Продолжая разговор о пьесах Уайльда, надо сказать, что драма «Саломея» совсем другая по своему характеру, настроению, содержанию, чем его комедии. И это понятно - смешного в историческом библейском сюжете мало.
Постановку «Саломеи» я не видела ни одну, и, пожалуй, и не хотела бы видеть, потому что драма мрачная, страшная. Сюжет её, кстати, не соответствует исторической действительности. Хотя легенда твердит нам, что Саломея, царевна иудейская, потребовала за свой танец у своего отчима Ирода голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде, в исторических источниках (у Иосифа Флавия, в частности) это не упоминается. Иоанна Крестителя казнили по политическим мотивам. Не соответствует действительности и конец драмы Уайльда – у него Саломею убивают по приказу Ирода, а на самом деле она прожила свою жизнь до естественного конца, дважды была замужем, родила троих детей.
Впрочем, Уайльд не писал исторический трактат, и на историческую правду и не претендовал. Писал он драму, и получилась драма его мрачной, но весьма поэтичной.
Вот самое начало драмы (перевод, кстати, Бальмонта):
«Молодой сириец: Как красива царевна Саломея сегодня вечером!
Паж Иродиады: Посмотри на луну. Странный вид у луны. Она как женщина, встающая из могилы. Она похожа на мертвую женщину. Можно подумать - она ищет мертвых.
Молодой сириец: Очень странный вид у нее. Она похожа на маленькую царевну в желтом покрывале, ноги которой из серебра. Она похожа на царевну, у которой ноги, как две белые голубки. Можно подумать - она танцует.
Паж Иродиады: Она как мертвая женщина. Она медленно движется».
Эта тема луны проходит через всю пьесу. Все видят луну по-своему, каждому мерещится своё.
«Саломея: Как хорошо смотреть на луну. Она похожа на маленькую монету. Она совсем как маленький серебряный цветок. Она холодная и целомудренная, луна... О, наверное, она девственница. У нее красота девственности... Да, она девственница. Она никогда не была осквернена. Она никогда не отдавалась людям, как Другие богини».
«Ирод: Какая странная луна сегодня вечером. Ведь правда, она очень странная? Она как истеричная женщина, которая всюду ищет любовников. И она нагая. Она совершенно нагая. Облака хотят ее закрыть, но она не хочет. Она показывается совсем нагая на небе. Она идет шатаясь среди облаков, как пьяная женщина... Я уверен, что она ищет любовников... Ведь, правда, она шатается, как пьяная женщина? Она похожа на истеричную женщину, ведь правда?»
К чему я всё это написала? Ведь и так ясно, что Уайльд был гениальным писателем...
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/4F263F58A41FCF65.html