Вопрос:
Часто в разных дискуссиях по теме прощения приводят пример с прощенным разбойником на кресте, когда Спаситель его прощает. Вы тоже нередко приводите этот пример. Но ведь это очень сложный пример, он даже в каком смысле смущающий. Мне даже кажется, что люди, когда его приводят, иногда сами не понимают, что говорят.
Ведь перед нами человек, который, быть может, в жизни вообще ничего хорошего не совершил. Он был убийцей, негодяем. И при этом прощен за одну фразу. И как прощен? Ему не говорили, что, мол, «У тебя есть шанс!». Ему сказано: «Ныне будешь со мной в раю».
И я не могу Вам не признаться, что тоже нередко спотыкаюсь об этот эпизод. Причем не тогда, когда отдельно его рассматриваю, а когда сравниваю с чем-то другим в жизни.
Что это такое? Это бездна милосердия Божьего, которое нам проявлено? Это пример какого-то особого подлинного раскаяния? Как это все понимать?
Ответ:
В отношении самого этого примера надо надо сказать следующее:
находиться в таких жутких страданиях, в которых находился разбойник, и вдруг заговорить об этих вещах - это поразительно.
Вот другой разбойник (тот, что слева), напротив, оскорблял, ругал и прочее. Это естественная болевая реакция.
Поэтому тот факт, что этот разбойник (находящийся справа) такое сказал, значит, он действительно раскаялся. Тем более он прекрасно понимал, что смерть уже вот-вот наступит. Это не был какой-то расчет.
И при этом посмотрите, как человек раскаялся. Он сказал:
«Помяни меня, Господи, в Царствии Твоем!»
То есть что он осознал? Что он, разбойник, никогда там не будет. Это смирение говорит о многом. Вот что сделало его достойным Царствия Божия.
Кстати, в этом моменте христианство радикальным образом отличается от всех прочих религий. В любом другом вероучении так: хочешь спастись - исполни то, что требуется; не исполнишь - всё.
И вдруг христианство объявляет что? Это невероятно, кого прощают! Мытарь вышел оправданным, блуднице было сказано: «Иди, только не греши», разбойник был прощен. Это проявление такой потрясающий любви! Такого в истории просто не было.
А в отношении прощения скажу так. У Святых отцов есть замечательный тезис:
«Нет добродетели без рассуждения».
То есть нет добра без рассуждения.
Ситуации в отношениях между людьми бывают очень разными. Приведу один пример, который будет замечательной иллюстрацией того, почему требуется такое рассуждение.
К Варсонофию Великому приходит один монах, который работал с другими монахами. И один из них на него набросился, изругал его вдребезги без всякой причины и повода. Ну, монах пришел к Варсонофию Великому и говорит:
«Отче, что мне делать? Надо пойти у него просить прощения?»
Ответ был таков:
«Нет. Потому что, если ты это сделаешь, он будет думать, что прав и совершил доброе дело».
Видите как, оказывается, все непросто. Не так просто, как мы думаем. Поэтому надо смотреть на личные отношения. Есть такая хорошая мысль:
«Все, что дается даром, способно развращать».
Не обязательно развратит, но способно на это. Кому-то ты даешь, и он становится тунеядцем. А кого-то ты действительно спасаешь от беды и скорби. Поэтому все, что дается даром, способно развращать.
То есть о чем опять речь? О рассуждении! Нет добра без рассуждения.
Но основным принципом отношения во всех этих рассуждениях должно быть благожелательное отношение к человеку. Каким бы он ни был.
Вопрос:
Тогда возникает вопрос в плане рассуждения. А как же тогда говорят в личных отношениях: ты можешь не чувствовать себя виноватым, но ради мира попроси прощения. Это зависит от ситуации?
Ответ:
В такой общей форме невозможно ответить на этот вопрос.
Но в Евангелии сказано в отношении многих таких ситуаций:
«Ударили по щеке - подставь другую».
Но в каком смысле? Иногда споры, особенно в семье, из-за какого-то неудачного слова или дела. И что начинается? Эта фраза призывает к чему? - Замолчи и сделай вид, что не прав. Пройдет ситуация, а потом все объяснишь. В данном случае сделал вид и как бы подставляешь другую щеку.
Поэтому здесь всегда требуется рассуждение. Но критерием должно быть благожелательное отношение к человеку, великодушие. Ну сорвался человек, не может он иначе, характер у него такой.
Тут надо потерпеть. Потерпи немножко, потом он сам извинится. Вот это и значит «подставь и другую щеку».
Но это все зависит от ситуации.
Вопрос:
Возвращаясь к разбойнику. Иногда рассуждают так: «Время еще есть, мы пока еще молоды, красивы, здоровы, мы пока побегаем, погуляем, а потом, как разбойник, за пять минут, старые и больные на кровати, успеем покаяться. Разбойника же простили? И меня простят.
Ответ:
Забыли одну фразу Священного Писания:
«Лукавый уловляется в лукавстве своём».
Ты надеялся, а тебя хоп! И уже на том свете. Так обстоятельства сложатся, что ты ничего не сможешь сделать. Лукавить нельзя перед Богом, вот в чем дело. Бог же видит мое настроение.
Читайте еще: