Сериал от Netflix снова оглашают «хитом» и «долгожданной премьерой». Я посмотрела этот сериал с небольшой заминкой, но мнение сложилось неоднозначное.
Объективно смысловая нагрузка в кино для меня чуть ли не самое важное. Я смотрю и анализирую картину, кто читал мой обзор на фильм Треугольник печали - понял мой образ мыслей.
Забавно, что в этом сериале тоже есть корабль и логотип в виде треугольника - но безусловно это не сравнение с фильмом.
И откровенно говоря, сериал оставил больше вопросов, чем ответов.
После прошлогодних «сенсаций» Netflix в виде Уэнсдэй и Блондинки (у этого фильма другой маркетинговый ход, чем в Уэнсдэй, но он там тоже зашкаливает), складывается впечатление, что Netflix нанял новую команду маркетологов.
Хотя объективно, большинство громких премьер 2022 построены на этой маркетинговой стратегии, а начало этому положил Человек паук: нет пути домой в конце 2021 и получивший феноменальный резонанс и внушительные сборы.
Так в чем же суть этой маркетинговой стратегии?
В захвате двух масштабных пластов платежеспособных аудиторий: подростки, которым все еще дают деньги родители, и выросшее поколение 90-х.
Последние испытывают ностальгию по тем фильмам и сериалам, которые смотрели в детстве/подростковом возрасте: здравствуйте, Матрица, Человек-паук с Тоби Магуайером, Семейка Аддамс, даже оказывается есть свежий сериал Сабрина по мотивам «Сабрина - маленькая ведьма».
Собственно маркетинг кинокомпаний давит на этот триггер - вспомнить кайф из детства.
Первые же просто видят захватывающий трейлер, рекламный материал в большом количестве, завирусить контент можно для соцсетей, если сделать пародию на фильм/сериал. Молодежью легко манипулировать тем, кто хочет что-то продать.
Вот и наш сериал 1899 - прям с самого вступительного саундтрека мы слышим Матрицу. Сериал относит нас в ностальгию, и мы уже смотрим сериал с ожиданием, где и как вскроется Матрица. Мы сразу понимаем, что все на корабле нереально, и ждет крутого сценарного поворота.
А в итоге получилось: Ждем. Ждем. Ждем. Снова ждем. ЖДЕМ! И только в конце кажется, что вот-вот нам откроется суть Творца - а по факту получаем слом системы вообще в непонятно зачем нужный поворот в космосе.
И единственный вопрос, который хочется задать «ЗАЧЕМ?».
Финальная сцена в космосе для меня оказалась абсолютно невнятной.
Такое ощущение, что создателям захотелось внедрить элемент Матрицы, в которой события тоже происходили после апокалипсиса, но там мир захватили машины.
Здесь же весь сюжет выстраивался крайне логично, затрагивая желание людей сбежать от своих страхов, желание матери спасти умирающее дитя и желание и легкость жизни в иллюзии.
Но финальная сцена как будто разрушила всю логику и создала ряд вопросов из разряда: Если машины не захватили мир, и вы улетели в космос с Земли после апокалипсиса, то зачем создавать именно такую странную симуляцию пока вы летите до новой обитаемой планеты? Каким образом при апокалипсисе на Земле в одном месте оказалось так много иностранцев, чтобы сесть в один корабль?
Почему бы не создать «зеленую лужайку»? Был ли в итоге сын? Был ли отец? И если был, то почему он сказал, что это все, чтобы спасти сына, а не потому, что вообще-то планета в опасности? И все масштабней?
Ответом может быть, что брат - это вовсе не живой человек, а сознание выгруженное в программу, и которое захватило власть над спасенными. Но опять же непонятно зачем.
Если в Матрице мы понимаем, что люди - это источник энергии для машин и питания друг для друга, то здесь этого нет.
Собственно смысловую составляющую на мой взгляд убили абсолютно нелогичной финальной сценой.
Если вы нашли логику в этой сцене - поделитесь в комментариях, будет интересно узнать ваше мнение.
Что ж теперь перейдем к расшифровке смыслов, а точнее ключах и кодах сериала.
Я отказываюсь верить, что все так просто. И сериал - это просто маркетинговый ход и атмосферный фарс.
