Найти тему
АиФ–Тюмень

Чужие вытесняют. Какая биологическая угроза ожидает человека?

О биологических вызовах и угрозах в последнее время можно слышать все чаще. Но, как показывает практика, не все специалисты четко представляют себе, что такое биологическая безопасность и какие на сегодняшний день имеются возможности противодействовать им. Почему важно знать о том, какие угрозы могут принести перемещение животных, растений с одной территории на другую и опасны ли биолаборатории - корреспонденту «АиФ - Тюмень» рассказала доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Тюменского ГМУ Мария Орлова.

Лабораторная опасность

«АиФ - Тюмень»: Мария Владимировна, зачем нужно знать о биологической безопасности?

Мария Орлова: Одна из мировых тенденций - глобализация всех процессов. Появилось много обусловленных этим проблем биологического характера. Это в том числе переносы самых разнообразных организмов, видов с одной территории на другую, которые приводят к различным последствиям. Также в последнее время активизировались работы, связанные с генетическими исследованиями бактерий, вирусов, грибов. Все это обусловливает получение организмов с новыми свойствами. И поскольку таких биолабораторий становится все больше, это несет опасность, например, банальных аварий на этих объектах. В качестве примера можно вспомнить аварию, произошедшую в Свердловске в 1979 году, когда по недосмотру персонала в воздух попали споры сибирской язвы, причем не природного, а боевого, усовершенствованного штамма, рассчитанного на поражение армии и избирательно поражавшего мужчин. Подобные аварии происходили в разных странах, а учитывая, что количество биолабораторий увеличивается, растет и риск. Все это подводит к необходимости изучения обратной стороны биологических процессов.

- Какая угроза существует?

- Биологические угрозы могут быть самые разные, например, завоз какой-либо инфекции – человеческой, домашнего скота, растений. Дело в том, что продовольственная безопасность от биологической неотделима. Те опасности, которые грозят скоту, растениям, несут угрозу и для человека, так как он ест мясо домашнего скота, фрукты, овощи, зерновые культуры.

Строго говоря, перемещение видов началось несколько тысячелетий назад, когда люди осваивали новые территории, привозя туда знакомые им виды хозяйственно важных организмов. Так, римское завоевание Европы привело к широкому распространению целого ряда сельскохозяйственных культур от пшеницы до капусты; из более поздних примеров можно вспомнить Екатерину II, стараниями которой выращивание картофеля приобрело популярность в России. Однако ущерб от интродукции (вселения) инвазивных видов долгое время (включая даже большую часть ХХ века) не оценивался, а когда научная работа в этом направлении активизировалась, – выяснилось, что ущерб часто бывает огромен.

- Инвазивные – это какие?

- Виды – растения, животные, бактерии, и др. – которые обитают на другой территории, но в силу неких процессов заносятся в несвойственные им регионы. Дальше вариантов развития событий два: либо такой вид погибнет, либо приспособится и начнет осваиваться на новом месте. И, скорее всего, сразу превратится в конкурента с коренными видами за ресурсы, которые в любом случае ограничены. С этого момента начинается трансформация экосистемы, и не всегда благоприятная. Например, канадский бобр, завезенный в Европу, начал вытеснять нашего, европейского. У последнего серьезно снизилась численность. Остановить этот процесс уже невозможно. То же самое происходит и с американской норкой, которая практически заняла место наших европейских норок.

Борьба за территорию

- Чем плоха замена одного вида на другой?

- Чужой вид может оказаться более адаптивным, более активно плодиться, что приведет к уничтожению ресурсов, которыми он питается. Например, в Черное море завезли гребневика мнемиопсиса, и вскоре оказалось, этот похожий на медузу хищник плодится с чудовищной скоростью и ест все подряд: зоопланктон, икру, моллюсков, мальков, нанося огромный ущерб рыбному промыслу. В Черное море когда-то случайно завезли рапан, изначально обитавших у берегов Японского моря, и, оказавшись в Черном море, они уничтожили местных мидий, некогда очень распространенных.

