С 2013 года Россия расширяет БАМ и Транссиб в рамках проекта «Восточный полигон». К концу 2022-го пропускная способность ж/д магистралей выросла практически вдвое и составила 158 млн тонн в год. В текущем году проект станет ключевым. На него до 2025 года выделят около 790 млрд рублей. Но этих инвестиций в «экспортные рельсы» может оказаться мало. Китай счёл недостаточной пропускную способность «Восточного полигона» и планирует частично заменить российский уголь австралийским. Неужели все усилия по модернизации магистралей напрасны?
Материал создан при поддержке 76m2
Как Восточный полигон стал ключевым проектом
Если вы внимательно следите за нашими публикациями, то знаете, что прошлый год ускорил реализацию «Восточного полигона». В условиях санкций Россия перенаправляет объёмы экспорта на азиатский рынок. И хотя на эту задачу направлено несколько важных мер, «Восточный полигон» в приоритете среди железнодорожных проектов. В ходе его реализации за 2022-й проложили 140 км путей, установили свыше 300 стрелочных переходов.
Достигнут значительный результат, и работа продолжается. Полным ходом модернизируются сопутствующие объекты энергетики: установили 2,5 тыс. опор сети. В Хабаровске заканчивают строительство крупной подстанции, что сделает движение грузовых поездов бесперебойным. Также реконструируются две подстанции на Красноярском участке. Обновляется Забайкальская ветка. Там строят Керакский тоннель, протяжённость которого составит 926 м.
Строится вторая линия БАМа на участке Тында - Комсомольск-на-Амуре - порт Ванино, протяжённость которой составит 1 тыс. км, попутно необходимо электрифицировать свыше 1,5 тыс. км путей, возвести мост через Амур и проложить тоннель на Кузнецовском перевале.
Россия разворачивается на Восток, а Китай — в сторону Австралии
Показатели продолжают расти. Если в 2013 пропускная способность составляла 80 млн тонн в год, сейчас этот показатель составляет 158 млн тонн. Цель на 2024 год — 180 млн тонн, на 2031 — 255 млн тонн в год. Совокупные инвестиции в проект оцениваются в 6 трлн рублей. Это существенно повысит экспортные возможности России.
Но любые цифры хороши в контексте всей ситуации. И тут уже не всё так гладко, поскольку один из крупнейших импортёров российского угля (Китай) по итогам прошлого года остался недоволен достигнутыми показателями. Если с 2020 года в Поднебесную не ввозили австралийский уголь, действовал даже неофициальный запрет, то теперь китайцы пересмотрели своё отношение. Уже в этом месяце 4 крупных предприятия смогут получить уголь из Австралии. А скоро, вероятно, в список попадут ещё несколько компаний, что потихоньку будет снижать востребованность российского угля. Также контракты с Россией начали разрывать южнокорейские и японские компании.
Логика импортёров понятна. Они уже хлебнули проблем в 2021 году, когда пытались заменить поставки угля из Австралии поставками топлива из Индонезии и России. Результатом стала волна массовых отключений электроэнергии, поскольку из-за пандемии снизилась собственная добыча. И теперь загруженность «Восточного полигона» и недостаточная пропускная способность говорят не в пользу поставок из России.
Был бы уголь, а дороги построим
Постепенный отказ импортёров от сотрудничества свидетельствует о том, что мощности «Восточного полигона» нужно было бы нарастить раньше. Их не хватало и в 2013, и позже, а прошлый год ситуацию усугубил: пришлось перенаправить объём грузов с зaпадного направления, что увеличило нагрузку на транспортный коридор.
Это ещё одна причина ускорить темп работ по проекту. Крупная транспортная артерия в страны АТР неизбежно приведёт к увеличению грузопотока, в чём Россия по-прежнему заинтересована. Избыточный объём угля обязывает усиливать экспортные мощности.
К тому же у страны-импортёра всегда есть возможность увеличить объём закупок российского угля.