Жанр – триллер&комедия плюс в главной роли шеф-повара Джулиана Словика — Рэйф Файнс, уже этого достаточно, чтобы найти время на просмотр.
Не юный Рэйф Файнс очень хорош, он собственно ничего и не делает, просто спокойно, невозмутимо ходит туда-сюда и разговаривает, но это «делает» весь фильм.
Для баланса ему – молодая и красивая Аня Тейлор-Джой.
Все остальные богатые, модные и гламурные персонажи – это «соус» к главному, вышеупомянутому, тандему.
Хотя такая традиционная подача в высокой кухне отошла на второй план, в кино это отлично сработало.
Снова я не хочу углубляться в описание сюжета самого фильма, а он прост, предлагаю остановиться на психологических моментах.
Конечно же, я не могу обойти такое явление, как высокая кухня.
В фильме молодая пара Марго и Тейлор (Аня Тейлор-Джой и Николас Холт) отправляются в небольшой компании в изысканный ресторан, который находится на небольшом уединенном острове, единственные обитатели которого, работники ресторана, где гениальный шеф-повар создает свои шедевры.
Билет на такой ужин стоит 50 000$.
Это само по себе отсекает огромное количество людей, а тем немногим, кому это доступно, придает ощущение избранности или собственной исключительности.
Естественно, высокая кухня не может быть тем местом, куда можно зайти в любое время и просто хорошо и вкусно поесть.
Ресторан высокой кухни - это не просто дорогой ресторан.
Здесь все должно подчеркивать исключительность: заказ столика за месяц, цена, закрытый вход и т.д.
Необходима особая настройка, ожидание и предвкушение.
Иначе, без этой настройки, точно такой же кулинарный шедевр молекулярной кухни, купленный в придорожной забегаловке, покажется условно съедобным и вызовет разочарование.
Приобретение билета, остров, ограниченный круг лиц – все это превращает прием пищи в захватывающее путешествие.
И повар в этом случае — это не просто повар, то есть человек, который умеет хорошо готовить, знает сочетания разных вкусов и даже может сочинять свои блюда.
Нет, здесь нужен шеф-повар звезда, по аналогии с рок или кинозвездой, он должен иметь свои заслуги и награды типа мишленовских звезд.
О нем должны писать кулинарные критики, он должен быть в топе обсуждений.
И, конечно же, повар-звезда может и должен вести себя как звезда, то есть, необычно и даже эксцентрично.
Ведь все это ради особенного элитарного клиента. Такому же не подойдет в качестве повара обычный человек?
Но и такой клиент тоже становится заложником — все, что готовит звездный повар, не может быть отвергнуто своим простым «мне не вкусно».
Здесь, как на выставке современного искусства — раз уж пришел, принято вникать и разгадывать художественный замысел автора.
Визуальное искусство, чем больше в него вникаешь, чем больше ему уделяешь внимания, тем больше оно проникает в мысли человека. И тем больше искусство начинает оказывать влияние на человека.
С кулинарным искусством происходит все проще и нагляднее.
Здесь предмет искусства должен обладать и цветом, и формой, и ароматом, и текстурой, и вкусом, и в идеале бы, наверное, еще и полезностью для человеческого организма, как еда.
Но назначение – еда, оказывается в самом конце этого списка.
И, в общем-то, высокая кухня это не совсем еда.
О чем и говорит в фильме своим гостям шеф Словик в своем ресторане.
Чем больше человек пробует разных вкусов, тем больше ассоциаций у него в памяти.
С каждым разом он различает все больше оттенков и нюансов вкуса, ему интересно пробовать более сложное.
То есть, любое развитие идет по принципу усложнения.
Даже если вам кажется, что вы, наоборот, все больше приходите к простоте, и вам, например, вкусен просто помидор, без ничего, это значит, что это будет далеко не любой помидор, и вы способны различить в нем множество оттенков, и для вас будет играть роль и цвет, и форма, и мясистость, и все остальное.
Но чаще всего, вместо развития, внимание фокусируется на внешней, видимой и очевидной части – а внутреннее развитие пропускается.
Поэтому получается, что люди, которые пришли в гастрономический театр, вынуждены обосновывать себе, что все что подает им шеф, а в фильме заставляет есть, им нравится и вкусно.
То, что человек смог заработать деньги, говорит о том, что у него развит психологический ресурс Работа и Деньги, но это совсем не значит, что у него «автоматом» развит вкус.
Вкус вообще и к еде относится к ресурсу Искусство (Арт).
Это совсем разные ресурсы!
Люди в фильме не готовы признать, что на самом деле они чувствуют, что им нравится, а что нет, им проще согласиться, что вкус божественный, чтобы не выпасть из элитарного круга ценителей.
С одной стороны, такое поведение оправдано – человек существо социальное, и чтобы оставаться в группе, необходимо следовать правилам этой группы и не идти против ее ценностных ориентиров.
С другой, если не опираться на собственное честное мнение, искажать свое восприятие — индивидуальное личностное развитие невозможно.
А отсутствие индивидуального развития можно приравнять к смерти.
Так главная героиня, которая не хочет идти против себя, заказывает у шефа то, что хочет, и получает то, что ей по-настоящему вкусно и нравится.
И благодаря этому остается живой.
_________
Буду рада Вас видеть в числе подписчиков этого канала!