Поэтому я стала копать смыслы и шифры.
Смысл переданный через греческую мифологию
Герои плывут на корабле Цербер. В греческой мифологии Цербер охраняет царство мертвых, чтобы тени не выбрались в мир живых, а живые не могли видеться с мертвыми.
То есть Цербер как грань, как портал между живыми и мертвыми.
Наши герои находятся во сне - они не живы, но и не мертвы.
Их сознание спит, находится в иллюзии.
А Цербер охраняет их, чтобы они не очнулись.
Далее герои находят корабль Прометей, пропавший 4 месяца назад.
Вы несомненно знаете, что в греческой мифологии Прометей, чье имя переводится как «предвидеть», «размышлять», - титан, который украл огонь с Олимпа, чтобы поделиться им с людьми, которые без огня ничем не отличались от животных.
Интересно, что изначально Зевс согласился с Прометеем и послал людям огонь добровольно, но люди стали жить счастливо, в достатке и отличаться от богов только тем, что не бессмертны.
И в конце концов решили жить сами для себя. Богам это не понравилось, они хотели, чтобы люди жили ради поклонения им. И Зевс лишил их огня.
Люди вернулись во тьму, холод до момента, когда Прометей решил украсть для них огонь и научить их им пользоваться и самим добывать его.
Атмосфера сериала и его цветокоррекция отражает эту тьму и холод без огня, дающий изобилие, просветление, знание и жизнь для себя.
От судовладельческой компании приходит сообщение «Потопите корабль». Безусловно потопить корабль значит не подвергать себя возможности размышлять.
Люди боятся подняться на борт Прометея, чтобы понять, что с ним случилось. Это страх осознания. Ведь так страшно узнать, что полжизни ты прожил как во сне.
И только после того, как они находят пропавший корабль Прометей - начинаются осознания, люди начинают задавать вопросы и устраивают бунт, потому что «нужно бежать от проблем в светлое будущее». Но светлого будущего не существует, когда не решены проблемы из темного прошлого.
Отец Моры говорит «Легко находиться в неведении. Осознание приносит боль».
Люди на Цербере безусловно не хотят возвращаться назад, к их прошлому, их воспоминаниям, которые приносят боль.
В реальной жизни люди так же не любят анализировать свои мысли, действия и эмоции. Живут как во сне, по привычному сценарию и с удовольствием бегут куда-угодно, лишь бы подальше от проблем.
Но суть в том, что от проблем не убежишь, их нужно решать.
На Прометее они находят мальчика, который отдает Море пирамиду.
Что такое пирамида?
Пирамида сама по себе имеет очень много символических и смысловых значений.
Одно из значений в символизме - это огонь, что было бы очень логично. Мальчик, найденный на Прометее передает огонь знания.
Посколько сама пирамида в сериале является дверью в мир пробудившихся - хорошее сопоставление.
Помимо всего прочего, пирамида у меня всегда ассоциируется с ложей иллюминатов. Вы можете говорить, что опять вокруг теории заговора и иллюминаты повсюду, но разве можно так запросто отметать такую теорию?
Сейчас я говорю, о пирамиде, изображенной на долларовой купюре с недостроенной пирамидой и всевидящим оком над ней.
Собственно логотип судовой компании - треугольник с пересекающей его линией. Пирамида открывается по этой линии, а верхушка открывает надпись «Проснись», что говорит об открытом глазе этого самого всевидящего ока.
И в символизме иллюминатов треугольник или пирамида и глаз олицетворяют всевидящий взор бога. И кстати, именно в кругах иллюминатов бога называют Великим Архитектором Вселенной.
В сериале как собственно и в Матрице тоже не однократно мы сталкиваемся с терминологией Архитектора этого мира.
Что может значить упоминание иллюминатов в сериале?
Поскольку вся Вселенная сериала находится в иллюзии, этой иллюзией управляют высшие силы. Не просто Архитектор в виде Моры, а тот, кто захватил их мир во внешнем мире. В сериале это брат Моры или Большой брат, который следит за тобой? Идет связь с нашим миром, захваченным иллюминатами.
Фильмы и книги любят символизм иллюминатов, и почему-то сомнений это не вызывает.
