Сегодня для нашего города особенный день. День прорыва блокады Ленинграда. Ровно 80 лет назад 18 января 1943 года на Ладожском озере в ходе наступательной операции «Искра» встретились войска Ленинградского и Волховского фронтов. После прорыва в кратчайшие сроки удалось построить железнодорожную линию, автомобильную дорогу и несколько мостов через Неву. Через несколько недель в изнеможенный Ленинград прибыл поезд с провизией. Увеличили подачу электроэнергии. Город воспрял! Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Спустя год советским властям удалось освободить город. В январе 1944 года в небе над Ленинградом гремел салют.
В честь юбилея в 2023 году главные торжества по поводу Ленинградской Победы сместились с 27 января (Для полного снятия блокады) на 18-е.
А мы хотим представить маршрут по Дороге жизни, где смыкаются времена петровские и совсем недавние героические события Великой Отечественной. Автопробег по родному Всеволожскому району Ленинградской области.
Всеволожск
Тут целый комплекс исторических памятников и мемориальное захоронение. Кое-где мы справедливо решили не маячить с хвостиками. Сделали фото на память у легендарной «полуторки» и поехали дальше.
«Катюша»
Мемориал в память обороны города входит в «Зеленый пояс славы Ленинграда» Сооружён в 1966 году на возвышенности рядом с деревней Корнево, где в 1941-1943 гг. дислоцировались зенитные части, прикрывавшие Дорогу жизни.
Пять 14-метровых стальных балок, установленных на бетонном основании под углом к горизонту символизируют знаменитую реактивную установку.
Всеволожский район, ст. Корнево, 1 км севернее по трассе.
Ириновский дуб
Дуб нашли не сразу, в холостую прокатились по окрестностям, остановились в придорожном кафе. Выпили кофейку с пышками, уточнили месторасположение у местных.
В деревне Ириновка, Всеволожского района, в бывшей усадьбе баронов Корф, растет уникальный дуб, который признан памятником живой природы Всероссийского значения. В годы Великой Отечественной войны этот дуб стоял рядом с легендарной Дорогой жизни, будто охраняя идущий по ней транспорт. Под ним отдыхали пациенты близлежащего военного госпиталя, расположенного, кстати, в бывшем доме баронов Корфов (там и сейчас больница, листайте ниже). Старому дереву было решено присвоить статус памятника живой природы и тем самым сохранить жизнь дуба-великана еще на десятки, а может, и сотню лет.
Возраст: 194 года
Высота: 17 м
Место произрастания: Рахьинское городское поселение, дер. Ириновка.
Деревенька Ириновка сама по себе – местечко любопытное.
Еще во времена шведского господства здесь находилось поселение Мориасилка. Вплоть до 1774 года принято было использовать топоним Мариеселка (Оринка). Современная Ириновка в середине ХYIII века входила в состав мызы Марисельской и была пожалована М. Сахаровой по распоряжению Елизаветы Петровны в 1747 году. Кто такая эта М. Сахарова, и за какие-такие заслуги ей отвалили такие земли, ей Богу, не знаем. Она у нас ни с чем не ассоциируется. Если интересно, сами ищите в сети.
А в 1773 году мыза была продана Ивану Юрьевичу Фредериксу, который построил в Марисельской вотчине усадьбу площадью 2 десятины. Им же здесь были основаны два стекольных завода. После его кончины мыза Марисельская перешла по наследству вдове – Ирине (Регине) Захарьевне Фредерикс. Есть основания утверждать, что с этого времени в документах появляется новое название усадьбы – Ириновка.
Усадьба Корфов
Корфы появились в Ириновке еще через век. В 1798 году надворный советник Сергей Яковлевич Поскочин приобрел это самое поместье и владел им около сорока лет. Сергей Яковлевич проявил себя предприимчивым и справедливым хозяином – за это время население деревень увеличилось в четыре раза. Во многих помещичьих имениях России в начале XIX века возникают фаянсовые и фарфоровые предприятия, возле деревни Морья Поскочиным также был основан фарфоровый завод.
В 1842 году Ириновка стала принадлежать Софье Александровне Голенищевой-Кутузовой, которая продала ее в 1851 году Леопольду Федоровичу Корфу, женатому на родной сестре ее мужа – Марии Павловне, урожденной Голенищевой-Кутузовой. Леопольд Федорович – потомок древнего курляндского рода Корфов, которым в ХYI веке был дарован баронский титул, подтвержденный в России только в 1835 году.
Корфы перестроили усадьбу, построенную Фредериксом, увеличили ее площадь до 12 десятин и создали прекрасный пейзажный парк, элементы которого (200-летний дуб, так и быть, округлим для красного словца, липовая аллея и др.) можно увидеть и в наши дни.
