Найти в Дзене

Почему русское кино такое депрессивное? Часть 1.

Автор Анна Макарова

Российское кино часто описывают словом «чернуха». Его считают тоскливым, безысходным и депрессивным, а режиссеров обвиняют в том, что они постоянно сгущают краски и снимают «только о плохом». Насколько справедливы эти укоры? И если справедливы — почему так вышло? Давайте в этом разберемся.

Раньше было лучше?

Современное российское кино постоянно противопоставляют советскому, которому оно обязательно проигрывает. Кажется, что тогда никто не очернял действительность, как это делают сейчас. В СССР снимались веселые мюзиклы, красочные сказки и уморительные комедии: это «Операция “Ы”», «Бриллиантовая рука», «Ирония судьбы» и другие фильмы, которые показывают под Новый год. Как же так вышло, что при советском режиме снимали такие добрые фильмы?

Дело в том, что советская киноиндустрия — это организованный процесс, полностью финансируемый государством.

Достаточно сложно представить, что в таких условиях будут сниматься фильмы о проблемах государственного строя или просто о том, как трудно жить в СССР. Очевидно, что у советского кино имелся проверенный и могущественный инструмент контроля — цензура.

К 30-м годам верность идеологии стала обязательной для любого фильма, который хотел добраться до зрителей. Проблемы с цензурой возникали даже у самых известных режиссеров, сделавших себе имя в предыдущий период советского киноавангарда.

Например, Сергей Эйзенштэйн, автор «Броненосца Потемкина» и «Октября», с 30-го по 38-ой год не смог закончить ни одного фильма. А еще в 1929 году его картину «Генеральная линия» раскритиковали за то, что она слишком документально и негативно показала нищету деревни. К тому моменту слово «чернуха» еще не было в ходу — иначе именно так говорили бы об этом фильме.

Как раз в период наиболее жесткой цензуры расцветают «легкие» жанры. Снимаются мюзиклы, «народные» комедии, фильмы для детей.

Но если взглянуть на кинематограф СССР более внимательно, стереотип о том, что взгляд режиссеров на реальность был намного жизнерадостней, быстро разрушится.

Двойственность становится основой советского кино вплоть до Пятого съезда кинематографистов в 1986 году. С одной стороны — обаятельная комедия «Операция “Ы”» Гайдая, с другой — «Андрей Рублёв» Тарковского, разнесенный цензорами за чрезмерную натуралистичность и беспросветность. С одной стороны — детское кино «Про Красную Шапочку», с другой — приговоренный к уничтожению дебют Сокурова «Одинокий голос человека».

Кроме того, легкие советские фильмы при ближайшем рассмотрении оказываются не такими легкими. Например, детский фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» цензоры посчитали антисоветским. Так что даже в кино таких жанров критически осмыслялась реальность.

Получается, нельзя сказать, что советские режиссеры смотрели на действительность позитивнее.

Как и сегодня, взгляды были разные. Дело лишь в том, что фильмы с альтернативным мнением широкая публика не могла увидеть. Они становились тем самым «одиноким голосом человека» — едва различимым на шумном и торжественном фоне.

Как кинокритики отличают хорошее кино от плохого? Прежде всего, у них есть много примеров, что же такое «хорошее кино». Вы тоже можете о них узнать! На курсе «Гид по легендарным режиссерам». Купите курс за 999 рублей и получите доступ навсегда. Или смотрите этот и еще 250+ других курсов по подписке от 199 рублей в месяц.