Найти тему
Домосед

Подвиг уральских казаков у кишлака Икан

«Не нахожу слов, чтобы вполне высказать все подвиги своих лихих удальцов-товарищей и верных слуг государя: не было ни одного, который чем-либо не заявил себя. Эта храбрая горсть, пробиваясь между тысяч неприятеля, не смотря на сильный холод, побросала с себя последнюю одежду и, вся измученная и израненная, шла в одних рубашках, с ружьем в руках, кровью обливая путь свой». Из рапорта есаула Серова коменданту города Туркестана о бое под кишлаком Икан.

Кокандский правитель (регент при малолетнем хане Султан-Саиде) и главнокомандующий Алимкулл ободрённый неудачей русских при штурме Ташкента 2 октября 1864 года вознамерился окончательно изгнать неверных из пределов своего ханства. Первый свои удар он решил нанести на север, по взятому русскими ещё летом городу Туркестан. Туркестан имел большое значение для кокандцев потому что в нём были сосредоточены различные святыни Ислама. Его освобождение должно было возбудить в сердцах правоверных фанатизм и активизировать их борьбу с иноземцами. Алимкулл собрал под Ташкентом громадное войско ( до 15 тыс ) и двинулся к Туркестану. План кокандского правителя был довольно смелый. Нужно было скрытно пройти мимо Чимкента, где русские расположили свои силы после отхода от Ташкента, пройти незамеченным 150 вёрст от Чимкента до Туркестана (где были разбросаны русские дозоры и пикеты), и внезапным ударом взять последний. Для дезинформации противника Алимкулл стал активно распускать слухи о том, что уходит с войском в Коканд для подавления некоего бунта. В ноябре кокандское войско выступило, но не в Коканд, а на север к Туркестану. Разъезды кокандцев ловко прихлопывали все русские дозоры (из российских подданных- киргиз) расставленные вдоль дороги из Туркестана на Чимкент, поэтому в Россиийские штабы не поступало никаких особо тревожных известий.

Утром 4 декабря 1864 года к дому коменданта Туркестана подполковника Жемчужникова подскакали трое дозорных киргиз. Путая русские и киргизские слова дозорные, перебивая друг друга, доложили коменданту что видели большую партию кокандцев недалеко от кишлака Икан. Сколько было противников добиться от киргиз положительно не удавалось. Перепуганные дозорные называли разное число. В конце концов комендант пришел к выводу что кокандцев было человек триста. Тут же была приостановлена отправка транспортной оказии в Чимкент, и после полудня этого же дня была отправлена к Икану уральская казачья сотня под командованием есаула Серова, для более детальной разведки и разгрома разбойников. В сотне было 105 казаков вооруженных нарезными драгунскими винтовками со штыком ( это была первая казачья сотня в Ср. Азии, которой выдали это хорошее оружие). Каждый казак имел двойной комплект патронов-120 штук. Сотне был придан единорог( 4 артиллериста) с 42 зарядами, фельдшер, маркитант и три киргиза-погонщики верблюдов.

Участники Иканского сражения 25 лет спустя. В середине Р.В. Серов
Участники Иканского сражения 25 лет спустя. В середине Р.В. Серов

От города Туркестана до кишлака Икан было примерно 20 вёрст. Казачий отряд преодолел это расстояние к 4 часам вечера. В это время к Икану лежащему на возвышенности подтянулись все силы Алимкула. Кокандцы ещё издалека увидели ничего не подозревающий русский отряд и заранее приготовились к сражению. Не доходя несколько вёрст до кишлака Серов остановился и послал на разведку одного из киргиз. Разведчик вскоре возвратился и обявил что противника в Икане "что камыша около реки". Да и сами казаки, в спускающихся сумерках, уже увидели множество костров впереди. Серов дал команду отходить. На пути встретилась небольшая канава- здесь и решили занять оборону. Казаки сняли с лошадей и верблюдов вьюки с провизией и сложили из них вокруг канавы бруствер. Самих лошадей и верблюдов спутали и поместили внутрь укреплённого круга. В это время туча кокандцев уже скакала к казакам. Ещё вдалеке толпа неприятеля стала раздаваться в стороны окружая русский лагерь. Не останавливаясь кокандцы с диким визгом и криками "Алла!!" с разных сторон бросились на казков, но выстрел картечью из пушки и залп драгунок пресёк этот первый , яростный натиск неприятеля. Потеряв несколько десятков джигитов кокандцы отхлынули, и снова собравшись повторили атаку... с той же неудачей. Ещё несколько атак выдержали казаки пока наконец противник окончательно не успокоился. Кокандцы, опасаясь огня дальнобойных казачьих винтовок отошли на значительное расстояние от русского редута и начали обстрел его из своих трёх орудий и фальконетов. Впрочем от этого огня страдали только казачьи кони и верблюды, сами же казаки пока потерь не имели кроме одного раненного..

