Признаюсь, «Полуночный экспресс» (2008) в год выхода на экраны на меня особого впечатления не произвел. Может быть, потому, что я ожидал чего-то обязывающего к наименованию одноименного шедевра Алана Паркера, а оттого счел ленту «наглым самозванцем».
Со временем подобная оценка изменилась. Картина показалась при втором или третьем просмотре более перспективной, хотя весьма неровной. Впрочем, сделать полнометражное кинополотно из крошечного рассказа, входившего в легендарные сборники Клайва Баркера «Книги крови», само по себе затруднительно.
Особенно если до этого переводчики не проявили фантазии и «ритуальную электричку» озаглавили просто - «мясной поезд». А ведь можно было использовать некие мистические фразеологизмы, проникнутые налётом тайны. Например, «мясостав» и т.д.
Как ни странно, но фильм получился лучше литературного источника, что нельзя назвать заслугой японского режиссера Рюхея Китамура, специализирующегося на фильмах ужасов. Именно он растянул до невозможности крюко-мясную часть повествования, снабдив не особо подобающими мрачной истории спецэффектами, типа замедленной съемки того, как из черепной коробки вылетает глаз.
Судя по всему, тут надо похвалить сценариста Джеффри Бюхлера, который внёс в предложенную историю незначительные, но эффектно выглядящие коррективы. Именно его стараниями тривиального нью-йоркского бухгалтера заменили фотографом, ищущим на улицах ночного города своё тёмное вдохновение.
Во-первых, это позволило сделать кинокартину сопричастной нуару; отдельные сцены – выше всяких похвал. Взять хотя бы появление «мясника» в исполнении Винни Джонса из-под земли. Когда его на поверхность ночной улицы поднимает незримый эскалатор.
Во-вторых, детальное изучение фотографий позволило использовать в сюжете мотив «медийного триллера» (вспоминайте «Фотоувеличение» Антониони). В-третьих, это допустило сделать главного героя подобием частного детектива. С чего бы, спрашивается, счетоводу предпринимать попытки к расследованию? Обычно это не те люди, которые склонны проявлять опасное для жизни любопытство.
Случайные встречи позволяют Леону, блистательно сыгранному Брэдли Купером, придти к выводу, что последний поезд на одной из линий метрополитена хранит в себе мрачные тайны. С одной стороны, мы можем видеть отсылки к «городским легендам», которые уже давно сформировали особую инфернальную мифологию подземки во всем её кино-разнообразии: от «Захвата поезда Пелем» до «Научной секции пилотов».
Однако в указном случае прослеживается мотив «Секретных материалов», так как загадочные исчезновения из поезда происходят на протяжении многих десятилетий. И тут важно не то, кто едет в вагоне, а то, куда он направляется. Ибо за тайной может крыться ещё одна тайна. Что и позволило при значительном фабульном различии, по сути, сравнивать этот фильм с культовой «Хижиной в лесу».
Обнаружение ответов тоже подано в стиле окатывающей холодным душем фразы: «Отодвинетесь от мяса, пожалуйста». За множеством тайных обществ и сумрачных ритуалов может крыться банальная, но неумолимая «правда жизни». Которая делает «Великое Злодейство» утомительно монотонным, роднящим с обетом или служением.