Найти тему
Культура оружия

Траншейное оружие Первой мировой войны (Часть 1)

Почти каждый раз, когда упоминается Первая мировая война, неизбежно всплывает термин «окопная война». Большинство упоминаний о позиционной войне в основном касаются Западного фронта, особенно массовых сражений 1916–1917 годов, когда тысячи людей погибли в бессмысленных штурмах, которые привели лишь к массовой резне. Но не менее жестокими были и стычки в бесконечных окопах и траншеях, опутавших половину европейского континента. Об этой малоизвестной странице истории той войны мы и расскажем в этом материале.

К весне 1918 года американские войска прибывали во Францию примерно по 5000 человек в день. Дафбоям (популярное прозвище американских пехотинцев во время Первой мировой войны. — Прим. ред.) пришлось усвоить трудные и достаточно специфические уроки ведения боя в тесноте траншеи. Несмотря на то, что французы и британцы предоставили новой союзной нации опытных инструкторов и различные учебные пособия по ведению боя, американские войска привнесли свое собственное особое оружие и уникальный боевой дух в жестокие позиционные бои.

«Ребята, я умираю»

Рядовой Дайер Дж. Берд из американской 42-й дивизии 166-го пехотного полка, переброшенный во Францию в 1918 году, находился на посту прослушивания. Он увидел, как из близлежащей пробоины от взрыва вынырнула большая группа немецких десантников и с оружием в руках устремилась к американским траншеям. Молодой дафбой бросил в их кучу две ручные гранаты, а когда повернулся, чтобы позвать и предупредить своих товарищей, ему прострелили грудь.

«Немцы идут клином. Ребят, я умираю». Предупреждение Дайера дало его подразделению достаточно времени, чтобы дать отпор немецким налетчикам. Это стало одним из адских уроков ведения окопной войны, который американские войска получили в начале 1918 года.

В книге The Doughboys (Harper & Row, 1963) Лоуренс Столлингс описал, как происходило обучение, которое молодые американцы получили от своих французских союзников и солдат, измотанных физически и эмоционально за 3,5 года ведения ожесточенных боев.

Дафбой должен был изучить стиль ведения окопной войны французов, обращая особое внимание на пулеметы Chauchat и Hotchkiss, штык и гранату, колючую проволоку и лопату, а уже в последнюю очередь вспоминая про винтовку. Французы преследовали немцев во время вооруженных столкновений патрулей, бросая в них гранаты так, как будто у винтовки Лебеля не было спускового крючка.

-2

Если разведчики, посланные во вражеские траншеи с целью взять языка, внезапно сталкивались с противником, то выглядела эта бойня прискорбно. Кто-то из товарищей мог быть подорван гранатой или убит штыком, а раненого врага нужно было протащить через щели в колючей проволоке.

Недостаток опыта ведения окопной войны у дафбоев компенсировался их агрессивностью. Британские и французские командиры сразу оценили рвение к бою американцев, в то время как немцы по другую сторону линии фронта сначала насмехаясь над новичками, а уж затем стали опасаться их.

Некоторые из первых пленных, взятых американцами, говорили что-то вроде: «Если бы мы только встретили вас в 1915 году, когда мы тоже были молодыми и зелеными!» Столлингс рассказывает о жажде славы среди дафбоев: «Каждый человек в 1-й дивизии хотел пойти в патруль, а затем в штурмовики, каждый хотел первым убить немца или хотя бы взять его в плен».

Окопный налет был неприятным, жестоким заданием, которое происходило исключительно по ночам. Налетчики брали с собой лишь необходимый минимум снаряжения, чтобы можно быстро передвигаться и вести точный ближний бой, они также часто пользовались специализированным окопным оружием. Такие налеты представляли собой тактическую разведку в ее наиболее агрессивной форме — резкие и быстрые удары, предназначенные для оценки силы и активности противника, чтобы вызвать как можно больше хаоса в тылу врага, а также захватить пленных и допросить их.

-3

Следующее описание американского окопного налета взято из телеграммы, отправленной из штаб-квартиры Американского экспедиционного корпуса генералом Першингом в военное министерство в Вашингтоне, округ Колумбия, 13 июня 1918 года.

«Наш отряд состоял из пяти групп, каждая была под командованием офицера. Налет был совершен в Буа-Аллонж, группа налета заходила с запада и должна была вторгнуться на восточной окраине. Первая группа, двигавшаяся в северо-западном направлении, обнаружила освещенную и занятую кем-то землянку.

При отказе оккупантов выйти она был уничтожена с применением фосфорных и других гранат. Вторая группа была встречена огнем из автомата, когда заходила в лес. Трое из артиллерийского расчета убиты, а орудие захвачено.

Затем группа двинулась к восточной окраине леса, где в укрытии были обнаружены трое мужчин. Один был убит, остальные взяты в плен. Третья группа также была обстреляна из пулемета. Экипаж был убит, а поскольку орудие было приковано цепью к дереву, его никак нельзя было забрать. Четвертая группа столкнулась с группой противника, в связи с чем открыла огонь из винтовок. Четыре противника были поражены.

Пятая группировка добралась до восточной опушки леса и затем двинулась по опушке в южном направлении. Несколько укрытий и блиндажей были обнаружены и уничтожены зажигательными бомбами. Группа отступила по сигналу командира, который отдал приказ к отступлению, как только убедился, что все пленные захвачены.

В результате налета было получено много сведений об оборонительных сооружениях противника, к которым, помимо окопов, еще относятся каменоломни и воронки от артиллерийских снарядов».

-4

В более ранней телеграмме из штаб-квартиры Першинга дается описание типичного немецкого налетного отряда: «Их целью было захватить пленных и получить информацию о наших войсках. Порядок налета был описан в приказах, найденных при одном из немецких офицеров, командовавших группой налета. Наступающая группа состояла из офицера, трех унтер-офицеров и пяти отрядов, взятых из специально подготовленных для таких задач войск. Они двигались тремя секциями. Поддержка оказывалась посредством артиллерийского огня, четырех окопных минометов, четырех крупнокалиберных пулеметов и трех ручных пулеметов. Из последних один пулемет обеспечивал специальную защиту каждой части атакующей группы. Снаряжение атакующих войск включало в среднем восемь ручных гранат и четыре “лимонки” на человека».

Лоуренс Столлингс описывает подготовку немецкого налетного отряда в The Doughboys следующим образом: «Штурмовая рота, расхаживая среди сдерживающих войск, ждала своего часа. Некоторые из них доставали карманные точильные камни и точили свои окопные ножи, другие осматривали свои заряды-торпеды, чтобы подорвать колючую проволоку окопа противника, или выдували песок из запалов своих ручных гранат. Пистолеты Люгера чистились и смазывались, штыковые упоры готовились к бою».

Дафбои быстро выучили правила смертельной игры на Западном фронте. Войска дяди Сэма, в состав которых входили все: от городских пижонов до деревенских мальчишек, зарекомендовали себя грозными и разъяренными бойцами. Летом 1918 года американские дневные патрули участились, а ночные налеты в окопах стали более эффективными и результативными. К сентябрю великое наступление союзников было готово к бою.

-5