Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Единственный сохранившийся фильм с участием В. Маяковского

Оглавление

"Барышню и хулигана" (1918) сам великий пролетарский поэт-футурист ценил не очень-то высоко. Но по странному стечению обстоятельств, других картин с участием Маяковского-актера не сохранилось

Демонический поэт

Дебют Маяковского в кино состоялся ещё в 1914 году, в андеграундной фильме: "Драма в кабаре футуристов №13". В ней поэт исполнил роль некого аццкого сатаны. От картины осталась всего одна фотография, где демонического вида Михаил Ларионов выносит на руках из ангара с номером 13 известную художницу-авангардистку Наталью Гончарову. Если верить тогдашней критике фильма имела успех.

Кадр из фильмы "Драма в кабаре футуристов №13"
Кадр из фильмы "Драма в кабаре футуристов №13"

От авангарда к любовной драме

Самым плодотворным для Маяковского годом в кино стал 1918-й. В первый год советской власти вышли целых три картины с его участием и по его сценарию. Это "Закованная в фильму" - фантасмагория, в которой поэт снялся вместе со своей роковой возлюбленной Лилей Брик и "Не для денег родившийся", по роману Джека Лондона "Мартин Иден". Обе имели большой успех, но как и в случае с "Кабаре футуристов № 13", не сохранились. Но самый большой успех сопутствовал все же "Барышне и хулигану", которых Маяковский называл сентиментальной ерундой. Это не удивительно: модернистские эксперименты широкой публике во все времена не заходили, а вот трагические истории любви - совсем наоборот.

Поэт играет себя

Сценарий "Барышни" поэт написал по мотивам рассказа итальянского новеллиста Эдмондо де Амичиса "Учительница бедных", перенеся место действия в условную Россию: не советскую, но и не царскую.
В этой простой истории любви хулигана к молодой учительнице нет практически ничего оригинального, как можно было бы ожидать от Маяковского. Всего одна сцена выглядит необычно. Директор школы говорит учительнице, что ученики у нее будут взрослые, а значит, стремление знаниям вряд ли пересилит в них стремление в кабак. После этого она видит в окне пляшущие буквы, которые образуют слово "трактиръ".
Зато играет Маяковский великолепно. Наверно потому, что играет он в общем-то себя. У него одинаково убедительны и уличный задира и влюбленный, сходящий с ума от неразделенного чувства.
Картине повезло. Сохранился даже фрагмент, где священник исповедует умирающего хулигана. В 20-е годы его вырезали, но позднее вернули на место.

Маяковский хулиган
Маяковский хулиган

Что было потом

После "Барышни" по сценарию поэта в 1928 году вышла картина "Октябрюхов и Декабрюхов" о двух братьях, символизирующих буржуазную и социалистическую революцию в России, а также "Две комнаты с кухней", где от первоначального сценария мало, что осталось, а фамилия Маяковского даже не значилась в титрах. За 20-е годы поэт написал немало оригинальных сценариев для кино, но практически ни один из них не был воплощен в жизнь. И не только из-за советской кинобюрократии тех лет, но и потому, что идеи поэта были мало осуществимы технически. Получить представление о духе и эстетике этих сценариев сегодня можно, например, по картине грузинского режиссера Котэ Макаберидзе "Моя бабушка" (1929).

Хулиган добивается любви барышни
Хулиган добивается любви барышни

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус