Недавно я опубликовала фото стражников, снятых во время строительства Мурманской ж/д в 1915-16 годах.
В комментариях люди задались вопросом, почему работали именно они, а не русские. Хотя, вопрос скорее был риторическим, в стиле, ну понятно, кого в охрану берут.
Но на самом деле все не так однозначно. Охрана Мурманской железной дороги включала разнообразные команды стражников, среди которых были и русские, и лезгины, и черкесы, и чеченцы, и ингуши, и киргизы.
Но что интересно, русские шли в охрану неохотно, несмотря на то, что охраны нужно было очень много. Так, подполковник Беринг в рапорте от 4 июля 1916 г. сообщал:
«Стражники здесь необходимы не только для охраны пленных, но и для охраны касс, артельщиков, мостов, конторы участков и дистанций, старших начальствующих лиц дороги, так как среди рабочего элемента, привезенного из Сибири, имеются ссыльно-поселенные и так называемая сибирская «шпана», способная на все»
Да и вообще увеличение числа иностранных подданных, беженцев, а также случаев побега военнопленных и вольнонаемных рабочих, этнических и религиозных конфликтов привели к необходимости особого контроля.
Руководство приняло простое решение — увеличить численность охраны. И столкнулось с уже известной проблемой — отсутствием подходящих людей, из которых формировалась полицейская стража.
Еще до начала земляных работ на Мурманской железной дороге, 30 мая 1915 г., олонецкий губернатор М. Зубовский в телеграмме помощнику начальника Управления по постройке железнодорожной линии Петрозаводск — Кемь писал, что:
«Вообще не оказалось желающих поступить на службу, так как в настоящее время самый плохой чернорабочий получает за свой труд значительно больше полицейского урядника»
То есть дело совершенно примитивным образом состояло в том, что людей не устраивала оплата труда.
Соответственно, изначально на охрану железной дороги нанимались те, кто не мог претендовать на бОльшую оплату:
Железнодорожная охрана формировалась из числа вольнонаемных или завербованных, на работу принимались старые рекруты, уволенные из полков по болезни, инвалиды-участники войны и т. д.
Они, очевидно, не справлялись. Поэтому Управление, приняло решение о формировании дополнительной охраны «из кавказских народностей». Они должны были обеспечить терпимые условия сосуществования разных этнических групп, а именно подданных Российской империи, китайских граждан, военнопленных австро-венгерского и германского подданств.
Интересно, что сама должность так и звучала: "стражник", причем он был с одной стороны наемным работником, который мог уволиться, но при этом приравнивался к участникам военных действий.
Источник цитат:
Змеева Ольга Васильевна Стражники Мурманской железной дороги: регулирование отношений и формирование этносоциального порядка (1915-1916 гг. ) // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. №2 (16). Если вам интересно узнать больше информации о работе стражников, то почитать ее можно в этой статье, в источнике.