Самое знаменательное участие в развитии Ириновки сыграл Павел Леопольдович Корф. Занявшись разработкой торфяных залежей, он сумел организовать акционерное общество по прокладке железной дороги из Петербурга сначала до Ириновки, а затем и далее до Ладожского озера. В 1892 году в Ириновку пришел первый поезд. Возможность быстрого сообщения со столицей послужила причиной широкого развития предприятий и строительства дачных поселков в этом направлении. Итогом предпринимательской деятельности Корфа стало строительство торфобрикетного завода на станции Рахья, реконструкция стекольного завода на дороге, соединяющей Ириновку и Ваганову, учрежденние Шлиссельбургского промышленного общества и другие воплощенные в реальность проекты.
Откуда мы это знаем?
Все просто. В 1902 году он закладывает поместье в Тульском земельном банке. Из документов описи видно, что на усадебной земле в то время находилось девять деревянных строений, огород, парк, фруктовый сад и три дачи под аренду. Ссуда по тем временам была очень высокой – 220 500 рублей с учетом промышленных заведений, запасов торфа, камня и леса. На эти средства Корф строит новый каменный усадебный дом. Архитектором строгого и лаконичного здания является его давний знакомый И.С. Китнер, создавший в свое время проект торфобрикетного завода. Благодаря тому, что это здание великолепно сохранилось до наших дней, мы имеем возможность восхищаться изумительно чистой кладкой из желтого английского глазурованого кирпича.
Вокруг господского дома был разбит пейзажный парк с липовыми аллеями. Одна из аллей выходит на поле к дубу. По одной из местных легенд сам М.И. Кутузов гулял по липовым аллеям и приложил свою руку к этому дубу. (Упустим промашку с возрастом дерева, легенда-то красивая, согласитесь!)
Итак, дорогие петербуржцы и гости нашего славного города, всего час на пригородной электричке с Финляндского вокзала в Ладожском направлении или 30 минут на машине по Дороге жизни, и вы сможете увидеть великолепно сохранившийся усадебный дом начала прошлого века в стиле «кирпичного» модерна, но, к сожалению, посмотреть внутреннее убранство дома не предоставляется возможным. Имущество из дома Корфов, эмигрировавших в Германию, после революции, по большей части было расхищено. После 1917 года в здании некоторое время размещался Шлиссельбургский Совет, а с 1921 – больница. Здесь лечили защитников Дороги жизни. Сейчас в доме расположено отделение реабилитации Всеволожской районной больницы.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Еще один мемориал на нашем пути, входящий в «Зеленый пояс Славы». Его построили в 1965-1968 годах по инициативе поэта Михаила Дудина, человека, пережившего блокаду и посвятившего этим тяжелым, но героическим годам, множество поэтических строк. Одно из главных памятных сооружений на западном берегу Ладожского озера, на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость. Потом им надо было проделать опасный путь обратно, он составлял расстояние в 30 км.
Трасса находилась в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединенная военно-морская флотилия противника. Да и пропускная способность этой дороги не соответствовала потребностям большого города, не имевшего накануне блокады нужного для такого количества населения запаса продовольствия. Но воистину это была Дорога жизни!
Всеволожский район, пос. Коккорево
После монумента мы бодро проскочили Осиновецкий маяк, сходу, не углядев к нему тропинки, и пронеслись сразу к паровозу.
Памятник «Паровоз»
Паровоз, работавший на «Дороге жизни», 1941-44 годах.
Осиновец
Мыс на западном берегу Ладожского озера, близ железнодорожной станции Ладожское Озеро Ириновской железнодорожной ветки. 12 сентября 1941 корабли Ладожской военной флотилии доставили на него первые 800 тонн зерна для осаждённого Ленинграда, одновременно на Осиновце началось строительство порта, перевалочной базы и подъездных железнодорожных путей. К началу навигации 1942 порт имел несколько км причальных линий (занимал территорию по берегам бухт Морье, Гольцмана и Новой), мог ежедневно принимать до 2 тыс. тонн грузов. Весной и летом 1942 через Осиновец эвакуировано около 1 млн. ленинградцев.
В 1972 в посёлке при станции Ладожское Озеро открыт музей, в 1974 сооружён мемориальный вокзал-памятник; на братской могиле советских воинов установлено зенитное орудие.
Осиновецкий маяк
Заложенный в 1905 году, он второй по высоте на Ладоге (после Стороженского): 70 м от основания до верха, 74 м от огня до уровня моря. А видно его свет за 40 км.
Маяк действующий, 366 ступеней ведут к 500-ваттной лампе, которая с апреля по ноябрь в темное время суток загорается каждые четыре секунды. В сентябре 1941 года сюда с Большой земли пришел по Ладоге первый караван с зерном, а до того подход судов к берегу считался невозможным. Интересно, что внешность свою маяк сохранил с начала XX века, менялись только лампы.
Вот и весь маршрут вкраце.
Оставайтесь с нами! С нами интересно!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас