Казалось бы, какой экипаж у радиоуправляемой машинки? Дядька с джойстиком на Земле и хватит. Но, оказывается, не все так просто. Начнем с самого Лунохода. Почти все считают, что машина была относительно небольшой, но это не так. Ниже приведены основные характеристики Лунохода 1:
- Длина с полностью открытой солнечной батареей — 4,42 м.
- Ширина в верхней части — 2,15 м;
- Ширина по колёсам — 1,60 м
- Высота — 1,92 м.
- Колесная формула 8×8;
- Трансмиссия электрическая (герметичные электродвигатели постоянного тока) с индивидуальным приводом колёс.
- Диаметр колёс — 510 мм.
На машине были установлены:
- Две телекамеры (одна резервная и портсигар отечественый...), четыре панорамных телефотометра;
- Рентгеновский флуоресцентный спектрометр «РИФМА» (руководитель направления — Олег Генрихович Ивановский);
- Рентгеновский телескоп РТ-1;
- Одометр-пенетрометр ПрОП;
- Детектор радиации РВ-2Н;
- Лазерный рефлектор ТЛ.
Для управления планетоходом был организован целый экипаж, который, конечно, сидел на Земле:
- Командир – общее руководство.
- Водитель – непосредственное управление луноходом.
- Штурман – планирование и прокладка курса.
- Бортинженер – контроль над системами лунохода.
- Оператор ОНА – коррекция остронаправленных антенных систем на землю.
Более того, экипажей было два, поскольку Луноход должен работать на протяжении всего лунного дня (14 земных суток) постоянно. Спать днем, учитывая стоимость проекта и ограниченный ресурс приборов, — непозволительная роскошь. Ночью же машина «спит», экономя энергию батарей, которые в темноте нечем подзаряжать. Отдыхают и экипажи на земле.
На заметку. Для восполнения тепла во время лунной ночи Луноход использовал, как ни поразительно для 1970-х, ядерный тепловой реактор специальной конструкции. Но это уже другая тема.
Одной из особенностей советского времени было то, что члены экипажа управлением Лунохода отбирались по здоровью так же, как и космонавты. Причем им не говорилось, для чего их отбирают. Из воспоминаний одного из командиров лунохода: «Нам не сказали, для чего отбирают. Мы думали для полета в космос. И только когда нам отменили центрифугу, народ заподозрил неладное».
Выяснив, что к чему, 4 кандидата из 45-ти отказались от участия в программе. Наверное, их убило то, что не в космос. Конечно, полет в космос сиденью за монитором – не чета. Хотя, если честно, я бы почел за честь управлением Луноходом. А выход на высоту пару - тройку тысяч километров – это что, космос? А тут реально Луноход на нашем спутнике.
Подготовку экипажей проводили в Крыму, где был создан полигон со всеми кратерами, ямами и валунами по снимкам с Луны. Управляли точной копией Лунохода. Задержку радиосигнала (около 3 сек в одну сторону) создавали программно.
Как принято в СССР, фамилии членов экипажей Луноходов были засекречены (не пойми для чего) и опубликованы лишь в 1993 году. Луноход 1 же работал в 1970-1971 году 10.5 земных месяцев или 11 лунных дней. За это время он прошел чуть больше 10 км.
Если кого-то интересует, вот список экипажей:
Первый экипаж:
- Николай Еременко – командир.
- Габдулхай Латыпов – водитель.
- Константин Давидовский - штурман-навигатор.
- Леонид Мосензов – бортинженер.
- Валерий Сапранов - оператор ОНА.
Второй экипаж:
- Игорь Федоров – командир.
- Вячеслав Довгань – водитель.
- Викентий Самаль - штурман-навигатор.
- Альберт Кожевников – бортинженер.
- Николай Козлитин - оператор ОНА.
Любопытно. Эти же экипажи управляли Луноходом 2 и планировались на управление Луноходом 3, который так и не был запущен.
Ну и подведем итог. Луноход 1 проработал почти год, что втрое превысило запланированное время. Причина обидная и банальная – радиоизотопный источник тепла В3-Р70-4 с начальной тепловой мощностью 150—170 Вт, на изотопе полония -210, выработал свой ресурс. А в его задачу входил обогрев Лунохода лунной ночью. Робот после очередной ночи не «проснулся». Он замерз. Представляете нагрузку на экипажи, которых было всего 2 – по 5 человек в каждом, и 2 человека в резерве, которые так и просидели на скамейке запасных – штатные операторы справились с задачей. 14 суток работать, спать, работать, спать. 4 часа смена. И днем и ночью. 14 дней на отдых. И так почти год!
Вот, в общем, и все, чем хотел поделиться. Вроде банальная информация, но, возможно, кому-то это будет интересно, а кто-то чего-то не знал вообще.