В самом конце 1910 года В Петербурге, на Каменноостровском проспекте (дом 42) появился «Спортинг-палас» или Дворец спорта. Здание было выстроено с применением новомодного железобетона по проекту инженера-архитектора С. Г. Гингера при участии большого специалиста по железобетонным конструкциям А. Ф. Сысоева по заказу владельцев участка предпринимателей братьев Башкировых. Главный портал «Спортинг-паласа» спроектировал архитектор А. Е. Белогруд, мастер неоклассики. Полуротонду над главным входом украшала квадрига лошадей управляемая Аполлоном. Она была отлита из гипса по модели скульптора Всеволода Всеволодовича Лишева. Под квадригой располагалась известное латинское изречение «Mens sana in corpore sano».
Открытие «Спортинг-паласа» состоялось 12 января 1911 г. Это был аналог современного спортивно-развлекательного центра. Главное его помещение скетинг-ринг или как писали «скэтинг-ринк» предназначалось для катания на роликовых коньках. С 1910 по 1912 г. в Петербурге наблюдалось повальное увлечение этим видом спорта. В эти годы было открыто несколько подобных заведений с скейтинг-треками. (Кронверский 11, Невский 100, Константиновский пер. 28, Марсово поле)
В предыдущем 1910 году например, появился скейтинг-ринг в самом центре Петербурга на Марсовом поле. Эта постройка вызвала множество споров, как в обществе, так и в Городской думе.
Обуздать волну популярности скейтинга в Петербурге пытались многие русские предприниматели. В прибыльное городское увлечение решают вложиться братья Башкировы - Александр и Николай.
Братья Башкировы построившие "Sporting Palase"имели громадное мукомольное дело в Самаре.
Одно из крупнейших мукомольных предприятий Поволжья с центром в Нижнем Новгороде было основано 23 ноября 1871 года сыном крепостного крестьянина - Емельяном Григорьевичем Башкировым (1807−1887). Работал бурлаком, в 1847 году выкупился на волю; заработав капитал, приобрёл баржу и торговал зерном. Затем начал строить мельницы и со своими сыновьями — Николаем, Яковом и Матвеем основал в 1885 году торговый дом «Емельян Башкиров с сыновьями». Николаю Емельяновичу досталась в наследство мельница в Самаре.
Нижегородские мукомолы были поставщиками муки для российских булочников Филипповых
В 1909 году Башкировы участвовали в первой Всероссийской мукомольной выставки в Санкт-Петербурге (в Соляном городке).
И вот уже сыновьям Николая Емельяновича, Николаю и Александру Башкировым, энергичным молодым капиталистам, пришла идея соорудить в Петербурге уникальное спортивно-развлекательное заведение.
Молодые люди, заинтересовались новым спортом (скейтингом) решили затратить большой капитал для сооружения здания, которое украсило бы столицу и дало бы Петербургу грандиозный зал.
Семь месяцев строился "Palase на участке в 1200 кв. саж. Трек для катания сделан, из канадского клена (Montain maple) знаменитой фирмы Plimpton, выложенный специально приехавшим из Лондона инженером мистером Flewett, оборудовавшим уже более 25 европейских и американских скэтингов. По его свидетельству, мировые скэтинги идут в следующем порядке городов: 1 - Петербург, 2 - Дублин, 3 - Лондон, 4 - Ливерпуль, 5 Лилль, 6 - Руан, 7 - Нью-Йорк. Длина нашего трека 35 саж., ширина 12 саж., высота - 15 саж.. Инструктора в «Паласе» были исключительно в иностранцы (в основном американцы). Главными инструкторами была семейная пара Мак- Доннель, профессионалы и чемпионы по катанию на роликовых коньках. Они обучали желающих, как основам катания, так и более сложным движениям, движению по диагонали, спирали и вальсированию.
Здание Паласа, спроектированное архитектором С.Г. Гингером, строилось берлинской фирмой «Wayss & Freytag» исключительно из стекла, железа и цемента. Башкировы гордились монументальным и величественным зданием, выполненном в стиле неоклассицизма. Благородная строгость архитектурных форм была отмечена публикой - здание становится одним из символов «нового» Петербурга.
Так писала об этом пресса:
«Город обогатился новым залом, превышающим по своим размерам залы Дворянского собрания и Консерватории. Треку предшествует обширный вестибюль, над которым находится зал предназначенный для кинематографа и концертов.
Взгляните, как грациозны и воздушны окружающие залы галереи. Архитектор устроил их невысоко от пола и окружил высокой колоннадой с арками в стиле итальянского двора времен Микель Анжело и Браманте. На втором ярусе галереи были оборудованы столики для отдыхающих.
…По словам строителя архитектора Гингера, здание может вместить до 8000 человек».
12 января 1911 г. состоялось торжественное открытие «ринка», так же запечатлённое городской прессой: «Кассиры не успевали продавать билеты на столь престижное мероприятие…
Торжество крайне интересовало спортсменов, приобретших чудный скейтинг, а так же жителей местности где воздвигнуто здание, которому завидуют многие европейские центры…
Публика начала съезжаться в 7 часов вечера. Каменоостровский проспект был запружен экипажами и автомобилями. В 8 вечера загремел оркестр господина Теодора Франке, исполнившего марш "Палас-Спортинг" сочиненный им же для специально для открытия. Молодые спортивные инструкторы продемонстрировали свое умение в катании на колесных коньках, что привело публику в восторг.
Поразительную картину представлял собой Спортинг-Палас во время всеобщего катания. В электрическом освещении, на треке под звуки военного оркестра каталось множество пар изящных молодых людей, а у его барьеров за столиками развлекались нарядные горожане, голоса которых и смех разносились по всему зданию. Завязываются романы, встречаются симпатии…
Фраки, блестящие мундиры, изящные женские фигуры, звуки оркестра и гул коньков, все это дополняло торжественную и радостную атмосферу вечера...
