С чего начинается работа над 27-м заданием ЕГЭ? Кто-то сразу старается сформулировать проблему доставшегося текста, кто-то пытается оттолкнуться от авторской позиции. Одни долго сидят над черновиком, другие сразу приступают к чистовику. В любом случае, чтобы не запутаться в собственных мыслях, прежде чем приступать к написанию работы, желательно составить четкую логическую схему сочинения (можно назвать это планом или наброском), включающую в себя
- проблемный вопрос
- пример 1
- пример 2
- смысловую связь между примерами
- авторскую позицию
Почему эта схема так важна? Часто одиннадцатиклассники при написании комментария так "растекаются мыслью по древу", что уходят от основной проблемы, вследствие чего позиция автора не стыкуется с тем, что было заявлено в первом абзаце.
К одному и тому же тексту может быть составлена не одна, а несколько схем, потому что каждый читатель по-своему интерпретирует прочитанное. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим текст для ЕГЭ, который я соорудила из "Даров волхвов":
В комментариях к этой статье коллега из Оренбурга Наталья Ждакова предложила разные схемы, демонстрирующие три пути для анализа текста. Не все читатели возвращаются к старым публикациям, чтобы почитать накопившиеся комментарии, поэтому с любезного разрешения Натальи Ивановны выношу эти схемы в отдельную статью.
Схема 1
ПВ: В чём проявляется настоящая любовь?
1 эпизод: подарок Джима
2. эпизод: подарок Деллы
Смысловая связь: эпизоды дополняют друг друга
АП: настоящая любовь проявляется в бескорыстном и искреннем желании порадовать близкого человека самым лучшим подарком.
Схема 2
ПВ: на что способно истинно любящее сердце?
1 эпизод: препятствие, возникающее на пути Деллы, в её желании порадовать Джима
2. эпизод: продажа волос и покупка подарка
Смысловая связь: несмотря на возникающие препятствия, любящее сердце всегда найдёт выход, чтобы порадовать свою вторую половину (уступка).
АП: истинно любящее сердце способно пожертвовать самым дорогим в желании порадовать вторую половину, несмотря ни на что.
Схема 3
ПВ: каким должен быть настоящий “мудрый” подарок?
1 эпизод: подарки супругов друг другу
2. эпизод: вывод о волхвах, приносящих “мудрые” подарки
Смысловая связь: пример - вывод.
АП: настоящий “мудрый” подарок должен идти от души и от сердца, тогда он будет самым дорогим, ценным.
Возможно недавно подписавшимся читателям будут интересны и другие публикации о подготовке к итоговому сочинению: