Найти тему
Агентство Энилекс

Новости маркетплейсов

Время на прочтение: 8 минут(ы)

Дайджест: актуальные новости маркетплейсов за прошедшие дни наступившего года, с 1 по 13 января. Что чаще всего заказывали в новогодние праздники, какие изменения ждут предпринимателей в 2023 году и многое другое.

Объем заказов на Wildberries в Новогодние праздники вырос в 2,2 раза

Аналитики маркетплейса предположили, что Новогодние праздники 2023 г. большинство россиян предпочли провести дома или на даче. Предположительно, из-за низкой температуры на улице. Исходя из этого, наиболее востребованными покупками с 1 по 9 января оказались товары для семейного времяпрепровождения, которые приобретали активнее, чем свойственные сезону товары для активного отдыха.

В целом, в январские праздники покупатели заказали на 124% товаров больше, чем за тот же период в 2022 г. Число заказов настольных игр выросло на 93% год к году, сборных моделей на 109% и различных товаров для дома на 131%.

При этом, динамика спроса на популярные зимние аксессуары для активного отдыха (санки, лыжи, коньки) была заметно ниже год к году из-за мороза.

Также значительно больше в штуках жители страны приобрели косметики и парфюмерии, одежды, продуктов и смартфонов, а наиболее динамично в этот период рос спрос на ноутбуки и компьютеры (+277%), игровые консоли и игры (+264%), строительные инструменты (+238%), оборудование для умного дома и безопасности (+214%), а также все для садоводства (+195%).

Помимо этого, наиболее динамично рос спрос на аксессуары для бани: шапки (+104%), ковши (+136%) и различные эфирные масла (+139%).

Wildberries собрал самые популярные поисковые запросы ушедшего 2022

Здесь можно посмотреть как разделение по кварталам, например бум на дефицитную бумагу для принтера в начале года, так и в целом самые популярные запросы за год.

Разбивка популярных запросов по кварталам

-2

Топ-10 поисковых запросов за год:

  • кроссовки
  • футболка
  • пижама
  • наушники беспроводные
  • чехол на iPhone
  • картина по номерам
  • постельное белье двуспальное
  • серьги
  • часы
  • пенал

Чем эта статистика интересна продавцам? Данные можно использовать для дальнейшего анализа востребованных категорий и тд. Главное помнить, что если пользователи часто ищут какой-то товар, это не значит что вам нужно сразу заходить в эту нишу, ведь там уже, скорее всего, много продавцов, которым тяжело составить конкуренцию.

Также, согласно статистике, в 1,5 раза чаще искали товары отечественных брендов, хотя раньше перекос был в сторону зарубежных. А 89% от общего числа запросов идут через мобильное приложение, а не с сайта, это важно учитывать в том числе и при создании инфографики.

Wildberries изменил подход к измерению габаритов

Теперь маркетплейс будет предоставлять подтверждающие фотографии с замерами:

Фото с размерами упаковки: длиной, шириной и высотой, будут появляться в личном кабинете продавца после проведения измерений;

Проводить замеры будут несколько разных сотрудников склада в разное время, чтобы исключить вероятность ошибки. Если сотрудник обнаружит расхождения, проведут контрольные замеры, а учитываться будут только данные, подтвержденные минимум двумя сотрудниками.

Штрафы будут начислять только после проведения всех измерений, а в случае, если продавец не согласен с данными, он все также может обратиться в поддержку.

Теперь для открытия ПВЗ Wildberries тоже нужно заплатить гарантийный взнос

Маркетплейс ввел невозвратную сумму, в размере 10 000 рублей, которую необходимо внести франчайзи для открытия ПВЗ.

Правило появилось еще перед Новым годом, но активно говорить о нем стали только сейчас.

Забавно, но в чате владельцев ПВЗ реагируют на новинку относительно спокойно, мол продавцы же платят гарантийку, а мы чем хуже.

WildBerries снижает комиссии на 5% на некоторые категории товаров

Среди них:

  • Здоровье;
  • Продукты;
  • Спецодежда и СИЗы;
  • Спортивное питание;
  • Товары для животных.

Выбор категорий небольшой, но они довольно популярные, поэтому новость очевидно положительная для продавцов, торгующих данными товарами.

Татьяна Бакальчук потеряла $8.3 млрд за 2022 год

Согласно оценке Forbes, состояние основательницы Wildberries в прошедшем году снизилось на $8.3 млрд. Эксперты объясняют это падением котировок Ozon — главного конкурента маркетплейса.

На конец декабря 2022 состояние Бакальчук оценивают в $4.7 млрд. При этом котировки Ozon подешевели на 40%, это и повлияло на оценку состояния Татьяны и падение более чем в 2 раза.

Wildberries судится не только с селлерами

Коммерсантъ сообщает, что маркетплейсу удалось добиться отмены одного из крупнейших штрафов за ввод объекта в эксплуатацию без разрешения. Речь идет об использовании склада в Самаре, два крупных штрафа по которому маркетплейс пытался отменить в течении всего прошлого года.