Героями вечера несомненно были братья Башкировы и строитель инженер-архитектор С.Г. Гингер, которые получали приветствия со всех сторон».
В интервью корреспондента газеты Новое Время один из братьев Башкировых, Николай заявил, что его не пугает конкуренция с другими залами скейт-ринга и что уникальный зал «Спортинг-Паласа», обладает хорошей архитектурой и акустикой и потому может использоваться для концертов, балов, выставок и других общественных и частных мероприятий.
Бал- маскарад проходивший в Спортинг- Палас 11 февраля 1911 года был отмечен в шуточных стихах:
« Балов плеяда началась
Не посещать их мы не могли?
Сегодня здесь «Спортинг-Палас»
Устроил бал в особом стиле!
Там, нервной публике на страх
И акробатам для печали, вальсировали на коньках
И на ходулях танцевали!»
«Спортинг-палас» на Каменноостровском являлся одним из самых больших. Его огромный зал, где играл военный оркестр, был всегда полон катающихся. К некоторым инструкторам записывались за несколько дней. Клиентам нравилось кататься в паре с умелым и красивым партнером.
Николай Николаевич Башкиров являлся Петербургским купцом 1-й гильдии. Торговал хлебом на Калашниковской хлебной бирже. Образование получил с СПб Коммерческом училище. Состоял почетным членом больницы Св. Ольги ведомства учреждений Императрицы Марии (Тверская 22). Являлся старостою церкви при СПб 7-й гимназии, а так же почетным попечителем этой гимназии. Николай Николаевич любитель лошадей и скачек, он имел конюшню на 15 стойл, отличных скакунов, участвовавших в соревнованиях и бравших призы.
О его брате известно меньше. Александр Николаевич являлся почетным гражданином, кандидатом коммерции и домовладельцем.
Однако скейтинг в «Спортинг-Паласе» не приносил желаемых доходов. Несмотря на простор и красоту нового скейт-ринга публика не хотела изменять своим привычным трекам на Марсовом поле, Кронверском проспекте и другим более мелким. Дабы поднять доходность зала, братья Башкировы организовали в Паласе показ кинофильмов.
Но, увы, это помогало мало, мода на ролики прошла.
«Ринки» закрывались или переквалифицировались в иные развлекательные заведения. Один из последних ударов непосредственно по катанию на роликовых коньках был нанесён в сентябре 1912-го, когда при развлекательном саде «Аквариум» был открыт первый в России каток с искусственным льдом. Снос здания ринка на Марсовом поле в 1914 г. стал символом конца одного из самых громких городских «помешательств».
Возможно ситуацию усугубило печальное событие 7 сентября 1912 года, когда в здании "Спортинг-Паласа", вспыхнул пожар.
Со стороны двора над помещениями кавказкой кухни и эстрады начали гореть чердаки. Пламя перебросилось на железобетонный купол в перекрытии которого, применялась торфяная прослойка, применявшаяся для удержания тепла. Торф затлел, распространяя удушливый дым и жар. Пожар тушили почти пять часов. Сгорели чердачные и служебные помещения, обгорел купол. При тушении пострадало, от проливки, деревянное покрытие трека из канадского клена. Ущерб оценивался в 40 000 рублей. И хотя здание было застраховано, и были проведены восстановительные работы, первоначального величия «Спортинг-Палас», уже не имел.
В опустевшем здании на Каменноостровском, сначала открылся театр некоторое время называвшийся, «Зон» (1913), который вскоре прогорел, затем - синематограф. В годы Первой мировой войны в здании был размещен военный гараж, а с 1917 г. оно вообще пустовало.
После революции заведение купцов Башкировых прекратило свое существование. Теперь на улице Красных Зорь д 42, так теперь назывался Каменноостровский проспект, в конце 1920 г, было принято решение о постройке большого Дворца культуры промкооперации.
Строительство началось в 1931 г, по проекту архитекторов Е. А. Левинсона и В. О. Мунца. На участке длиной 200 м предполагалось построить сооружение, включающее театральные и физкультурные залы, плавательный бассейн с трибунами, библиотеку и обширный комплекс клубных помещений - при обязательном использовании железобетонных конструкций здания Скейтинг-ринга. Так Дворец спорта стал Дворцом культуры. К сожалению, скульптурная композиция Лишева вместе со всем фасадом во время перестройки здания, была утрачена.
В 1960 г. Дом Культуры промкооперации (в народе именуемый «Промка») был переименован в Дворец культуры им. Ленсовета (ныне Концертный зал «ДК им. Ленсовета»).
Николай Николаевич Башкиров скончался 28 декабря 1938 г. в Париже. В последний путь его провожали сестра, один из братьев и друзья. Отпевали его в Русской церкви на рю Дарю. О послереволюционной судьбе Александра Николаевича мне ничего не известно.
– Как не вспомнить «Nil permanet sub sole», Ничто не вечно под солнцем...
Источники:
Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. Альбом. Часть 9. Новый Петроград. Успенский А. 1915
В. Маркова "Петербургская сторона. История Петроградского района на старых фотографиях, документах и почтовых карточках". 2016, C.475.
Новое Время, 1911г январь
Иллюстрированное приложение к газете «Новое время» № 12530 29 января (11 февраля) 1911 г.
Новая Петербургская газета, 1911 январь.
Петербургский листок, 1911 январь.
Справочная книга СПб купечества, 1911г
От классики к современности. Том 2. От классики к современности" Лисовский В. Г. СПб, Коло, 2009г