Найти тему
Виктор Павлов

Листая старые журналы ("Америка") часть 1.

В прошлый раз я листал старые номера (а точнее рассматривал обложки) журналов "Техника-молодежи" периода 1953 – 1973 годов.

Листая старые журналы ("Техника-молодежи").

Теперь я хочу рассказать об одном интересном номере журнала "Америка" (февраль 1971/ №172) из библиотеки автора статьи. Интересен он прежде всего тем, что там дается прогноз развития американской программы исследования космоса на следующие двадцать лет, вплоть до 1990 года. Сейчас, когда я пишу эти строки, и 1971 и 1990 год – это далекое прошлое, и, естественно, существует соблазн посмотреть, какой из этих прогнозов сбылся, а какой нет.

Немного о времени выхода этого номера. Февраль 1971 года. В прогнозах о полетах кораблей "Аполлон" на Луну упоминается неудачный полет "Аполлона-13", но ни слова не сказано о запущенном 31 января 1971 года корабле "Аполлон-14". Это и неудивительно. Февральский номер готовился в январе, и полет "Аполлона-14" шел параллельно с печатью этого номера в типографии. В это время вся американская космическая программа сосредоточена на полетах к Луне, однако уже идет подготовка к запуску американской орбитальной станции "Скайлэб" ("Небесная лаборатория").

На большом развороте журнала графически представлена вся американская космическая программа на следующие двадцать лет (хочется позавидовать тому оптимизму, с которым смотрели в будущее люди того времени).

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Прогноз разбит на три больших раздела, озаглавленных "Земля", "Луна", "Марс". Рассмотрим и мы их в том же порядке.

Итак, первый раздел "Земля", посвященный работам в космосе на околоземной орбите.

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Самый первый и самый точный прогноз – запуск в космос орбитальной станции "Небесная лаборатория". Он планировался на начало 1972 года.

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Этот прогноз базировался на уже ведущихся работах по строительству орбитальной станции. Уже был известен её внешний вид:

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Доставлять экипажи на станцию предполагалось с помощью ракето-носителей "Сатурн-1В" и кораблей "Аполлон" (что, собственно и произошло). Однако прогноз оказался более оптимистическим, чем действительность. Программой предполагался запуск нескольких таких станций, и "Небесная лаборатория" была лишь первой из них.

"Небесная лаборатория". Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
"Небесная лаборатория". Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Станция была запущена 14 мая 1973 года (миссия "Скайлэб-1") ракетой "Сатурн-5" (это было её последнее использование), причем запуск прошел совсем не гладко. При выведении на орбиту со станции был сорван теплозащитный экран и одна из больших солнечных батарей. Вторая солнечная батарея не раскрылась, заклиненная разлетевшимися осколками.

Интересный факт: за несколько дней до старта миссии "Скайлэб-1" в СССР была предпринята попытка запуска своей орбитальной станции. До этого, 19 апреля 1971 года в СССР была запущена станция "Салют", к которой летали корабли "Союз-10" (неудачная стыковка) и "Союз-11" (доставил первый экипаж). Этот снимок станции "Салют" сделал космонавт Виктор Пацаев после расстыковки корабля "Союз-11" с орбитальной станцией:

Орбитальная станция "Салют". Фото из открытых источников.
Орбитальная станция "Салют". Фото из открытых источников.

На момент старта американской станции это был единственный успешный запуск орбитальной станции в СССР, при том, что полет первого экипажа станции закончился трагически (гибелью космонавтов при посадке корабля "Союз-11").

Следующие два запуска орбитальных станций прошли неудачно. Третьего апреля 1973 года была запущена орбитальная станция "Салют-2" (на самом деле военная станция "Алмаз"), но на 13-е сутки полета произошла разгерметизация отсеков и пилотируемый запуск к станции пришлось отменить. Второй, тоже неудачный запуск орбитальной станции в СССР произошел 11 мая 1973 года ("Космос-557"). На этот раз была запущена гражданская версия орбитальной станции. Станция вышла на орбиту, но потеряла ориентацию, выработала все топливо и разрушилась в атмосфере 22 мая. Я думаю, что вся эта торопливость была связана именно с планами американцев вывести в космос свою орбитальную станцию.

Однако, вернемся к американской космической программе. Стартовавший 25 мая 1973 года экипаж миссии "Скайлэб-2" на корабле "Аполлон" (номера кораблям после Луны не присваивались) должен был в первую очередь заняться ремонтными работами: развернуть новый теплозащитный экран и попытаться раскрыть панель солнечных батарей. Экипаж с большим трудом (с десятой попытки) пристыковался к станции, ремонтные работы потребовали трех выходов в открытый космос, но в итоге все прошло успешно. 22 июня миссия завершилась, астронавты пробыли в космосе 28 суток, превысив достижение экипажа станции "Салют-1" (23 суток).

