Найти тему
Журнал "Лучик"

«Ах, ах, мишек нарисовал не Шишкин!..» Разоблачаем популярный миф

Человека гораздо легче обмануть, чем убедить в том, что он был обманут. Вот и сейчас, боимся, будут возмущённые комментарии.

«О том, что мишек изобразил не Шишкин, а Савицкий, написано в Википедии!» (О-о-о, уикипедия...)

«Об этом говорят экскурсоводы Третьяковки!» (Это где ветку за двести тыщ купили? Ну так в Петербурге экскурсоводы говорят, что мелодию уличной песенки «Чижик-пыжик» сочинил Чайковский – исток этого мифа мы тоже разбирали, обычный завлекательный вздор для туристов.)

«А как же подпись на картине затёртая?..»

Ну хорошо, давайте разбираться.

Вот она, эта затёртая подпись, под шишкинской
Вот она, эта затёртая подпись, под шишкинской

Савицкий и Шишкин дружили. Константин Аполлонович был крестным отцом младшего сына Ивана Ивановича – Константина. Живописцы состояли в Товариществе передвижных выставок, часто встречались, переписывались, вместе размышляли и обсуждали сюжеты будущих картин. Но творческие судьбы их сложились по-разному.

Посмотрите на их портреты, живописные и фотографические. Замечаете разницу эмоциональных состояний и, вероятно, характеров?

Константин Аполлонович Савицкий (1844–1905)
Константин Аполлонович Савицкий (1844–1905)

Шишкин «благополучен» – и смотрит на мир с мудрым (на картине) или хитрым, смеющимся (на фото) прищуром. А Савицкий?..

Иван Иванович Шишкин (1812–1898)
Иван Иванович Шишкин (1812–1898)

Савицкий был «социальным» художником. Социальным – и горьким. Вот, например, его картина «Ремонтные работы на железной дороге»:

К.А. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. 1874
К.А. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. 1874

Тяжкий подневольный труд под надзором приказчика. Вы бы у себя в гостиной такую повесили? А вот картина «Отец»...

А.К. Савицкий. Отец. 1896
А.К. Савицкий. Отец. 1896

Что здесь происходит? Готовят ли ребёнка к крещению? Но крещение ребёнка – праздник, где же другие члены семьи? Где крестные, друзья, приглашённые? Почему отец ребёнка один, почему на его лице застыло отрешённое выражение? От картины веет бедой, печалью...

Вот ещё Савицкий, этюд «Павшая лошадь»:

-6

Что такое лошадь для крестьянской семьи, объяснять не надо, мы сейчас не в детском журнале. Не на чем пахать или заниматься извозом – пойдёшь в батраки. Купить другую? А продать что для этого? Горе. Никто не заламывает рук и не падает на колени, мужчина стоит, заложив руки за спину и молчит. И женщины не ждут от него слов. Что тут скажешь.

Ну, а Ивана Ивановича Шишкина мы все знаем. От его картин – благодать разливается в душе. Они приятны...

И.И. Шишкин. Туман в сосновом лесу. 1888 г.
И.И. Шишкин. Туман в сосновом лесу. 1888 г.

Их с удовольствием покупают.

И.И. Шишкин. Рожь. 1878
И.И. Шишкин. Рожь. 1878

Вот поэтому Шишкин и смотрит на мир с прищуром. Он знает, что нужно людям. Людям нужны приятные впечатления. И в результате – у него есть деньги. А у Савицкого их нет.

И вот почему из четырёх тысяч рублей, полученных от Третьякова за картину «Медвежье семейство в лесу» (так она тогда называлась) Шишкин тысячу отдал другу и куму, Константину Савицкому.

(Кстати, о похожем случае мы рассказывали совсем недавно в статье про историю создания стихотворения «Вот такой рассеянный», помните? Маршак сначала опубликовал его под именем поэта Владимира Пяста, чтобы тот мог получить гонорар. А уже потом, основательно переписав, – под своим собственным...)