Кубаньстройнадзор провел проверку на складе и установил, что на строящемся объекте проводится разгрузка, отправка и сортировка грузов. А также в помещениях пользуются канализацией и электричеством, установлены компьютеры и даже продается фастфуд.

В результате маркетплейсу были вынесены два постановления и два штрафа, общей суммой на 1 млн рублей. Маркетплейс, в свою очередь сослался на сложное финансовое положение и подал иск в Арбитражный суд Краснодарского края для отмены или снижения суммы каждого штрафа до 250 тыс.

Суд удовлетворил только один из исков, так как двойная ответственность за нарушение, выявленное в ходе одной проверки, не соответствует законам.

Также маркетплейс ожидает суд и в Беларуси. В республике признали незаконной плату за возврат товара надлежащего качества и срок возврата такого товара в течении 14 дней. Министерство антимонопольного регулирования Беларуси уже дважды выносило предписание с требованием убрать плату за возвраты.

Wildberries напомнил о необходимости, своевременно отправлять УПД согласно уведомлениям о выкупе

Маркетплейс уточнил, что своевременная отправка документа напрямую влияет на передачу стат формы со стороны Wildberries в контролирующие органы.

Wildberries возобновил функционал получения «Знака отличия» на товары

Знак расположен в разделе «О товаре» и содержит в себе ссылку на сертификат качества на сайте Росаккредитации.

Проверка карточек займёт 2-3 дня.

Функционал работает только с сертификатами и декларациями, выданными организациями РФ.

Ozon выстроил вектор развития на Киргизию

В Бишкеке появился сортировочный центр маркетплейса. Работа СЦ направлена на обработку, комплектацию и упаковку заказов, а также работу с возвратами.

Открытие комплекса упростит местным предпринимателям выход на российский рынок и позволит им эффективнее продавать на аудиторию Ozon в России.

Это уже третья страна СНГ, в которой маркетплейс развивает собственную логистическую инфраструктуру. С 2021 года Ozon присутствует также в Беларуси и Казахстане.

Для привлечения продавцов, также появилось представительство в Бишкеке. Компания намерена расширить ассортимент на глобальной витрине в различных категориях, в том числе таких популярных, как “товары для дома” и “одежда, обувь, аксессуары”.

Для предпринимателей из Кыргызстана доступны все схемы торговли и доставки в Россию в рамках работы с маркетплейсом.

Новые функции приложения на iOS

Появилась возможность создания карточек товара

Товары можно создавать через нажатие кнопки плюс в разделе «Товары» — а дальше всё как на компьютере.

Смена статусов отправлений на realFBS Standard & Express

У доставок методом «Вы или сторонняя служба» теперь можно менять статус доставок, доступны следующие статусы:

«Доставляется»;
«Курьер в пути»;
«Условно доставлено».

Виджет рейтингов

Виджет с рейтингами стал более подробным — теперь кроме привычных показателей индекса цен, процента отмен и просроченных доставок, можно также посмотреть:

Оценку товаров;
Просроченные отгрузки;
Процент заказов, выполненных вовремя;
Оценку работы по FBO.
В «Настройке виджетов» можете скрыть показатели, за которыми не следите активно.

Улучшили раздел «Детали отправления»

Сделали ссылку на артикул кликабельной, чтобы можно было быстро посмотреть подробности о товаре.

Ozon: какие самые популярные виды спорта у россиян и товары к ним?

Аналитики Ozon, основываясь на продажах спортивного снаряжения на площадке, выяснили, что самыми популярными видами спорта у россиян являются горные лыжи и сноуборд. Спрос на все необходимое для горных видов спорта в ноябре—декабре вырос более чем в четыре раза. Товары, связанные с фигурным катанием, хоккеем и тюбингом, покупали реже.

Как правило, в начале зимнего сезона россияне обычно обновляют снаряжение для спорта и развлечений. В последнее время все больше людей проявляют интерес к горным лыжам и сноуборду, а многие планируют провести каникулы и отпуска в горах.

Продажи горных лыж на Ozon в ноябре—декабре выросли в 4,6 раза год к году, горнолыжных ботинок — в 4,2 раза, сноубордов — в 4,3 раза, а одежды для сноубординга — в 4,8 раза. В топ-20 самых продаваемых зимних товаров на Ozon попали горнолыжные носки, перчатки, подшлемники и шапки для катания.

При этом, средний чек для этих товаров остался практически неизменным, в сравнении с прошлым годом.

Ботинки для горных лыж и сноуборда – около 15 тыс. рублей;
Горные лыжи — 26 тыс. рублей;
Сноуборды — 19 тыс. рублей.

На размер среднего чека также непосредственно влияет постоянное расширение ассортимента на маркетплейсе.

Что касается интереса к другим видам спорта, он меньше чем к горным видам, но тоже растет. К примеру, продажи беговых лыж увеличились в 2,2 раза, коньков и аксессуаров к ним — в 3,3 раза, хоккейного снаряжения — в 2,4 раза.

Не обошли стороной и зимние развлечения, такие как катание с горок — спрос на тюбинги на Ozon вырос на 27% год к году. И снегоходы – активный интерес к ним возник только в этом году, и уже вывел эти товары в топы продаж.