Еще один важный аспект вселения любого вида: кроме того, что он начинает борьбу за территорию, пищу, он часто приносит на себе паразитов, которые для местных животных, грызунов, птиц могут оказаться губительными. Со своим хозяином у этих паразитов достигнуты «договоренности», они не мешают друг другу, в этой паре все довольны. А для новых видов этот паразит может оказаться очень патогенным, вплоть до гибели нового хозяина. Как правило, специфичные паразиты очень патогенны для других видов.

- Какую опасность новые животные, бактерии представляют для человека?

- Она в каждом случае индивидуальна, но вымирание любого вида – это минус, потому что экосистема устойчивее, когда в ней больше видов. Вирусы, бактерии тоже считаются, любое вымирание нежелательно. Конечно, виды и сами могут исчезать, это нормальный процесс. Но когда этот процесс запускается искусственно и принимает огромные масштабы, это уже неправильно. Значительное количество культурных растений, некогда завезенных человеком, успешно прижились. Поэтому нельзя сказать, что интродукция – всегда категорически плохо, но некоторые последствия от них могут быть катастрофическими.

Например, борщевик, его в России начали выращивать, потому что он богат питательными вещества и быстро растет, предполагалось пустить его на корм скоту. Через некоторое время выяснилось, что для корма он не подходит, так как токсичен, молоко и мясо у коров имело неприятный привкус. Получить безопасную форму борщевика не удалось, а между тем вид успел выйти из-под контроля, завоевал ряд территорий и продолжает шествовать по стране. Причем методы борьбы с ним безуспешны.

- Человек может случайно завезти како-либо вид на новую территорию?

- Таких случаев тоже очень много. Несколько лет назад европейские туристы-спелеолологи (исследователи пещер) на подошве своей обуви привезли европейский пещерный грибок в Америку, когда поехали туда обследовать карстовые полости. Это очень своеобразный вид, питающийся органическими остатками на грунте. В Европе отношения летучих мышей с этими грибками были выстроены, а в Америке они привели к гибели более чем 7 миллионов летучих мышей, так как для их организма они оказались чудовищно патогенными.

Летучая мышь. Из-за европейского пещерного грибка погибли более 7 млн этих животных. Фото: pixabay.com
Летучая мышь. Из-за европейского пещерного грибка погибли более 7 млн этих животных. Фото: pixabay.com

Опасная экзотика

- ГМО тоже относится к биологической угрозе?

- Нет, вся эпопея с ним выдумана. Генно-модифицированные организмы – один из продуктов человеческой деятельности. Это организмы, в геном (ДНК) которых внесены какие-то изменения: блокирован какой-то ген или, наоборот, добавлен новый. Если говорить о растениях, то им часто вносят ген устойчивости к определенным вредителям. Благодаря ГМО удалось, например, существенно сократить использование пестицидов для борьбы с вредителями растений, а это не в последнюю очередь удешевляет произведенную продукцию. Сегодня трансгенные организмы – важная часть сельскохозяйственной биотехнологии.

- Нужно ли что-то знать обывателю о биологической безопасности?

- Как показывает пример со спелеологами, необходимо быть в курсе. Если бы они должным образом обработали свою одежду, таких чудовищных последствий удалось бы избежать. Вообще, активный туризм – еще одно проявление уже упомянутой глобализации, и он тоже требует понимания целого ряда закономерностей. В частности, при поездках в тропические регионы необходимо иметь представление о заболеваниях, с которыми можно там столкнуться. Многие тропические патологии плохо распознаются (симптомы сглажены, либо пропадают), а без должного лечения – смертельны.

Еще один аспект – завоз экзотических животных, которые потом наши соотечественники любят выпускать на волю. Даже аквариумная рыба, смытая в канализацию, и попав в местный водоемы, способна прижиться и негативно повлиять на местные виды.