Генерал-фельдмаршал Людвиг Йорк стал героем Пруссии во времена освободительной войны против Наполеона. Но только ли Пруссии? Ведь Йорка , без каких-либо оговорок, можно и должно считать героем России, ибо благодаря его решительности прусский полк в 1812 году встал на сторону нашей армии, что значительно усилило армию коалиции против «корсиканского чудовища».
Иоганн Давид Людвиг Йорк фон Вартенбург родился 26 сентября 1759 г. в Потсдаме в семье капитана прусской армии - его военное будущее было предопределено. Уже в 13 лет он поступает в прусский пехотный полк, а в 18 получает чин лейтенанта.
На некоторое время военная карьера прервалась. Он обвинил своего начальника в воровстве и за нарушение субординации провёл год в тюрьме во Фридрихсбургской крепости Кёнигсберга.
В 1785 г. был восстановлен на службу в Прусской армии. Карьера стремительно пошла в гору. К 1805 году Йорк получает чин полковника. Военные историки считают, что именно Людвиг модернизировал егерскую службу до требований того времени.
В первый год войны Пруссии против Наполеона Йорк возглавлял авангард герцога Веймарского. 1806 год был неудачным для прусской армии: проиграны две генеральные битвы при Йене и Ауэрштедте. Однако подразделения Людвига смогли отличиться – при Альтенцауне, благодаря тактическому мастерству, они разбили французов. В последней битве того года, в Любеке, Йорк был ранен и попал в плен, а затем его обменяли на французского генерала. Людвигу был пожалован чин генерал-майора и орден Pour le Merite.
После Тильзитского мира Наполеон обязал армию Пруссии сформировать отдельный полк, численностью в 20 тыс. человек, который вошёл в состав французской армии Макдональда и отправился на войну против России в 1812 г.
Йорк фактически возглавлял прусский корпус в те дни, когда Наполеон, после начавшегося в 1812 г. отступления, бежал в Париж. Если изучить поэтапно действия Йорка в процессе пути из Прибалтики в Тильзит, то станет понятно, что он осознанно отставал от французских сил Макдональда, надеясь встретиться с русской армией. Не ради боя, а для того, чтобы объединить усилия против Наполеона.
О своем желание он не раз сообщал королю Пруссии Фридриху Вильгельму III, но тот боялся принять важное решение (объявить войну Франции) и отвечал отписками. Йорк взял инициативу в свои руки. 30 декабря 1812 г. на Пошерунской мельнице близ города Тауроген он подписал конвенцию с русским генерал-майором бароном Дибичем. Согласно документу, прусский корпус отделялся от армии Макдональда и придерживался «нейтралитета».
8 января 1813 г. Йорк входит в Кёнигсберг. В парламенте он произносит речь, которая дала старт началу формирования ополчения для войны против Наполеона и помощи русским войскам.
Вот только король Пруссии вынужден был отстранить Йорка от службы за самоуправство. Впрочем, ход истории уже был изменён: в феврале Кутузов и прусский военачальник Шарнхорст подписали договор против Франции, а 17 марта прусский король объявил войну Наполеону.
Йорк был помилован, армия в составе 120 тыс. пруссов присоединилась к русским и участвовала в разгроме Наполеона. В чине генерала он вошёл в Париж. За отвагу и выдающиеся победы Людвиг был награждён прусским Железным крестом, российским орденом Святого Георгия; возведён в потомственное графское достоинство с титулом фон Вартенбург и получил высший воинский чин генерал-фельдмаршала. Ему было пожаловано поместье Кляйн-Эльс, где он и скончался 4 октября 1830 г.
В 1892 г. в Кёнигсберге (совр. Калининград) Закхаймский переулок переименовали в его честь – Йоркштрассе. Теперь это улица 1812 года. На Закхаймских воротах появился медальон с его портретом. К сожалению, он не сохранился, как и памятник, который был установлен в 1913 году и стоял на площади Вальтера-Симона (там, где сейчас стадион «Балтика»).
На 100-летие подписания Туарогенской конвенции, по инициативе правнука Генриха Йорка фон Вартенбурга, на историческом месте литовского Пошеруна, был установлен мемориал. Двухметровый гранитный куб на четырех небольших бронзовых сферах был уничтожен в 1944 году при наступление Красной армии. По случаю 200-летнего юбилея, в 2012 году, памятник был восстановлен при поддержке ЕС. Рядом растет липа, посаженная в 1813 году, которую можно считать первым памятником освобождения Европы от власти Наполеона.