В этом году чаще всего товары для зимнего отдыха, помимо столичных регионов приобретали в Екатеринбурге, Казани, Самаре, Краснодаре и Новосибирске, где расположены крупные горнолыжные курорты.

Ozon рассказал как прошла новогодняя распродажа в этом году

Количество заказов выросло на 89%, оборот площадки увеличился на 74%, а оборот продавцов – на 96%;

Средняя стоимость заказа в период распродажи была 1618;

Самый большой заказ на площадке состоял из 1691 товара;

90 000 продавцов добавили свои товары в распродажу, а >1 500 000 клиентов впервые сделали заказ на маркетплейсе

Быстрее всего в сравнении с прошлым годом росли товары из следующих категорий:
Авто- и мототовары
Мебель
Одежда, обувь и аксессуары
Строительство и ремонт
Бытовая химия

Лидерами продаж в распродажу стали:

Из съедобного:
сахар, консервированная кукуруза и спагети

Из несъедобного:
детский новогодний набор из 12 книг, карандаш-пятновыводитель и удлинитель для гирлянд

В трафаретах появилась новая метрика — охват

Охват — отражает долю покупателей, которые увидели ваши товары, среди всей остальной аудитории. Значение обновляется каждый день — чем оно выше, тем больше заказов вы потенциально можете получить.

Например, если охват кампании — 70%, значит столько из возможных показов досталось вам, а остальные 30% могли уйти конкурентам. Если значение сильно проседает — значит, стоит увеличить дневной бюджет или поднять ставки.

Насколько вы гуру маркетплейсов от ЯндексМаркет

На новогодних праздниках Маркет выпустил тест на знание своих актуальных инструментов. Проверьте: знакомы ли вы с его новыми инструментами? А если нет, то тест — отличная возможность узнать и начать использовать.

СберМегаМаркет изменил название

Сократилась частичка Сбер в названии, а следовательно и отсылка к экосистеме. Теперь площадка называется МегаМаркет. Изменения затронули только мобильные приложения, в целях избежания блокировки в зарубежных сторах.В веб-версии название остается прежним, как и в имени домена.

Amazon сократит более 18 000 сотрудников

Изначально сокращение должно было коснуться только 10 тысяч, сейчас же это число увеличилось до 18, сообщает генеральный директор компании Энди Джесси в публикации на их сайте.

Сотрудникам, попавшим под сокращение обещают выплатить выходное пособие и помочь с трудоустройством. Планируется, что сократят сотрудников, которые работают в сфере разработки новых устройств, а также отвечают за розничную торговлю и кадровую службу.

За последние два года количество сотрудников Amazon увеличилось почти в два раза в связи с ростом спроса на онлайн-услуги во время пандемии. В сентябре в компании работало 1,5 млн человек, большая часть из которых была задействована на складах компании, по данным The Wall Street Journal.

На Ozon, Wildberries и Авито появились «бессрочные лицензии» на ПО

Площадки начали продавать «бессрочные лицензии» на иностранное программное обеспечение, в частности продукты Autodesk и Adobe. Уточняется, что за легальность программ отвечают продавцы, а объявления удалят, если будут претензии от правообладателей.

При этом, Ozon запрещает продажу софта без физических носителей, он доступен только на дисках и картах памяти — в таких случаях за легальность отвечает продавец.

Аудитория российского e-commerce рынка по итогам 2022 года

73% населения старше 12 лет посещают e-com-площадки хотя бы раз в месяц. 37% делают это ежедневно. Покупки чаще совершают люди 25-34 лет. — Mediascope

На начало 2022 года из 145,9 млн человек населения страны 129,8 млн являлись интернет-пользователями. Уровень проникновения интернета достиг 89%, это на 4,7% выше показателей 2021 года. — Digital 2022, Global Overview Report

70 млн человек сделали хоть раз покупку в интернете в течение года. — АКИТ

Число активных онлайн-покупателей с частыми покупками увеличилось с 16% до 21% (товары и продукты питания), доля «редких» покупателей сократилась с 49% до 44%. — Online Market Intelligence/Роскачество

4% российских потребителей максимум своих покупательских потребностей закрывают в онлайне, 50% покупателей совмещают онлайн и офлайн. — Ромир

Количество МСП на маркетплейсах выросло в 6 раз с 2020 года

Пандемия ускорила выход предпринимателей на онлайн-площадки и, согласно данным Корпорации МСП и Минэкономразвития, за последние три года, количество представителей малого и среднего бизнеса выросло в 6 раз, с 43,4 тыс. по 245,9 тыс. компаний.

Лидерами по росту торгующих через интернет в 2022 году остались Москва и область, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Татарстан.

За год выручка компании увеличилась почти на 27% и составила 220 млрд рублей. При этом в 2021 г. этот показатель составил 40%.

Согласно прогнозам генерального директора Корпорации МСП, в 2023 г. доля малых и средних компаний в онлайн-торговле увеличится еще в 1,5–2 раза.

Весь бизнес продолжает адаптироваться и переходить в интернет. То, что ещё 5 лет назад невозможно было представить в онлайне, сейчас для нас уже совершенно привычно.