Установленный миссией "Скайлэб-2" теплозащитный экран и раскрытые панели солнечных батарей. С левой стороны отсутствует утраченная при старте большая панель солнечных батарей. Фото из открытых источников.
Установленный миссией "Скайлэб-2" теплозащитный экран и раскрытые панели солнечных батарей. С левой стороны отсутствует утраченная при старте большая панель солнечных батарей. Фото из открытых источников.

С этого времени и до 1978 года рекорд длительности пребывания в космосе будет принадлежать американцам. Кстати, о всех событиях на станции была полная информация в советской прессе и телевидении. Я сам смотрел эти трансляции по телевизору. Помню, меня удивило необычное деление станции на отсеки (вертикальное, как в многоэтажном доме, а не так, как на «Салюте»).

Расположение отсеков станции "Скайлэб". Изображение из открытых источников.
Расположение отсеков станции "Скайлэб". Изображение из открытых источников.

28 июля 1973 года была запущена миссия «Скайлэб-3», которая пробыла на станции 59 суток.

Астронавт Оуэн Герриотт (миссия "Скайлэб-3"). Фото из открытых источников.
Астронавт Оуэн Герриотт (миссия "Скайлэб-3"). Фото из открытых источников.

А 16 ноября к американской орбитальной станции отправилась третья пилотируемая экспедиция "Скайлэб-4". Она установила новый рекорд пребывания в космосе: 84 дня (экипаж первым встретил новый год в космосе и вернулся на Землю 8 февраля 1974 года). Ещё этот полет запомнился первой забастовкой в космосе: экипаж, недовольный слишком плотным графиком работы, устроил себе незапланированный выходной 28 декабря 1973 года (больше эти астронавты в космос не летали).

Астронавт Эдвард Джордж Гибсон (миссия "Скайлэб-4"). Фото из открытых источников.
Астронавт Эдвард Джордж Гибсон (миссия "Скайлэб-4"). Фото из открытых источников.

После этого станция долго летала в автоматическом режиме, но постепенно теряла высоту, а поднять орбиту было нечем, так как собственных двигателей на станции не было.

Предлагался 20-дневный полёт "Скайлэб-5" для научных экспериментов и некоторого поднятия орбиты станции. Обсуждались способы сохранить "Скайлэб" до начала полётов многоразовых кораблей "Спейс шаттл", после чего эксплуатировать не менее 5 лет. Программа "Скайлэб-Шаттл" предусматривала один полёт для существенного поднятия орбиты с помощью доставляемого шаттлом двигательного модуля, два полёта экспедиций восстановления с доставкой нового стыковочного узла в первом, а затем регулярные многомесячные экспедиции с доведением экипажа на станции до шести-восьми человек, пристыковкой нового большого шлюзового модуля, других модулей (в том числе несвободнолетящих шаттловских лабораторий "Спейслэб") и ферм, а также, возможно, дооснащаемого оборудованием отработавшего внешнего бака системы Шаттл большого размера. После полёта ЭПАС ("Союз-Аполлон") было даже предложение создать комплекс "Скайлэб-Салют". Однако окончательного решения о финансировании так и не было принято.
По материалам Википедии.
Программа "Скайлэб-Шаттл". Станция поднимает орбиту с помощью пристыкованного двигательного модуля. Изображение из открытых источников.
Программа "Скайлэб-Шаттл". Станция поднимает орбиту с помощью пристыкованного двигательного модуля. Изображение из открытых источников.

В итоге 11 июля 1979 года станция сошла с орбиты, часть её обломков упала в западной Австралии и сейчас экспонируется в музеях.

Что же, по этому пункту прогноза можно сказать, что он полностью оправдался, но дальнейшего развития не получил.

Следующий прогноз журнала касается транспортных многоразовых кораблей. Начало эксплуатации таких кораблей намечено на конец 70-х годов (опять почти точный прогноз – первый полет корабля «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981 года).

Транспортные корабли. Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Транспортные корабли. Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Правда из представленных изображений видно, что система транспортных кораблей в 1971 году представлялась полностью многоразовой, а также пилотируемой на обоих ступенях.

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Если все современное ракетостроение ведет свое начало от немецкой ракеты Фау-2 Вернера фон Брауна, то за основу разработки крылатых космических кораблей была взята концепция немецкого орбитального бомбардировщика Ойгена Зенгера времён Второй мировой войны. На её основе была создана американская программа X-20 "Dyna-Soar". Эта программа в свою очередь послужила причиной начала программы "Спираль" в СССР.

Окончательный вариант американского транспортного корабля появился после 1972 года, когда была создана программа "Спейс шаттл" («Космический челнок»).

