Вернувшись в 1977 году из Австралии, преподобный Паисий почувствовал острую необходимость какое-то время побыть в келейном затворе.
«Находясь в келье, — писал он, — я чувствую такое утешение, что даже в храмик, который у меня за стенкой, не выхожу. И во двор мне выходить не хочется, хотя там можно порадоваться и солнцу, и прекрасным видам. Зато внутри кельи можно жить в раю и питаться небесной пищей».
Чем меньше дней оставалось до Пасхи, тем в более насыщенной духовной атмосфере жил преподобный старец. В Вербное воскресенье с ним «произошло одно событие», однако что именно это было, он никому не рассказал, объяснив это так: «Мне об этом рассказывать духовно невыгодно». А вернувшись после ночного пасхального богослужения из Ставроникиты в келью, он снова закрылся изнутри и продолжил затвор.
«Пасхальную вечерню я отслужил один, но вместе со многими», — рассказывал он потом. Всю Светлую седмицу отец Паисий никого принимал, и после Светлой седмицы затвор продолжился. Длительное время окружающим было заметно, что преподобный переживает какое-то необычное состояние. В письме, отправленном в начале мая 1977 года, он рассказывал: «Я понимаю, что такое великая любовь Божия, которая делает мягкими твёрдые кости, просвещает внешнего человека и изменяет человека внутреннего. В таком состоянии человек с благоговением поклоняется не только Богу и Его святым, но и Его живым иконам (людям), и всему Его творению: большому и малому, драгоценному и ничтожному, камушкам и щепочкам. Всё он берёт в руки с благоговением и целует как благословение, полученное из рук Того, Кто всё это сотворил».
Отрывок из полной серии аудиокниг преподобного Паисия Святогорца:
Вы читаете отрывок из "Жития преподобного Паисия Святогорца", М., Орфограф, 2021, с.362-364
Вечером 25 мая, накануне дня памяти святого апостола Карпа, преподобный Паисий почувствовал себя, как сам он потом рассказывал, в «ином, неописуемом» духовном состоянии. Как обычно, он совершил всенощное бдение. Но спать после бдения не хотелось, преподобный чувствовал себя очень легко и «невесомо». Поэтому он решил записать некоторые события из жизни батюшки Тихона. Исписал он несколько страниц, а необъяснимое внутреннее состояние становилось всё более и более сильным. Уже рассвело, но спать по-прежнему совсем не хотелось. Он перестал писать и начал творить молитву Иисусову. И вдруг около половины шестого утра западная стена кельи как будто сдвинулась, словно штора. В пяти-шести метрах от себя преподобный в разливающемся свете увидел Христа — молящегося, как Его изображают в Гефсиманском саду.
«Лик Его сиял, — рассказывал преподобный в письме, — и от созерцания этого сладчайшего лика я буквально рассыпался в прах. Конечно, я не мог засечь, сколько времени я Его видел, возможно, минуту или две. Потом мои глаза перестали Его видеть, но я видел Его очами души. Как я убедился из опыта, надеяться на телесное зрение в таких случаях бесполезно. Во мне отпечатался Его сияющий облик, Его сладкая Божественная красота, как написано в одном псалме: "Красен добротою паче всех сынов человеческих". И у меня в голове не укладывается: как же люди дерзнули настолько бесчеловечно отнестись к Богочеловеку Иисусу, Который не только как Бог, но и как человек был безгрешен? А от Его прекраснейшего облика и необыкновенной благости могли бы рассыпаться в прах даже камни! Кроме того, я не могу понять, что „подвигло“ Христа на это явление. Я не вижу в себе ничего доброго— одни лишь страсти и грехи… Думаю, что если бы человек смог, ему стоило бы подъять все подвиги всех подвижников от первого века до двадцатого даже не ради того, чтобы всегда лицезреть Его в раю, а хотя бы ради того, чтобы посмотреть на Него всего лишь одну минутку. Я, окаянный, всего пару минут Его видел и теперь, как бы ни подвизался всю свою оставшуюся жизнь, расплатиться с Ним за эту милость всё равно не смогу. Да помилует меня Бог. Молитесь».
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь