Найти тему
Лампа Электрика

У Лунохода был экипаж? Набирали в космонавты, а на самом деле...

Казалось бы, какой экипаж у радиоуправляемой машинки? Дядька с джойстиком на Земле и хватит. Но, оказывается, не все так просто. Начнем с самого Лунохода. Почти все считают, что машина была относительно небольшой, но это не так. Ниже приведены основные характеристики Лунохода 1:

  • Длина с полностью открытой солнечной батареей — 4,42 м.
  • Ширина в верхней части — 2,15 м;
  • Ширина по колёсам — 1,60 м
  • Высота — 1,92 м.
  • Колесная формула 8×8;
  • Трансмиссия электрическая (герметичные электродвигатели постоянного тока) с индивидуальным приводом колёс.
  • Диаметр колёс — 510 мм.

На машине были установлены:

  • Две телекамеры (одна резервная и портсигар отечественый...), четыре панорамных телефотометра;
  • Рентгеновский флуоресцентный спектрометр «РИФМА» (руководитель направления — Олег Генрихович Ивановский);
  • Рентгеновский телескоп РТ-1;
  • Одометр-пенетрометр ПрОП;
  • Детектор радиации РВ-2Н;
  • Лазерный рефлектор ТЛ.

Для управления планетоходом был организован целый экипаж, который, конечно, сидел на Земле:

  • Командир – общее руководство.
  • Водитель – непосредственное управление луноходом.
  • Штурман – планирование и прокладка курса.
  • Бортинженер – контроль над системами лунохода.
  • Оператор ОНА – коррекция остронаправленных антенных систем на землю.

Более того, экипажей было два, поскольку Луноход должен работать на протяжении всего лунного дня (14 земных суток) постоянно. Спать днем, учитывая стоимость проекта и ограниченный ресурс приборов, — непозволительная роскошь. Ночью же машина «спит», экономя энергию батарей, которые в темноте нечем подзаряжать. Отдыхают и экипажи на земле.

Экипаж Лунохода 1 за работой
Экипаж Лунохода 1 за работой
На заметку. Для восполнения тепла во время лунной ночи Луноход использовал, как ни поразительно для 1970-х, ядерный тепловой реактор специальной конструкции. Но это уже другая тема.

Одной из особенностей советского времени было то, что члены экипажа управлением Лунохода отбирались по здоровью так же, как и космонавты. Причем им не говорилось, для чего их отбирают. Из воспоминаний одного из командиров лунохода: «Нам не сказали, для чего отбирают. Мы думали для полета в космос. И только когда нам отменили центрифугу, народ заподозрил неладное».

Выяснив, что к чему, 4 кандидата из 45-ти отказались от участия в программе. Наверное, их убило то, что не в космос. Конечно, полет в космос сиденью за монитором – не чета. Хотя, если честно, я бы почел за честь управлением Луноходом. А выход на высоту пару - тройку тысяч километров – это что, космос? А тут реально Луноход на нашем спутнике.

Подготовку экипажей проводили в Крыму, где был создан полигон со всеми кратерами, ямами и валунами по снимкам с Луны. Управляли точной копией Лунохода. Задержку радиосигнала (около 3 сек в одну сторону) создавали программно.

Экипажи на полигоне (Луноход скрыт - секрет СССР)
Экипажи на полигоне (Луноход скрыт - секрет СССР)

Как принято в СССР, фамилии членов экипажей Луноходов были засекречены (не пойми для чего) и опубликованы лишь в 1993 году. Луноход 1 же работал в 1970-1971 году 10.5 земных месяцев или 11 лунных дней. За это время он прошел чуть больше 10 км.

Если кого-то интересует, вот список экипажей:

Первый экипаж:

  • Николай Еременко – командир.
  • Габдулхай Латыпов – водитель.
  • Константин Давидовский - штурман-навигатор.
  • Леонид Мосензов – бортинженер.
  • Валерий Сапранов - оператор ОНА.

Второй экипаж:

  • Игорь Федоров – командир.
  • Вячеслав Довгань – водитель.
  • Викентий Самаль - штурман-навигатор.
  • Альберт Кожевников – бортинженер.
  • Николай Козлитин - оператор ОНА.
Экипажи Лунохода (второй ряд в спортивных костюмах)
Экипажи Лунохода (второй ряд в спортивных костюмах)
Любопытно. Эти же экипажи управляли Луноходом 2 и планировались на управление Луноходом 3, который так и не был запущен.

Ну и подведем итог. Луноход 1 проработал почти год, что втрое превысило запланированное время. Причина обидная и банальная – радиоизотопный источник тепла В3-Р70-4 с начальной тепловой мощностью 150—170 Вт, на изотопе полония -210, выработал свой ресурс. А в его задачу входил обогрев Лунохода лунной ночью. Робот после очередной ночи не «проснулся». Он замерз. Представляете нагрузку на экипажи, которых было всего 2 – по 5 человек в каждом, и 2 человека в резерве, которые так и просидели на скамейке запасных – штатные операторы справились с задачей. 14 суток работать, спать, работать, спать. 4 часа смена. И днем и ночью. 14 дней на отдых. И так почти год!

Маршрут, пройденный Луноходом 1
Маршрут, пройденный Луноходом 1

Вот, в общем, и все, чем хотел поделиться. Вроде банальная информация, но, возможно, кому-то это будет интересно, а кто-то чего-то не знал вообще.

Наука
7 млн интересуются