Найти тему
Смысл в кино

Символизм и маркетинг сериала 1899 от Netflix

Оглавление

Сериал от Netflix снова оглашают «хитом» и «долгожданной премьерой». Я посмотрела этот сериал с небольшой заминкой, но мнение сложилось неоднозначное.

Постер к сериалу 1899
Постер к сериалу 1899

Объективно смысловая нагрузка в кино для меня чуть ли не самое важное. Я смотрю и анализирую картину, кто читал мой обзор на фильм Треугольник печали - понял мой образ мыслей.
Забавно, что в этом сериале тоже есть корабль и логотип в виде треугольника -
но безусловно это не сравнение с фильмом.

И откровенно говоря, сериал оставил больше вопросов, чем ответов.

После прошлогодних «сенсаций» Netflix в виде Уэнсдэй и Блондинки (у этого фильма другой маркетинговый ход, чем в Уэнсдэй, но он там тоже зашкаливает), складывается впечатление, что Netflix нанял новую команду маркетологов.

Хотя объективно, большинство громких премьер 2022 построены на этой маркетинговой стратегии, а начало этому положил Человек паук: нет пути домой в конце 2021 и получивший феноменальный резонанс и внушительные сборы.

Так в чем же суть этой маркетинговой стратегии?

В захвате двух масштабных пластов платежеспособных аудиторий: подростки, которым все еще дают деньги родители, и выросшее поколение 90-х.

Последние испытывают ностальгию по тем фильмам и сериалам, которые смотрели в детстве/подростковом возрасте: здравствуйте, Матрица, Человек-паук с Тоби Магуайером, Семейка Аддамс, даже оказывается есть свежий сериал Сабрина по мотивам «Сабрина - маленькая ведьма».
Собственно маркетинг кинокомпаний давит на этот триггер - вспомнить кайф из детства.

Первые же просто видят захватывающий трейлер, рекламный материал в большом количестве, завирусить контент можно для соцсетей, если сделать пародию на фильм/сериал. Молодежью легко манипулировать тем, кто хочет что-то продать.

Вот и наш сериал 1899 - прям с самого вступительного саундтрека мы слышим Матрицу. Сериал относит нас в ностальгию, и мы уже смотрим сериал с ожиданием, где и как вскроется Матрица. Мы сразу понимаем, что все на корабле нереально, и ждет крутого сценарного поворота.
А в итоге получилось: Ждем. Ждем. Ждем. Снова ждем. ЖДЕМ! И только в конце кажется, что вот-вот нам откроется суть Творца - а по факту получаем слом системы вообще в непонятно зачем нужный поворот в космосе.
И единственный вопрос, который хочется задать «ЗАЧЕМ?».

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

Финальная сцена в космосе для меня оказалась абсолютно невнятной.
Такое ощущение, что создателям захотелось внедрить элемент Матрицы, в которой события тоже происходили после апокалипсиса, но там мир захватили машины.

Здесь же весь сюжет выстраивался крайне логично,
затрагивая желание людей сбежать от своих страхов, желание матери спасти умирающее дитя и желание и легкость жизни в иллюзии.

Но финальная сцена как будто разрушила всю логику и создала ряд вопросов из разряда: Если машины не захватили мир, и вы улетели в космос с Земли после апокалипсиса, то зачем создавать именно такую странную симуляцию пока вы летите до новой обитаемой планеты? Каким образом при апокалипсисе на Земле в одном месте оказалось так много иностранцев, чтобы сесть в один корабль?
Почему бы не создать «зеленую лужайку»? Был ли в итоге сын? Был ли отец? И если был, то почему он сказал, что это все, чтобы спасти сына, а не потому, что вообще-то планета в опасности? И все масштабней?

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

Ответом может быть, что брат - это вовсе не живой человек, а сознание выгруженное в программу, и которое захватило власть над спасенными. Но опять же непонятно зачем.
Если в Матрице мы понимаем, что люди - это источник энергии для машин и питания друг для друга, то здесь этого нет.
Собственно смысловую составляющую на мой взгляд убили абсолютно нелогичной финальной сценой.

Если вы нашли логику в этой сцене - поделитесь в комментариях, будет интересно узнать ваше мнение.

Что ж теперь перейдем к расшифровке смыслов, а точнее ключах и кодах сериала.


Я отказываюсь верить, что все так просто. И сериал - это просто маркетинговый ход и атмосферный фарс.
Поэтому я стала копать смыслы и шифры.