Но как же быть с подписью, собственноручно поставленной Савицким?

Да тоже очень просто. Шишкин уже шёл к «Утру», доказательством чего служат его «подготовительная» картина «Бурелом»:

И.И. Шишкин. Бурелом. 1888 г.
И.И. Шишкин. Бурелом. 1888 г.

И вот он пишет будущее «Утро в сосновом лесу». Картина выглядит приблизительно так (это, разумеется, «фотошоп»)...

-10

...приглашает кума в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». И Савицкий предлагает товарищу на фоне бора написать медведей.

Согласимся, это была гениальная идея! «Без мишек» это была бы одна картина (вполне рядовая, «проходная» и в контексте впечатляющего шишкинского дарования заурядная), а «с мишками» получилась совсем другая. Мега-хит! И Шишкин убеждает друга добавить подпись – как автора идеи «мишек», но не как исполнителя.

А изображал-то их Шишкин сам. Вот его карандашный эскиз:

-11

А вот эскиз в красках:

-12

Выдумки о том, что Шишкина медведей рисовать не сподобил Господь, просто смешны. Будучи пансионером Академии художеств, Шишкин в 1861 году отправился в Мюнхен, где посещал мастерские известных художников-анималистов: Бенно и Франца Адамов. А в 1863 году Шишкин отправляется в Цюрих, где несколько лет берёт уроки у выдающегося швейцарского анималиста профессора Р. Коллера.

На многих картинах Шишкина присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Лесная глушь», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Бычок» и так далее.

Но почему же подпись Савицкого стёрта?

Тоже просто: Шишкин художник модный и дорогостоящий, Шишкин – это «бренд», «фирма». Третьяков отдаёт за картину дикие деньги (четыре тысячи; а крестьянская лошадь, вспоминаем эскиз Савицкого, стоила около ста рублей). И с возмущением видит, что «бренд» испорчен! Рядом с мерседесовской звездой стоит значок Горьковского автозавода!

Третьяков в бешенстве. Он требует скипидару и собственноручно стирает «удешевляющую» подпись Савицкого...

И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889
И.И. Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889

...Мы рассказали эту историю «по-шишкински» бесконфликтно. Но есть и другая точка зрения на происходившее, она принадлежит жене Савицкого, Валерии Дюмулен:

«Константин Аполлонович, работая над картиной «На войну» в мастерской школы Штиглица, далее задумал новую вещь, увлекся страшно, проработал всю ночь и был готов большой эскиз «Медведи в лесу». Зашел Шишкин, вещь ему очень понравилась, и К.А. сказал: «Ну давай работать вместе. Ты лес знаешь лучше меня» (я думаю, что в то время [это] была, пожалуй, первая вещь, которую художники стали писать коллективно ) что, к сожалению, благодаря ревнивому отношению И.И. к своим работам, поселило недоразумение. У И.И. были целые сундуки этюдов леса. Все же, эскиз был сделан К.А. в той же композиции в которой сейчас существует эта картина».

Что на это сказать? В словах жены сквозит понятная обида за мужа. Ведь Шишкин и без «мишек» был успешен, а её муж, тоже прекрасный художник и достойный человек, подаривший Шишкину эту идею, увы, – нет... Что поделать. Таковы уж мы, люди. Мы и сегодня, полтора века спустя, предпочитаем комедии – социальным драмам, а хорошие новости – новостям правдивым.

Но факт остаётся фактом: у картины одна кисть, один исполнитель. А именно: Иван Иванович Шишкин.

Друзья, если наша заметка вам сколько-нибудь понравилась, прокомментируйте её, пожалуйста плюсиком: +. А если нет – минусом: -. Очень интересно, удалось ли нам вас убедить! Или правило, упомянутое в первой фразе заметки, и теперь победило?

Спасибо!
Ваш (надеемся)
журнал «Лучик».

-14