На степь опустилась ночь. Прорываться в темноте через полчища неприятеля было невозможно, поэтому решено было держаться здесь пока не придёт выручка из города. Ночью никто в русском лагере не спал потому что приходилось отбивать попытки противника в темноте подобраться к укреплению....Утро не принесли облегчения уставшим и замёрзшим казакам, за исключением того что теперь стало видно противника и его манёвры. .С рассветом неприятель усилил артиллерийский огонь по русскому отряду. У казаков появился первый убитый и стало расти число раненных. Офицеры видя что дело затягивается приказали казакам экономить патроны. Стрельба велась только по самым смелым кокандцам которые отваживались подсткакиваль на расстояние не более 100 сажень к редуту, по неприятельским начальникам и орудийной прислуге(один из метких казачьих выстрелов убил лошадь под Алимкуллом).... Ещё одно несчастье обрушилось на казаков ночью-после восьмого выстрела у орудия сломалось калесо. Кое как к пушке привязали верёвками колесо от арбы. Но единогрог после этого уже стало тяжело разворачивать и перемещать. Поэтому стрельбу из него пришлось почти прекратить..

Время для казаков тянулось медленно. Все ждали выручки из недалёкого города, но она всё не приходила. Вот часть неприятельского войска потянулась на север к Туркестану. Ещё через пару часов оттуда послышались выстрелы орудий. Казаки воспрянули духом- это несомненно шла помощь! Ещё часа два звуки выстрелов приближались, но потом вдруг стали отдаляться пока совсем не стихли. В русском отряде блокированом в степи, поняли что рассчитывать нужно только на свои силы.

После ухода сотни Серова к коменданту подполковнику Жемчужникову стали приходить сведенью от спасшихся от кокандцев постовых киргиз что войско кокандцев насчитывает многие тысячи. Комендант хотел остановить Серова но было поздно- казаки ушли уже слишком далеко. В 5 часов вечера стала слышна вдалеке стрельба длившаяся всю ночь. Было ясно что сотня стоит на месте и отбивается. У коменданта оставалось всего 2,5 роты стрелков поэтому он был в затруднении отправлять ли на выручку часть сил или ввиду многочисленности неприятеля сосредоточить всё для обороны города. На офицерском совете решено было всё же попытаться выручить Серова. На помощь казакам был отправлен отряд в 160 человек стрелков с двумя орудиями. Командовал отрядом подпоручик Сокурко. Ему было предписано выручить казаков, но с оговоркой, если увидит что большие массы неприятеля двигаются к городу он должен сразу же не выручая казаков вернуться назад. Отойдя версты четыре от города отряд стал встречать группы кокандцев двигающиеся к Туркестану. Прошли ещё вперёд. За грядой небольших барханов слышалась стрельба, верный признак того что блокированные казаки находятся уже близко. Но в это время на барханы высыпали массы неприятеля и стали обтекать отряд Сокурко с флангов. Отстреливаясь (эти то выстрелы и слышали казаки Серова) Сокурко дал команду уходить назад. Напрасно заместитель Сокурко подпоручик Степанов и солдаты убеждали своего начальника пройти до осаждённых каких ни будь 2-3 версты, отбросить противника и вместе с ними вернуться в город. Сокурко чётко следовал инструкциям Жемчужникова. Впоследствии этот неоднозначный поступок подпоручика Сокурко вызвал широкое обсуждение в офицерской среде.

В то время как отряд Сокурко отходил к городу, торжествующий Алимкулл прислал Серову ультиматум: "Куда теперь уйдешь от меня? Отряд, высланный из Азрета (так называется Туркестан у коканцев) разбит и прогнан назад; из тысячи твоего отряда не останется ни одного. Сдайся и прими нашу веру; никого не обижу".( Дело в том что дальнобойные и точные винтовки казаков держали кокандцев на расстоянии не менее тысячи шагов от редута, поэтому противник никак не мог издалека их посчитать . Кокандцам казалось что русских не меньше тысячи.) Казаки решительно отвергли ультиматум врага. Разярённые упорством русских кокандцы решили не выпустить не одного из них и всех уничтожить. Вечером казаки заметили что в лагерь неприятеля начали свозить снопы камыша и хвороста. "Будут нас брать "подкатом"-сказал есаул Серов- настапает решительный час, ребята. Надо дождаться помощи или самим прорываться в город. Завтрашний день всё решит. Сдаваться басурманам нельзя. Не нужно позорить своего имени русского, казачьего и своей веры православной. Да и в живых нас нехристи не оставят."

