Найти тему
VZBRELO: блог о дереве

Выжигание по дереву в XIX веке: Мария Якунчикова-Вебер

Благодаря всем, кто написал нам об этой выставке (спасибо!), успели запрыгнуть в последний вагон, увидеть своими глазами и теперь вам рассказать о художнице Марии Якунчиковой-Вебер, которая привнесла в традиционную живопись элемент выжигания по дереву.

Фрагмент рамы для картины, о нем позже.
Фрагмент рамы для картины, о нем позже.

Мария Васильевна Якунчикова родилась в 1870 году, в Висбадене, в русской купеческой семье. С детства проявляя интерес к рисованию, поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, близко подружилась с Еленой Поленовой и активно участвовала в творческой жизни тех времен.

В фокусе ее художественного интереса в основном природа, во всем многообразии. Нас, как неспециалистов в живописи, заворожила игра света и тени, сочетание тонко прописанных деталей с незакрашенным холстом, необычные ракурсы.

И, конечно, неординарный прием: выжигание по дереву, в сочетании с живописью маслом.

Аллея каштанов, 1899 год. Дерево, масло, выжигание. Музей-заповедник В.Д.Поленова.
Аллея каштанов, 1899 год. Дерево, масло, выжигание. Музей-заповедник В.Д.Поленова.
Весло с кувшинками, 1896 год. Дерево, масло, выжигание. Музей-заповедник В.Д.Поленова.
Весло с кувшинками, 1896 год. Дерево, масло, выжигание. Музей-заповедник В.Д.Поленова.
Осинка и елочка,1896 год. Дерево, масло, выжигание. Государственная Третьяковская галерея.
Осинка и елочка,1896 год. Дерево, масло, выжигание. Государственная Третьяковская галерея.

Выжиганием художница увлеклась благодаря Сергею Голоушеву, а также поездке в Лондон, где обратила внимание на опыт англичан в области возрождения прикладных искусств и новую, модную по тем временам, технику.

Из сопроводительной записки к выставке:

Переходом Якунчиковой к книжной графике и прикладному искусству послужили создаваемые необычным способом декоративные живописные панно, которыми она занималась начиная с 1895 года. В них вместо обычного рисунка использовался выжженный по дереву глубокий и гибкий контур. Подготовленная таким способом композиция затем покрывалась красочным слоем. Несмотря на достаточно грубую технику изготовления, панно обладали не только огромной силой эмоционального воздействия, но и одухотворенностью.
Апельсины, 1896 год. Дерево, масло, выжигание. Из коллекции Петра Авена.
Апельсины, 1896 год. Дерево, масло, выжигание. Из коллекции Петра Авена.
Окно, 1896 год. Дерево, масло, выжигание. Государственная Третьяковская галерея.
Окно, 1896 год. Дерево, масло, выжигание. Государственная Третьяковская галерея.
Одуванчики, 1890-е. Дерево, масло, выжигание. Музей-заповедник В.Д.Поленова.
Одуванчики, 1890-е. Дерево, масло, выжигание. Музей-заповедник В.Д.Поленова.

Несмотря на то, что пирографию в творчестве Марии Васильевны называли всего лишь переходным этапом, Максимиллиан Волошин отзывался о ней так:

Это самое законченное и самое абсолютное из всего, что сделала Якунчикова. В этой манере ее истинное лицо. Эта манера всецело ею создана и ею разработана.

И мы склонны с ним согласиться)

Фрагменты авторской рамы для офорта "Неуловимое". Вторая половина 1890-х - не позднее 1902 года. Дерево, выжигание, масло. Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим".
Фрагменты авторской рамы для офорта "Неуловимое". Вторая половина 1890-х - не позднее 1902 года. Дерево, выжигание, масло. Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим".
Фрагменты авторской рамы для офорта "Неуловимое". Вторая половина 1890-х - не позднее 1902 года. Дерево, выжигание, масло. Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим".
Фрагменты авторской рамы для офорта "Неуловимое". Вторая половина 1890-х - не позднее 1902 года. Дерево, выжигание, масло. Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим".

Якунчикова прожила короткую (всего 32 года), но очень яркую, насыщенную жизнь, и задала новое направление искусству. Не знаем, как вы, а мы точно решили изучить ее биографию и творчество получше.

Сырой январь, 1898 год. Дерево, масло, выжигание. Из коллекции Петра Авена.
Сырой январь, 1898 год. Дерево, масло, выжигание. Из коллекции Петра Авена.

Ретроспектива работ прошла в Третьяковской галерее и стала всего лишь второй за 115 лет. В другое время увидеть картины можно в Третьяковской галерее в Москве, Музее-заповеднике В.Д.Поленова в Тульской области, в музейно-выставочном комплексе "Новый Иерусалим" и в Швейцарии.

Лайк, если вам было интересно! Подписывайтесь, если хотите и дальше читать разное о пирографии ;)

Дайджест всех наших статей о выжигании: https://clck.ru/MfYN9

Мария и Татьяна, VZBRELO ( вк , инстаграм )

Этот блог в VK , в ОК , в FB , в жж ;)