Кейт Шопен «Пробуждение»
О, ну и конечно самое главное во всей этой истории.
Конечно же, вы заметили, что сериал называется никак иначе как 1899.
Почему 1899?
Уж точно не потому, что героиня в самом начале назвала дату 1899. Больше нигде год не упоминается. Меня сбило с толку, что заостряли внимание на номерах кают.
Сначала можно подумать, что номера кают - это номера палат в психиатрической больнице.
Но после пробуждения Моры мы видим, что на космическом корабле никаких номеров нет и собственно психиатрической больницы тоже нет. А год, в котором они находятся на самом деле - 2099.
Так почему же 1899?
Кейт Шопен со своим романом «Пробуждение» дала подсказку.
Именно в этом году он был впервые опубликован.
Роман повествует о пробуждении женщины, о ее размышлениях о своей жизни, она начинает анализировать свои эмоции, свою жизнь и видеть свое предназначение как личности, а не просто как матери или жены.
Таким образом, мы можем видеть эволюцию в символах:
В греческой мифологии эпизода с Прометеем - боги злятся на людей за то, что они вновь обрели огонь. Зевс придумывает, как наказать людей (изначально люди были только мужчинами, женщин почему-то не додумались создать), и в этот момент создает женщину-человека. Этой женщиной оказывается никто иной как Пандора.
Зевс дает ей сундук, который ни при каких обстоятельствах нельзя открывать. Но Пандора как и Ева поддалась любопытству и из сундука полезли болезни, войны, нищета и прочее неистовство.
За это боги наказали женщин тем, что отныне они должны были служить только как жены и матери для продолжения рода человеческого.
В сериале мы видим, что Мора намеренно хотела забыть о муже и сыне. Это похоже на метафору, что женщина - не только мать и жена.
Что она в первую очередь личность.
Затем мы видим символы иллюминатов. И здесь мы можем вспомнить Код да Винчи Дэна Брауна, где говорится, что иллюминаты охраняли важную тайну человечества.
Этой тайной оказывается сохранение знаний о потомстве Иисуса Христа и о том, как выгодно было для религии превратить символизм женщины в виде звезды в символ дьявола, а иллюминаты хранили истинные знания о женщине.
Пожалуй, и тут есть намеки в письмах «Потерянное найдется».
Это потерянное и может быть пробужденное женское сознание.
И тут же Пещера Платона выступает больше языком.
Отец Моры говорит: «Посмотри, они опять совершают одни и те же ошибки. Они поддаются эмоциям, вместо того, чтобы спасти корабль».
Пещера Платона - это миф, смысл которого заключается в следующем:
чувственный мир является тюрьмой для души (как корабли в сериале - тюрьма для душ героев).
Чувственный мир может обманывать нас, мы можем видеть то, что хотим, а не то, что есть на самом деле.
Когда мир вечных идей является единственной подлинной реальностью, потому что именно с помощью идей мы можем постигать этот мир.
Собственно, женщины зачастую становятся заложницами своих чувств и эмоций, видят и слышат то, что сами хотят, поэтому зачастую обманываются и рады быть обманутыми.
Если научиться работать с эмоциями (не избегать и не подавлять их, а именно работать с ними), то женщина может выйти на новый уровень познания себя и влиять на этот мир созидательно.
И наконец Кейт Шопен, которая пронизывает весь сериал своим романом Пробуждение.
Собственно, получается, если смотреть под таким углом, то получается весь сериал посвящен пробуждению женщины.
Все героини женского пола выступают бунтарками: Мора - женщина врач, путешествующая одна; Линь И вместо того, чтобы порядочно играть свою роль гейши влюбляется в Олека и даже помогает ему держать штурвал; Клеманс в знак протеста надевает брюки; Туве как и маленькая Ада идут против фанатичного безумия своей матери.
И именно Мора является архитектором.
В конце концов женщина просыпается и понимает, что ее брат-мужчина захватил власть.
Это все может быть моей бредовой фантазией.
Но мой мозг выстроил примерно такую логическую цепочку.
И мне она кажется вполне правдоподобной, но безусловно каждый может увидеть в этом что-то свое.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, это по-настоящему помогает мне развивать сой блог.