Ночь прошла в тревогах. Серов послал двух казаков и одного киргиза в Туркестан за подмогой. Со второй попытки лазутчики прошли сквозь неприятельские пикеты. Но оставшиеся их товарищи об этом наверняка не знали. Утром не евшие, не пившие и не спавшие два дня казаки увидели во вражеском лагере для защиты от пуль шестнадцать готовых подвижных щитов и укрытых камышом арб. Серов что бы как то оттянуть время штурма, вышел на переговоры с кокандцами. Два часа времени выиграл есаул! Только когда кокандцы начали двигать к русскому редуту щиты и арбы Серов отошел к своим....Сарбазы прикрываясь шитами и арбами с камышём с трёх сторон близко подошли к русскому укреплению. С этого расстояния уже кокандские гладкоствольные ружья стали наносить казакам большие потери. Четыре раза сарбазы из за щитов бросались на редут в сабли и пики.... К часу дня у русских было 37 убитых и множество раненных. Казачьи лошади и верблюды к этому времени все были перебиты. Посоветовавшись с казакми Серов решил, не дожидаясь подмоги, самостоятельно прорываться в Туркестан. Раненных, кто не мог идти, оставляли, лишние винтовки что бы не достались врагу ломали, пушку заклепали и то же оставили...С криком "Ура" и со штыками наперевес ринулись уральцы на противника. Перестреляли и перекололи первых врагов попытавшихся их остановить- остальные в панике отхлынули в стороны. Ошеломлённые яростным натиском казаков кокандцы вдруг поняли что им сопротивляются не сотни, а всего лишь десятки русских. С диким рёвом кинулся противник на горстку храбрецов, но тут ж повалились на землю под меткими выстрелами казаков десятки преследователей...Сначала казаки отходитли плотной группой потом рассыпались в три шеренги что бы не мешать друг другу стрелять и отбиваться от противника. После нескольких неудачных конных атак кокандцы поменяли тактику. Они на крупах своих лошадей завозили вперёд русского отряда своих сарбазов, которые занимая всевозможные укрытия вели огонь по казакам. Число казаков постоянно уменьшалось. Ослабевшие от ран и потери крови падали. Упавших не подбирали потому что некому было их нести Товарищи забирали у них неизрасходованные патроны и ломали винтовки. Как коршуны бросались на упавших казаков кокандцы- рубили, резали на куски и в конце концов отрубали головы, что бы затем хвастаться своим удальством и получить от хана халат за свой кровавый трофей.

-3

Уже восемь вёрст отбивался от врага поредевший русский отряд. Весь путь его был усеян кровавыми следами, сломанными винтовками и истерзанными трупами казаков. А до города было ещё восемь вёрст! Скорость движения отряда всё время падала. Люди от усталости и ран (у некоторых их было по пять-шесть!) не могли уже идти. Интенсивность огня казаков сильно уменьшилась что позволяло кокандцам уже в конном строю атаковать русских. Некоторые всадники закованные в кольльчуги и латы заскакивали в середину отряда, наносили раны нескольким казакам и уходили невредимые...Но казаки изнемогая, продолжали двигаться вперёд. Кто не мог идти- падал или садился на снег, вполне осознавая свою дальнейшую судьбу. Проходившие мимо казаки прощались с ним как с покойником. На глазах уходящих товарищей на несчастного кидалась свора хищных кокандцев. Кто то в этот роковой момент творил молитву и крестился, кто то пытался закрываться от обрушившихся на него сабель и батиков руками. Некоторые пытались отбиваться и в последнем порыве борьбы даже бросали своим мучителям в глаза снег.

Уже было около 4 часов вечера как вдалеке послышались выстрелы. Кокандцы сначала остановились, а потом стали поворачивать назад.... И вскоре, в полуверсте, казаки увидели бегущих к ним навстречу солдат. Посланные Серовым лазутчики дошли до города и это был второй отряд высланный комендантом на выручку казаков. Как огромный груз свалился с плеч уральцев-все плакали, крестились и целовались- все радовались своему спасению!

Помощь пришла вовремя- многие из казаков уже не могли идти и их пришлось везти на арбах. Посчитали оставшихся в живых -54человека-большинство раненных( некоторые умерли потом в лазарете). Кокандцы на другой день ушли . Ещё через три дня были высланы телеги для сбора погибших. Все тела были истерзаны, обезглавлены и ограблены. 10 декабря павшие русские воины были похоронены в братской могиле.

Все без исключения оставшиеся в живых русские воины были награждены Знаками Отличия Воинского Ордена. Некоторым присвоен очередной воинский чин. Через 20 лет на месте Иканского боя, на добровольные пожертвования, был установлен памятник героям.

Кокандцы, коих было по разным оценкам от 10 до 15 тыс., потеряли только убитыми до 2 тыс. человек.

О жестоком бое во время Кавказской войны читайте тут: https://dzen.ru/media/id/6001cc6aa4b5c64c4b8f7ab4/-ne-streliat--bei-shtykami---poslednii-boi-podpolkovnika-babanova-61654349230d6d7f61f66f24

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Источники: Хорошхин М. "Геройский подвиг уральцев"

Алексеев Л. "Дело под Иканом"