Недавно я опубликовала фото стражников, снятых во время строительства Мурманской ж/д в 1915-16 годах. В комментариях люди задались вопросом, почему работали именно они, а не русские. Хотя, вопрос скорее был риторическим, в стиле, ну понятно, кого в охрану берут. Но на самом деле все не так однозначно. Охрана Мурманской железной дороги включала разнообразные команды стражников, среди которых были и русские, и лезгины, и черкесы, и чеченцы, и ингуши, и киргизы. Но что интересно, русские шли в охрану неохотно, несмотря на то, что охраны нужно было очень много. Так, подполковник Беринг в рапорте от 4 июля 1916 г. сообщал:
«Стражники здесь необходимы не только для охраны пленных, но и для охраны касс, артельщиков, мостов, конторы участков и дистанций, старших начальствующих лиц дороги, так как среди рабочего элемента, привезенного из Сибири, имеются ссыльно-поселенные и так называемая сибирская «шпана», способная на все» Да и вообще увеличение числа иностранных подданных, беженцев, а та