Официальное название программы: Космическая транспортная система (Space Transportation System) — было взято из плана 1969 года по созданию системы многоразовых космических аппаратов (System of reusable spacecraft). Космический челнок (шаттл), состоящий из орбитального аппарата, с двумя многоразовыми твердотопливными ракетными ускорителями и одноразовым внешним топливным баком, доставлял на низкую околоземную орбиту на своём борту до восьми астронавтов и до 50 000 фунтов (23 000 кг) полезной нагрузки. После завершения миссии в космическом пространстве, орбитальный аппарат возвращался на Землю и приземлялся, как планер — либо в Космическом центре Кеннеди, либо на Военно-воздушной базе Эдвардс.
По материалам Википедии.

Это нашло отражение и на страницах другого номера журнала "Америка" - за август 1978 года/№261.

Шаттл "Энтерпрайз" на летных испытаниях. Обложка журнала "Америка" август 1978/ №261.
Шаттл "Энтерпрайз" на летных испытаниях. Обложка журнала "Америка" август 1978/ №261.

Шаттл "Энтерпрайз" предназначался для отработки посадки космических челноков и в космос не летал. А первым полноценным космическим кораблем по программе "Спейс шаттл" была "Колумбия", построенная в период с 1975 по 1979 год.

Старт корабля "Колумбия" 12 апреля 1981 года. Фото из открытых источников.
Старт корабля "Колумбия" 12 апреля 1981 года. Фото из открытых источников.

Первый полет в космос (STS-1) "Колумбия" совершила 12 апреля 1981 года (я думаю, что дата была выбрана не случайно). Экипаж состоял из двух человек: ветеран космоса Джон Янг и новичок Роберт Криппен. Полет успешно завершился 14 апреля посадкой на базу Эдвардс.

Я думаю, мне не надо здесь пересказывать тридцатилетнюю историю полетов многоразовых кораблей "Спейс шаттл", историю, которая вместила в себя и триумфы, и трагедии. Если рассматривать это с точки зрения достоверности прогнозов, то можно сказать, что прогноз частично оказался верным в смысле сроков введения системы в эксплуатацию, но излишне оптимистичным в смысле эффективности и экономичности этой системы. В этом вопросе, мне кажется, ближе всех к решению находится компания SpaceX. Однако, я должен сказать, что без кораблей системы "Спейс шаттл" невозможно было построить такое колоссальное сооружение на орбите Земли, как Международную космическую станцию (МКС).

И мы плавно переходим к следующему прогнозу - созданию на орбите Земли долговременной орбитальной станции.

Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

На развороте журнала представлен проект фирмы "Норт Американ Рокуэлл корпорейшен": долговременная станция на орбите Земли в представлении художника. Кстати, излишне оптимистичные в вопросах сроков создания станции (конец семидесятых) прогнозисты отвели на существование такой станции только десять лет.

На борту орбитальной станции. Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
На борту орбитальной станции. Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Жизнь, однако, распорядилась иначе. Первую долговременную орбитальную станцию построили не в США, а в Советском Союзе (достроили в России) в 80-90-х годах (первый модуль в 1986 году, просуществовала до 2001 года). И крылатые транспортные корабли, начиная с 1995 года (когда СССР, к сожалению, уже не было), начали причаливать именно к орбитальной станции "Мир", набираясь опыта перед строительством МКС.

Корабль "Атлантис", пристыкованный к станции "Мир". Фото из открытых источников.
Корабль "Атлантис", пристыкованный к станции "Мир". Фото из открытых источников.

А с 1998 года началось создание Международной космической станции, выросшей от первой связки модулей "Заря" и "Юнити"

Модули "Заря" и "Юнити" 1998 год. Фото из открытых источников.
Модули "Заря" и "Юнити" 1998 год. Фото из открытых источников.

до самого грандиозного сооружения на орбите Земли.

МКС в 2011 году. Фото из открытых источников.
МКС в 2011 году. Фото из открытых источников.

Вот только крылатые корабли перестали с 2011 года летать в космос.

Небольшая интересная деталь. На рисунке из журнала "Америка" около орбитальной станции изображены два астронавта, использующие для перемещения в открытом космосе реактивную ранцевую систему.

Астронавты в открытом космосе. Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.
Астронавты в открытом космосе. Изображение из журнала "Америка" февраль 1971/ №172.

Этот прогноз сбылся, правда с небольшим опозданием. Ранцевая система "Пилотируемый маневрирующий модуль" (MMU) была опробована в 1984 году во время полета шаттлов. Аналогичная система (УПМК 21КС) была испытана и в СССР в 1990 году.

Американская и советская системы перемещения в космосе. Фото из открытых источников.
Американская и советская системы перемещения в космосе. Фото из открытых источников.

Однако эксплуатация систем была признана небезопасной и от них отказались. Теперь во время выхода в открытый космос, космонавты пользуются помощью манипуляторов.

На этом заканчивается раздел "Земля" в журнале "Америка" 1971 года. Впереди разделы "Луна" и "Марс".

Продолжение следует.

Листая старые журналы ("Америка") часть 2.

СССР
2461 интересуется