Найти в Дзене
Культурный Кот

Как Феофан Грек покинул Родину и основал русскую иконопись

Оглавление

Знаете ли вы, что каноны русской иконописи заложил византийский мигрант Феофан Грек? Именно его творчество стало фундаментом, на который уже 7 веков опираются мастера всей России. Давайте разберём, что это был за человек, и что важного он оставил нам.

Почему он покинул Родину?

Феофан Грек расписал ни один десяток византийских соборов, но жёсткие рамки каноничной иконописи стесняли его. В частности, художник уделял большое внимание фигурам и лицам святых. Так в храмах появлялись изображения Иисуса с тёплым высветленным ликом и тщательно прорисованными складками одежды.

Византийский храм. Источник: Яндекс картинки
Византийский храм. Источник: Яндекс картинки

Такой подход не приветствовался византийским духовенством, поэтому Феофан решил переехать на Русь. Нашу страну он выбрал по двум причинам:

  • Тесная духовная связь Руси и Византии;
  • Активное восстановление храмов, порушенных татаро-монголами.

Что нового принёс Феофан?

До середины XIV века в русских храмах не было изображений Иисуса и святых апостолов в полный рост - только лики на иконах и фресках. Грек решился на смелый шаг и создал первое погрудное изображение Христа.

Самое первое изображение Спасителя по грудь. Источник: Яндекс картинки
Самое первое изображение Спасителя по грудь. Источник: Яндекс картинки

Им можно полюбоваться в Великом Новгороде в куполе церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Русские храмы поражали Феофана высокими интерьерами. Во время работы он любил общаться с посетителями с лесов откуда-то из под купола.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Источник: Яндекс картинки
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Источник: Яндекс картинки

В начале 1380-х годов Грека с учениками приглашают в Москву для росписи кремлёвских церквей. И во время работ над иконостасом Благовещенского собора художник применил очередное новаторство. Так, каноничный православный деисусный чин состоял из 7 фигур: Спаситель, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Павел и Пётр. А Феофан дополнил его ещё 4 персонами, при этом написал их всех в полный рост, чего на Руси никогда не было.

Иконостас Благовещенского собора. Источник: Яндекс картинки
Иконостас Благовещенского собора. Источник: Яндекс картинки

Излюбленный приём художника - расставление акцентов белилами. При правильном освещении наблюдатель мог увидеть, как сверкают глаза и светятся нимбы у ангелов.

Выбеленные акценты на фресках. Источник: Яндекс картинки
Выбеленные акценты на фресках. Источник: Яндекс картинки

Кто стал наследниками творчества Феофана?

Иконописец Андрей Рублёв был учеником Грека и в своём творчестве развивал византийские традиции. Однако герои Рублёва обладают более плавными чертами лица, а фон икон и фресок становится теплее. Также художник старался придать эмоциональности своим работам. Например, в иконе "Крещение Господне" ангелы склоняются перед Спасителем, что было большим новаторством.

Икона Андрея Рублёва "Крещение Господне". Источник: Яндекс картинки
Икона Андрея Рублёва "Крещение Господне". Источник: Яндекс картинки

Вот такие каноны русской иконы заложил приезжий специалист. А что вы знаете о старинной иконописи? Пишите ответы в комментарии. А ещё жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.