Как уже упоминалось, я очень люблю хоррор. И то, что БЛ запустила серию Warhammer Horror, меня радует несказанно. А вот к новелле за подписью Грэма Макнилла отношение было несколько настороженное — ибо я хорошо помню и люблю его прежние тексты. Макнилл отлично умел управляться с экшном, с боевками, на ходу учился работать с психологией, ловко вписывал нужные ГВ описания фракций, и все это было сдобрено важными нравственными дилеммами… вот только с хоррором всего этого, как правило, недостаточно. Овладеть искусством саспенса не у всех получается: очень уж оно мудреное для автора, это нагнетание недоброго предчувствия. То, что Лавкрафту, например, не нужно было изучать — оно сидело в нем с рождения, Макниллу долго не давалось. Что ж, посмотрим, как он справился с этим в «Монографии полковника».
И снова у нас готика в сеттинге Вархи. И — что немаловажно — в этой готике действуют интересные персонажи, очень нетипичные для приключенческой литературы, к которой мы привыкли. Впрочем, это же Варха (где-то слышен звук очередного распахивающегося окна Овертона). История написана от первого лица, рассказчик — он же главный герой — пожилая женщина, уважаемая ученый-архивист, вдова по имени Терезина Салло, которая, в общем, не то чтобы стремится к потрясениям или склонна к опрометчивым поступкам, она всего лишь разбирает бумаги, и задача перед ней стоит самая прозаическая: разобрать и оценить библиотеку полковника Грейлок. Это тоже дама… была. Вот она, по общему мнению, прожила полную подвигов жизнь, известна щедрой благотворительностью и сложным характером, так что если мадам Терезине удастся найти дневники полковника, то это будет крайне занятное чтиво.
Начало подчеркнуто традиционное: «Меня зовут Терезина Салло, и вы читаете мои последние слова»; но мы ведь и так понимаем, что у всех героев книги — любой книги по Вархе — есть серьезные основания опасаться за свою жизнь? «Монография…» не исключение. И спокойное описание мирной деятельности Терезины нас не обманет.
Надо сказать, что Грэм порядком вырос в плане писательского мастерства с тех времен, когда писал хрестоматийного «Несущего ночь». Саспенс в первой части книги ему удался. Это медленное, вязкое нагнетание страха перед чем-то не очень понятным, но явно нехорошим, — вот оно присутствует в каждой строке. Удался и символизм, с которым автор играет достаточно легко и непринужденно. До Абнетта в работе с архетипами ему, может, еще и далековато, но все же болото как образ страха, в который погрузится Терезина, или свечи и чернила, такие неуместные в далеком будущем и всегда символизирующие влияние прошлого в этой вселенной, считываются отлично, а кошмарный сон — излюбленный прием многих писателей в стиле мистики и хоррор — вполне уместно намекает на то, с чем придется столкнуться.
То, что речь идет о Хаосе, тоже понятно заранее, но перед автором стоит задача сделать Хаос зримым и выразительным, а его явление народу — по-настоящему пугающим. И с этим Макнилл, на мой взгляд, неплохо справился.
Терезина обладает способностями детектива-любителя, и она развернется с ними на полную. Кроме детективной интриги, у нас будет очень смачный антагонист (дочитайте до сцены с поцелуем, оно того стоит), у нас будут классические «здравомыслящие» персонажи, которые очень долго не воспринимают происходящее как есть — и если для многих ужастиков это выглядит нелепо, то в нашем случае все абсолютно оправданно, так как отношения граждан Империума с Хаосом весьма своеобразны. С одной стороны, Хаос — однозначно враг. С другой стороны, от граждан тщательно скрывают существование Хаоса и демонов. А с третьей — допустить хоть на минуту, что твои родные, которыми ты еще и гордишься, как-то связаны с Хаосом, да неужели?
В этой книге мы увидим обычных живых людей с многослойными натурами, со своими достоинствами и недостатками, с собственными целями и желаниями. В отличие от прямолинейного капитана Вентриса, эти люди, возможно, не столь масштабны как личности, но их внутренняя жизнь заметно богаче именно за счет мелких и даже мелочных побуждений и переживаний. В чем-то это тоже большое искусство, показать обыкновенных людей интересно; героические свершения увлекательны по определению, а вот сделать занимательными похождения немолодого архивиста…
Впрочем, мадам Салло придется отнюдь не только перекладывать бумажки.
Между прочим, образ «проклятой книги» с давних лет очень популярен в западноевропейской литературной мистической традиции и нашел отражение во многих современных произведениях. Это тоже архетип, умело наложенный на реалии Вархи.
Еще плюс: в Вархе везде полно сервиторов, но крайне редко автор акцентирует на них внимание так, чтобы читатель задумался: кто это? Почему их сделали такими? Заслуженна ли их участь? В «Монографии…» Макнилл поставил этот вопрос. И раскрыл его с неожиданной стороны.
Стоит предупредить, что читателя ожидают некоторые элементы бодихоррора и описание селфхарма. Для закаленных вахафагов это обычное дело, но мало ли…
Лично мне эта книга зашла на пять с плюсом: все, что я люблю, от любимого автора.
Кому она может не понравиться: слабонервным, ежели таковые среди нас найдутся; тем, кто не любит неспешное разворачивание событий; тем, кто не любит «маленького человека»; тем, кто любит экшн.
Кому она точно понравится: ценителям хоррора и готики; сторонникам смысловых историй с детективной интригой; ценителям гримдарка и мрачняка; поклонникам выраженно физиологичных сцен; любителям интересных женских персонажей; тем, кто хотел бы узнать больше о гражданах Империума, их повседневной жизни и быте.