Найти тему

Фильм «Меню» (2022). Психологический разбор

Жанр – триллер&комедия плюс в главной роли  шеф-повара Джулиана Словика —  Рэйф Файнс, уже этого достаточно, чтобы найти время на просмотр.

Не юный Рэйф Файнс очень хорош, он собственно ничего и не делает, просто спокойно, невозмутимо ходит туда-сюда и разговаривает, но это «делает» весь фильм.

Для баланса ему – молодая и красивая Аня Тейлор-Джой.

Все остальные богатые, модные и гламурные персонажи – это «соус» к главному, вышеупомянутому, тандему.

Хотя такая традиционная подача в высокой кухне  отошла на второй план, в кино это отлично сработало.

Снова я не хочу углубляться в описание сюжета самого фильма, а он прост, предлагаю остановиться на психологических моментах.

Конечно же, я не могу обойти такое явление, как высокая кухня.

В фильме молодая пара Марго и Тейлор (Аня Тейлор-Джой и Николас Холт) отправляются в небольшой компании в изысканный ресторан, который находится на небольшом уединенном острове, единственные обитатели  которого,  работники  ресторана, где гениальный шеф-повар создает свои  шедевры.

Билет на такой ужин стоит 50 000$.

Это само по себе отсекает огромное количество людей, а тем немногим, кому это доступно, придает ощущение избранности или собственной исключительности.

Естественно, высокая кухня не может быть тем местом, куда можно зайти в любое время и просто хорошо и вкусно поесть.

Ресторан высокой кухни - это не просто дорогой ресторан.

Здесь все должно подчеркивать исключительность: заказ столика за месяц, цена, закрытый вход и т.д.

Необходима особая настройка, ожидание и предвкушение.

Иначе, без этой настройки,  точно такой же кулинарный шедевр молекулярной кухни, купленный в придорожной забегаловке, покажется условно съедобным и вызовет разочарование.

Приобретение билета, остров, ограниченный круг лиц – все это превращает прием пищи в захватывающее путешествие.

И повар в этом случае —   это не просто повар, то есть человек, который умеет хорошо готовить, знает сочетания разных вкусов  и даже может сочинять свои блюда.

Нет, здесь нужен шеф-повар звезда, по аналогии с рок или кинозвездой, он должен иметь свои заслуги и награды типа мишленовских звезд.

О нем должны писать кулинарные критики, он должен быть в топе обсуждений.

И, конечно же, повар-звезда может и должен  вести себя как звезда, то есть, необычно и даже эксцентрично.

Ведь все это ради особенного элитарного клиента. Такому же не подойдет в качестве повара обычный человек?

Но и такой клиент тоже становится заложником —   все, что готовит звездный повар, не может быть отвергнуто своим простым «мне не вкусно».

Здесь, как на выставке современного искусства —  раз уж пришел, принято вникать и разгадывать  художественный замысел автора.

Визуальное искусство, чем больше в него вникаешь, чем больше ему уделяешь внимания, тем больше оно проникает в мысли человека. И тем больше искусство начинает оказывать влияние на человека.

С кулинарным искусством происходит все проще и нагляднее.

Здесь предмет искусства должен обладать и цветом, и формой, и ароматом, и текстурой, и вкусом, и в идеале бы, наверное, еще и полезностью для человеческого организма, как еда.

Но назначение – еда, оказывается в самом конце этого списка.

И, в общем-то, высокая кухня это не совсем еда.

О чем и говорит в фильме  своим гостям шеф Словик в своем ресторане.

Чем больше человек пробует разных вкусов, тем больше  ассоциаций у него в памяти.

С каждым разом  он различает все больше оттенков и нюансов вкуса, ему интересно пробовать более сложное.

То есть, любое развитие идет по принципу усложнения.

Даже если вам кажется, что вы, наоборот,  все больше приходите к простоте, и вам,  например, вкусен просто помидор, без ничего, это значит, что это будет далеко не любой помидор, и вы способны различить в нем множество оттенков, и для вас будет играть роль и цвет, и форма, и мясистость, и все остальное.

Но чаще всего, вместо развития, внимание фокусируется на внешней, видимой и очевидной части  – а внутреннее развитие пропускается.

Поэтому получается, что люди, которые пришли в гастрономический театр, вынуждены  обосновывать себе, что все что подает им шеф, а в фильме заставляет есть,  им нравится и вкусно.

То, что человек смог заработать деньги, говорит о том, что у него развит психологический ресурс Работа и Деньги, но это совсем не значит, что у него «автоматом» развит вкус.

Вкус вообще и к еде относится к ресурсу Искусство (Арт).

Это совсем разные ресурсы!

Люди в фильме не готовы признать, что на самом деле они чувствуют, что им нравится, а что  нет, им проще согласиться, что вкус божественный, чтобы не выпасть из элитарного круга ценителей.

С одной стороны, такое поведение оправдано   – человек существо социальное, и чтобы оставаться в группе, необходимо следовать правилам этой группы и не идти против ее ценностных ориентиров.

С другой, если не опираться на собственное честное мнение, искажать свое восприятие — индивидуальное личностное развитие невозможно.

А отсутствие индивидуального развития можно приравнять к смерти.

Так главная героиня, которая не хочет идти против себя, заказывает у шефа то, что хочет, и получает  то, что  ей по-настоящему  вкусно и нравится.

И благодаря этому остается живой.

_________

Буду рада Вас видеть в числе подписчиков этого канала!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц