Найти тему

Этноцифра: фольклорное наследие Урала в «Уральской электронной библиотеке»

Оглавление

О рабочем фольклоре

С начала ⅩⅧ в. на Урале стала активно развиваться горнозаводская промышленность. На фабриках, заводах и рудниках трудились тысячи рабочих. Горняцкий труд всегда считался одним из самых тяжёлых и опасных. Работа с раннего утра и до позднего вечера, опасности обвалов, жестокость владельцев заводов по отношению к рабочим, маленький заработок – всё это было частью обычной трудовой жизни горняков и шахтеров. Все свои чувства и мысли о нелёгкой судьбе рабочие пытались выразить через творчество. Именно так и зародились первые произведения рабочего фольклора.

Горнорабочие Урала создавали песни, сказки, пословицы и поговорки, которые впоследствии передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Фольклор рабочих обладает особой ярко выраженной проблематикой. Каждое произведение повествует о труде, лишениях и непростой судьбе рабочих Урала.

-2

В развитии рабочего фольклора можно выделить три периода.

В XVIII – начале XIX века создателями рабочего фольклора были крепостные крестьяне. Они трудились на заводах, рудниках, шахтах и выполняли самую тяжёлую работу. Отношение владельцев заводов к рабочим было очень жестоким. Рабочие часто бунтовали и поднимали восстания. Те, кто не выдерживал каторжной работы, подавались в бегство. В творчестве крепостных были темы и образы, связанные с тяжелейшими условиями труда на заводах, с грубым и безжалостным отношением работодателей.

В это же время создавались предания и легенды, главными героями которых были основатели уральских заводов Строгановы и Демидовы, выдающиеся мастера своего дела, умельцы и силачи. Из фольклорных произведений этого периода до нас дошло совсем небольшое количество текстов. В основном это стихи и песни, сложенные рабочими о своей тяжелой трудовой жизни.

-3

В развитии рабочего фольклора можно выделить три периода.

В XVIII – начале XIX века создателями рабочего фольклора были крепостные крестьяне. Они трудились на заводах, рудниках, шахтах и выполняли самую тяжёлую работу. Отношение владельцев заводов к рабочим было очень жестоким. Рабочие часто бунтовали и поднимали восстания. Те, кто не выдерживал каторжной работы, подавались в бегство. В творчестве крепостных были темы и образы, связанные с тяжелейшими условиями труда на заводах, с грубым и безжалостным отношением работодателей.

В это же время создавались предания и легенды, главными героями которых были основатели уральских заводов Строгановы и Демидовы, выдающиеся мастера своего дела, умельцы и силачи. Из фольклорных произведений этого периода до нас дошло совсем небольшое количество текстов. В основном это стихи и песни, сложенные рабочими о своей тяжелой трудовой жизни.

-4

Ещё одним наиболее популярным фольклорным жанром в этот период была сказка. Они рассказывались в заводских казармах и бараках, на приисках и в застенках заводских тюрем. О рабочих сказках уральский писатель Павел Бажов говорил так: «Заводские старики рассказывали о всякой чертовщине, связанной с добыванием кладов. Особенно много говорилось о “Великом Полозе” – хранителе земляного богатства. Были и сказы разбойничьи о “Думной горе”, о “Девке-Азовке” и о “Медной горы хозяйке”. Все эти сказы представляют значительный интерес».

Особо известными на заводах и приисках были так называемые тайные сказы. Тайными они назывались потому, что рассказывали о борьбе с угнетателями-заводчиками. За создание подобных историй рабочих наказывали розгами и ссылали на каторгу. Эти сказы давали выход классовой ненависти, вносили в беспросветную жизнь рабочих веру в счастливое будущее.

-5

Третий период относится к началу ⅩⅩ в. и характеризуется пробуждением общественного сознания. В это время в рабочее движение был привнесён социалистический идеал. В среде рабочих сохраняются и творчески бытуют почти все жанры традиционного фольклора. Создавалось множество призывных гимнов и маршей, песен-протестов, сатирических акафистов и частушек. Авторами подобных фольклорных произведений выступали как неизвестные, так и всем знакомые поэты-агитаторы.

Старые мотивы «проклятого труда» сменяли мотивы ненависти к заводчику, с острой сатирой на него.

Сколь народу, сколь народу. Сколь народу мучится!
А у наших у хозяев с жиру брюхо пучится.

Но далеко не все трудящиеся поддерживали революционные идеи. Некоторые авторы в качестве альтернативы создавали песни и частушки, осуждающие насилие и протестующих.

Сказки, песни и частушки рабочих, дошедшие до нашего времени, помогают не только узнавать о становлении и развитии уральских заводов, но и погрузиться в историю нашего края.

Другие примеры народного творчества вы сможете найти в Уральской электронной библиотеке в коллекции «Фольклор Урала».

Фольклор
7714 интересуются