Смысл переданный через греческую мифологию

Герои плывут на корабле Цербер. В греческой мифологии Цербер охраняет царство мертвых, чтобы тени не выбрались в мир живых, а живые не могли видеться с мертвыми.

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

То есть Цербер как грань, как портал между живыми и мертвыми.
Наши герои находятся во сне - они не живы, но и не мертвы.
Их сознание спит, находится в иллюзии.
А Цербер охраняет их, чтобы они не очнулись.

Далее герои находят корабль Прометей, пропавший 4 месяца назад.
Вы несомненно знаете, что в греческой мифологии Прометей, чье имя переводится как «предвидеть», «размышлять», - титан, который украл огонь с Олимпа, чтобы поделиться им с людьми, которые без огня ничем не отличались от животных.
Интересно, что изначально Зевс согласился с Прометеем и послал людям огонь добровольно, но люди стали жить счастливо, в достатке и отличаться от богов только тем, что не бессмертны.
И в конце концов решили жить сами для себя. Богам это не понравилось, они хотели, чтобы люди жили ради поклонения им. И Зевс лишил их огня.
Люди вернулись во тьму, холод до момента, когда Прометей решил украсть для них огонь и научить их им пользоваться и самим добывать его.

Атмосфера сериала и его цветокоррекция отражает эту тьму и холод без огня, дающий изобилие, просветление, знание и жизнь для себя.

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

От судовладельческой компании приходит сообщение «Потопите корабль». Безусловно потопить корабль значит не подвергать себя возможности размышлять.
Люди боятся подняться на борт Прометея, чтобы понять, что с ним случилось. Это страх осознания. Ведь так страшно узнать, что полжизни ты прожил как во сне.

И только после того, как они находят пропавший корабль Прометей - начинаются осознания, люди начинают задавать вопросы и устраивают бунт, потому что «нужно бежать от проблем в светлое будущее». Но светлого будущего не существует, когда не решены проблемы из темного прошлого.
Отец Моры говорит
«Легко находиться в неведении. Осознание приносит боль».
Люди на Цербере безусловно не хотят возвращаться назад, к их прошлому, их воспоминаниям, которые приносят боль.

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

В реальной жизни люди так же не любят анализировать свои мысли, действия и эмоции. Живут как во сне, по привычному сценарию и с удовольствием бегут куда-угодно, лишь бы подальше от проблем.
Но суть в том, что от проблем не убежишь, их нужно решать.

На Прометее они находят мальчика, который отдает Море пирамиду.

Что такое пирамида?

Пирамида сама по себе имеет очень много символических и смысловых значений.

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

Одно из значений в символизме - это огонь, что было бы очень логично. Мальчик, найденный на Прометее передает огонь знания.
Посколько сама пирамида в сериале является дверью в мир пробудившихся - хорошее сопоставление.

Помимо всего прочего, пирамида у меня всегда ассоциируется с ложей иллюминатов. Вы можете говорить, что опять вокруг теории заговора и иллюминаты повсюду, но разве можно так запросто отметать такую теорию?

Сейчас я говорю, о пирамиде, изображенной на долларовой купюре с недостроенной пирамидой и всевидящим оком над ней.

Символ на купюре 1 доллар
Символ на купюре 1 доллар

Собственно логотип судовой компании - треугольник с пересекающей его линией. Пирамида открывается по этой линии, а верхушка открывает надпись «Проснись», что говорит об открытом глазе этого самого всевидящего ока.
И в символизме иллюминатов треугольник или пирамида и глаз олицетворяют всевидящий взор бога. И кстати, именно в кругах иллюминатов бога называют Великим Архитектором Вселенной.
В сериале как собственно и в Матрице тоже не однократно мы сталкиваемся с терминологией Архитектора этого мира.

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

Что может значить упоминание иллюминатов в сериале?
Поскольку вся Вселенная сериала находится в иллюзии, этой иллюзией управляют высшие силы. Не просто Архитектор в виде Моры, а тот, кто захватил их мир во внешнем мире. В сериале это брат Моры или Большой брат, который следит за тобой? Идет связь с нашим миром, захваченным иллюминатами.
Фильмы и книги любят символизм иллюминатов, и почему-то сомнений это не вызывает.

