Готовимся к сочинению ЕГЭ по русскому языку: составляем логическую схему

3,6K прочитали

С чего начинается работа над 27-м заданием ЕГЭ? Кто-то сразу старается сформулировать проблему доставшегося текста, кто-то пытается оттолкнуться от авторской позиции. Одни долго сидят над черновиком, другие сразу приступают к чистовику. В любом случае, чтобы не запутаться в собственных мыслях, прежде чем приступать к написанию работы, желательно составить четкую логическую схему сочинения (можно назвать это планом или наброском), включающую в себя

  • проблемный вопрос
  • пример 1
  • пример 2
  • смысловую связь между примерами
  • авторскую позицию
Продолжаю в фотографиях эксплуатировать новогоднюю тему, хотя все праздники, включая старый Новый год, уже прошли. Фото из личного архива автора
Продолжаю в фотографиях эксплуатировать новогоднюю тему, хотя все праздники, включая старый Новый год, уже прошли. Фото из личного архива автора

Почему эта схема так важна? Часто одиннадцатиклассники при написании комментария так "растекаются мыслью по древу", что уходят от основной проблемы, вследствие чего позиция автора не стыкуется с тем, что было заявлено в первом абзаце.

К одному и тому же тексту может быть составлена не одна, а несколько схем, потому что каждый читатель по-своему интерпретирует прочитанное. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим текст для ЕГЭ, который я соорудила из "Даров волхвов":

В комментариях к этой статье коллега из Оренбурга Наталья Ждакова предложила разные схемы, демонстрирующие три пути для анализа текста. Не все читатели возвращаются к старым публикациям, чтобы почитать накопившиеся комментарии, поэтому с любезного разрешения Натальи Ивановны выношу эти схемы в отдельную статью.

Красноярск. Исторический квартал. Фото из личного архива автора
Красноярск. Исторический квартал. Фото из личного архива автора

Схема 1

ПВ: В чём проявляется настоящая любовь?
1 эпизод: подарок Джима
2. эпизод: подарок Деллы
Смысловая связь: эпизоды дополняют друг друга
АП: настоящая любовь проявляется в бескорыстном и искреннем желании порадовать близкого человека самым лучшим подарком.

Схема 2

ПВ: на что способно истинно любящее сердце?
1 эпизод: препятствие, возникающее на пути Деллы, в её желании порадовать Джима
2. эпизод: продажа волос и покупка подарка
Смысловая связь: несмотря на возникающие препятствия, любящее сердце всегда найдёт выход, чтобы порадовать свою вторую половину (уступка).
АП: истинно любящее сердце способно пожертвовать самым дорогим в желании порадовать вторую половину, несмотря ни на что.

Схема 3

ПВ: каким должен быть настоящий “мудрый” подарок?
1 эпизод: подарки супругов друг другу
2. эпизод: вывод о волхвах, приносящих “мудрые” подарки
Смысловая связь: пример - вывод.
АП: настоящий “мудрый” подарок должен идти от души и от сердца, тогда он будет самым дорогим, ценным.

Возможно недавно подписавшимся читателям будут интересны и другие публикации о подготовке к итоговому сочинению: