Пригласили меня тут на деловой завтрак. В пространство фуд-молла «Депо на Лесной». И когда эта новомодная церемония завершилась, я с пользой для дела прогулялся немного вокруг. В пространстве Миусской площади я повстречал экскурсионную группу с увлечением рассматривавшую троллейбус на высоком постаменте за забором фуд-корта. Машина стоит тут в память о том, что долгое время в пространстве Миусского депо квартировали троллейбусы. А когда здание только построили — это было образцовое транспортное предприятие Миусский парк конно-железной дороги. В конце 1873 года столичная управа заключила контракт с графом Алексеем Уваровым на создание полноценной сети конно-железных дорог (в обиходе — конки). Для обслуживания «конки» требовалось отдельное депо — так было решено открыть Миусский парк, подряд на его строительство получил московский купец Иван Андреевич Бусурлин.
Всего за один год в 1874-м был построен целый комплекс зданий: мастерская, конюшня на 114 голов, вагонный сарай на 100 вагонов, казарма, три склада. Также на территории Миусского парка находились колодец, полицейская будка и магазины для служащих. Периметр депо обнесли забором с двумя широкими въездными воротами. Постройки преимущественно были деревянными. Открытие состоялось в августе 1874 года, однако буквально через пару десятков лет весь комплекс перестроили по последнему слову техники. В депо поселился московский трамвай.
В 1901 году начались работы по постройке первых опытных линий городского трамвая. А в 1904 началось регулярное движение. На Миусской площади была открыта электрическая подстанция, а депо модернизировали под совместную эксплуатации конки и электрического трамвая. В 1907-м Миусский парк полностью перешёл на обслуживание нового трамвая и в 1908—1911 годах активно перестраивался. Все деревянные здания снесли и заменили каменными, в этот период появились двухэтажное здание администрации, вагонный, механический и электрический цеха.
Как пишут много где, ансамбль Миусского парка отражает идею своей эпохи — «строить заводы как дворцы». Так называемый «кирпичный стиль» промышленной застройки того времени объединяет традиции русского зодчества с элементами романской и готической архитектуры. Комплекс зданий спроектировали архитекторы Михаил Николаевич Глейниг и Николай Константинович Жуков. Я же думаю, что идея была немного в другом — приучить горожанина к прогрессу, восхищать техникой. От этого и появился этот сказочный замок.
Кстати, экскурсанты, о которых я упомянул, глазели на троллейбус, в то время как экскурсовод рассказывала им про училищный дом, построенный по проекту Максимилиана Геппенера. Это так называемый «красный корпус» лабораторий по физике, физической химии и коллоидной химии Российского химико-технологического университета имени Менделеева – бывший дом городских училищ имени императора Александра II, выстроенный в начале ХХ века. Он будто накрыт кружевной салфеткой и чудо как хорош.