Кейт Шопен «Пробуждение»

О, ну и конечно самое главное во всей этой истории.
Конечно же, вы заметили, что сериал называется никак иначе как 1899.
Почему 1899?
Уж точно не потому, что героиня в самом начале назвала дату 1899. Больше нигде год не упоминается. Меня сбило с толку, что заостряли внимание на номерах кают.

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

Сначала можно подумать, что номера кают - это номера палат в психиатрической больнице.
Но после пробуждения Моры мы видим, что на космическом корабле никаких номеров нет и собственно психиатрической больницы тоже нет. А год, в котором они находятся на самом деле - 2099.

Так почему же 1899?

Кейт Шопен со своим романом «Пробуждение» дала подсказку.
Именно в этом году он был впервые опубликован.

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

Роман повествует о пробуждении женщины, о ее размышлениях о своей жизни, она начинает анализировать свои эмоции, свою жизнь и видеть свое предназначение как личности, а не просто как матери или жены.

Таким образом, мы можем видеть эволюцию в символах:

В греческой мифологии эпизода с Прометеем - боги злятся на людей за то, что они вновь обрели огонь. Зевс придумывает, как наказать людей (изначально люди были только мужчинами, женщин почему-то не додумались создать), и в этот момент создает женщину-человека. Этой женщиной оказывается никто иной как Пандора.

"Пандора" - картина Данте Россети
"Пандора" - картина Данте Россети

Зевс дает ей сундук, который ни при каких обстоятельствах нельзя открывать. Но Пандора как и Ева поддалась любопытству и из сундука полезли болезни, войны, нищета и прочее неистовство.
За это боги наказали женщин тем, что отныне они должны были служить только как жены и матери для продолжения рода человеческого.

В сериале мы видим, что Мора намеренно хотела забыть о муже и сыне. Это похоже на метафору, что женщина - не только мать и жена.
Что она в первую очередь личность.

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

Затем мы видим символы иллюминатов. И здесь мы можем вспомнить Код да Винчи Дэна Брауна, где говорится, что иллюминаты охраняли важную тайну человечества.
Этой тайной оказывается сохранение знаний о потомстве Иисуса Христа и о том, как выгодно было для религии превратить символизм женщины в виде звезды в символ дьявола, а
иллюминаты хранили истинные знания о женщине.
Пожалуй, и тут есть намеки в письмах «Потерянное найдется».
Это потерянное и может быть пробужденное женское сознание.

И тут же Пещера Платона выступает больше языком.
Отец Моры говорит:
«Посмотри, они опять совершают одни и те же ошибки. Они поддаются эмоциям, вместо того, чтобы спасти корабль».

Пещера Платона - это миф, смысл которого заключается в следующем:
чувственный мир является тюрьмой для души (как корабли в сериале - тюрьма для душ героев).

Иллюстрация Пещеры Платона
Иллюстрация Пещеры Платона

Чувственный мир может обманывать нас, мы можем видеть то, что хотим, а не то, что есть на самом деле.
Когда мир вечных идей является единственной подлинной реальностью, потому что именно с помощью идей мы можем постигать этот мир.

Собственно, женщины зачастую становятся заложницами своих чувств и эмоций, видят и слышат то, что сами хотят, поэтому зачастую обманываются и рады быть обманутыми.
Если научиться работать с эмоциями (не избегать и не подавлять их, а именно работать с ними), то женщина может выйти на новый уровень познания себя и влиять на этот мир созидательно.

И наконец Кейт Шопен, которая пронизывает весь сериал своим романом Пробуждение.

Собственно, получается, если смотреть под таким углом, то получается весь сериал посвящен пробуждению женщины.

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

Все героини женского пола выступают бунтарками: Мора - женщина врач, путешествующая одна; Линь И вместо того, чтобы порядочно играть свою роль гейши влюбляется в Олека и даже помогает ему держать штурвал; Клеманс в знак протеста надевает брюки; Туве как и маленькая Ада идут против фанатичного безумия своей матери.

И именно Мора является архитектором.
В конце концов женщина просыпается и понимает, что ее брат-мужчина захватил власть.

Кадр из сериала 1899
Кадр из сериала 1899

Это все может быть моей бредовой фантазией.
Но мой мозг выстроил примерно такую логическую цепочку.
И мне она кажется вполне правдоподобной, но безусловно каждый может увидеть в этом что-то свое.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне благодарна за ваши лайки и подписки, это по-настоящему помогает мне развивать сой блог.