно, что это стало бы первым шагом по превращению самого Гэндальфа из Серого в Чёрного. И с этого момента он бы не выпустил Кольцо из своих рук, став сперва достойным соперником Саурона, а затем заняв его место первого ученика Мелькора.
Кольцо одним лишь фактом своего существования полностью меняло всю стратегическую ситуацию в Средиземье. Ведь одно дело, если у каждой из сторон есть собственные армии и чародеи, и совсем другое — когда даже самые верные сторонники могут в любой момент предать. Во «Властелине колец» предателем стал самый могущественный из светлых магов, глава ордена Истари и Светлого Совета — Саруман Белый. Поддался силе Кольца даже Боромир, самый сильный воин Гондора и сын его Наместника, а в конце и сам Фродо. Оба правителя людских королевств, Теоден в Рохане и Дэнетор в Гондоре, также попали под влияние вражьих чар.
Саурон не только лично и через палантиры переманивал или же ломал волю правителей. В лице Кольца он создал мощный артефакт, который выполнял ту же работу в полностью автоматическом и автономном режиме. С того момента, как Кольцо, веками скрытое, было обнаружено, счёт до неизбежной победы Саурона буквально пошёл на дни. Ведь если бы любой из его временных владельцев (или просто лиц, видевших Кольцо и знавших и его мощи) оказался менее стойким, игра Гэндальфа и всех светлых сил была бы проиграна.
Представьте, что вы играете в шахматы. И внезапно оказывается, что на игровом поле присутствует нечто, одним прикосновением меняющее цвет фигур. Причём только в одну сторону (в чёрную), мгновенно и необратимо. Не правда ли, с этого момента победа чёрной стороны станет фактически неизбежной? Особенно если учесть, что любая попытка любой сильной фигуры светлых взять этот артефакт (даже не для владения им, а к примеру для нейтрализации, то бишь выноса с игрового поля) неизбежно запускает процесс перекрашивания данной фигуры в чёрный цвет.
Чтобы ещё более приблизить победу, Саурон отправил за Кольцом своих верных назгул. Им не надо было даже захватывать само Кольцо. Хотя владение им и усилило бы мощь Саурона, но ведь некогда оно уже было при нём, что не помешало Исильдуру победить его в поединке, а ведь Исильдур был даже не эльфом (не говоря уже о майа), а человеком. Нет, задача назгул заключалась в другом. Они давили на психику носителя Кольца, чтобы заставить его не просто надеть его, а объявить своим и тем самым подчинить или хотя бы прогнать этих ужасных назгул. Ведь носители железных Колец Людей подчинялись Единому Кольцу.
Кем бы ни был носитель артефакта, Кольцо рано или поздно привело бы его в Мордор (и ведь привело даже не подчинившихся ему хоббитов). Представьте себя на месте Гэндальфа в такой ситуации, когда любой неверный шаг с вашей стороны неизбежно отдаёт победу Саурону. Ему пришлось лично выгонять из рохирримского двора Гриму, самому направлять отряд Хранителей и даже принять участие в битвах против мордорских ратей. Все перечисленные ситуации грозили ему смертью. Средиземье спасло в буквальном смысле чудо, а ещё — идеально выверенные безупречные действия Гэндальфа.