Найти тему
VZBRELO: блог о дереве

Маяковский и выжигание по дереву: мимолетная встреча

В мемориальной квартире Маяковского. Фото: Алена Винокурова (https://daily.afisha.ru/cities/6393-posmotrite-na-memorialnuyu-kvartiru-mayakovskogo-luchshiy-malenkiy-muzey-goroda/)
В мемориальной квартире Маяковского. Фото: Алена Винокурова (https://daily.afisha.ru/cities/6393-posmotrite-na-memorialnuyu-kvartiru-mayakovskogo-luchshiy-malenkiy-muzey-goroda/)

Продолжаем изучать историю пирографии. В сети можно встретить упоминания многих известных людей, которые якобы увлекались выжиганием по дереву, но не все из этого удается подтвердить.

Тут маленькое отступление, если пропустили. Так сказать, в предыдущих сериях:
Ван Гог и предположительно его работы
Пабло Пикассо и его выжигание
Принцесса Лейхтенберская-Ольденбургская тоже увлекалась выжиганием
Мария Якунчикова-Вебер, фото с выставки её выжженых работ

***

Но вернемся к Владимиру Маяковскому. Одной из первых подработок в жизни еще совсем юного, увлекающегося рисованием, Володи, стало именно выжигание по дереву. После смерти отца, Маяковские перебралась в Москву. Семья жила скромно и одним из доступных видов заработка было декорирование кустарных изделий: шкатулок, карандашниц, рамок и прочего.

«В холоде, за полутемной лампой, в дыму и копоти сидели мы за столом и работали... Часто сидели до утра. Умоешься и пойдешь на занятия, а Володя ходил относить работу в магазин».
(Л.В. Маяковская, 1937)
В качестве иллюстрации: карандашница, яйцо, шкатулка. Россия, Сергиев Посад. Начало ХХ века. Дерево, роспись, выжигание. Источник: https://ru.bidspirit.com/
В качестве иллюстрации: карандашница, яйцо, шкатулка. Россия, Сергиев Посад. Начало ХХ века. Дерево, роспись, выжигание. Источник: https://ru.bidspirit.com/
"Об одном из неприятных "уклонов", рисования, вызванном необходимостью заработка, вспоминает поэт в своей автобиографии: это было выжигание и разрисовывание пасхальных яиц. Молодому художнику тогда было лет 12-13; полумеханическая, "оптовая" работа доставляла ему мало удовольствия."
А.Ростовцев
(Стройка, иллюстрированный десятидневник литературы, критики и публицистики; №7 от 5 мая 1930 года)
В качестве иллюстрации: Два декоративных пасхальных яйца на подставке. Россия, первая четверть ХХ века. Дерево, резьба, точение, тонировка, выжигание. Источник: https://ru.bidspirit.com
В качестве иллюстрации: Два декоративных пасхальных яйца на подставке. Россия, первая четверть ХХ века. Дерево, резьба, точение, тонировка, выжигание. Источник: https://ru.bidspirit.com

За такую работу платили мало, сделать нужно было как можно больше, поэтому над эскизами особенно не размышляли, копировали уже полюбившиеся народу работы Елизаветы Бём.

"Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10—15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бёмов, русский стиль и кустарщину."
Автобиография В.В. Маяковского "Я сам", 1922 год
В качестве иллюстрации: шкатулка с сюжетом дворцовой княжеской жизни, Елена Кондаурова по рисункам Елизаветы Бём, 19-нач.20в. Выжигание, роспись. Источник: https://ru.bidspirit.com
В качестве иллюстрации: шкатулка с сюжетом дворцовой княжеской жизни, Елена Кондаурова по рисункам Елизаветы Бём, 19-нач.20в. Выжигание, роспись. Источник: https://ru.bidspirit.com

Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но представьте только, если бы знакомство с пирографией настолько самобытного, не терпящего ничего привычного, человека, состоялось бы при более приятных обстоятельствах...) Ох, совсем по другому развивалась бы эта техника! Как думаете?

Мария Крылова, Татьяна Костюхина, проект VZBRELO©