«Главный русский вопрос не «Кто виноват?» и «Что делать?», а «Почему Россия - не Финляндия?» - Леонид Парфёнов
Савонлинна - небольшой городок в Центральной Финляндии с отлично сохранившейся крепостью XV века, расположенный на островах и берегах северной части озёрной системы Сайма.
Другие места Европейского союза в этом блоге:
Мюнхен. Часть 1 (город), Мюнхен. Часть 2 (Пинакотека), Мюнхен. Часть 3 (Нимфенбург), Эльблонг, Нарва, Аландские острова, Хельсинки, Савонлинна, Керимяки, Стокгольм, Таллин, Рига, Милан, Венеция, Барселона, Фигерас, Эмпуриабрава, Жирона, Сан-Фелиу-де-Гишольс
1. Дорога в Савонлинну после поворота с шоссе №6 местами чрезвычайно живописна, ведь проходит через самый что ни на есть "озёрный край". По сути это огромная площадь, ограниченная четырёхугольником Тампере-Каяни-Йоэнсуу-Лаппеенранта.
2. Видеть этот кусок железа с колёсами, с позволения сказать, автомобиль в Финляндии крайне удивительно. Девятка, конечно, не соответствует никаким стандартам качества и экологии, так что у меня лишь два варианта: либо это бешеный ватник, почему-то живущий в стране Европейского Союза (шутка), либо финский дед, купивший её в 1990-е. Оказывается, в 1995-1998 годах ВАЗ 2109 производились на предприятии Valmet в городе Уусикаупунки.
3. Живописная финская пустота на остановке баса где-то:
4. Савонлинна - город совсем небольшой (около 30 тысяч жителей), а его деревянный центр был уничтожен бомбардировками СССР во время Зимней войны и Войны-продолжения. Ещё меньше уездный Нейшлот (Санкт-Михельской губернии) был при Российской империи: всего лишь 4300 жителей в 1913 году. Санкт-Михель - шведское название города Миккели.
Главное, что сохранился городской собор (1874-1878, Аксель Дальстрём), являющийся местной доминантой:
5. Случайно заснял электропоезд Dm12 производства Skoda, проходящий по мосту над Саймой, так что чуть подробнее остановимся на железных дорогах Финляндии.
Первая финская железная дорога была проложена в 1862 году между Хельсинки и Хямеэнлинной (Тавастехус), а уже в 1870-м в финскую столицу пришла прямая линия с Петербурга. Станция в Савонлинне открылась в составе линии Элисенваара-Пиексямяки в 1914 году, соединившей магистрали Выборг-Йоэнсуу (Элисенваара) и Турку-Каяани (Пиексямяки). В настоящее время пассажирское движение существует на участках Париккала-Савонлинна и Хуутокоски-Пиексямяки; участок Элисенваара-Париккала, оказавшийся в РФ, конечно, лет 30 как разобран, с сохранившимися финскими участками всё довольно интересно.
В 1988 году пассажирское движение на участке Савонлинна-Хуутокоски было прекращено из-за плохого состояния пути, но грузоперевозки сохранились. В 2008 году был осуществлён ремонт всего пути, но мост над одним из проливов Саймы чуть западнее Савонлинны был демонтирован для строительства судоходного канала с большим габаритом, так что линия остаётся разорванной.
6. Линия Париккала-Пиексямяки через Савонлинну была построена в 1911-1914 годах, и в бережно относящейся к своей архитектуре Финляндии, конечно же, сохранилась оригинальная архитектура! Автором проектов деревянных модерновых вокзалов на всём протяжении ветки - Туре Хеллстрём, он же проектировал станционные здания, например, в Кексгольме (Приозерске) и Кристийнанкаупунки (Кристинестаде), о чём я узнал благодаря отзывчивости финского музея железных дорог, ответившего на мой запрос. Короче говоря, линия Париккала-Пиексямяки - уникальный заповедник отличной деревянной архитектуры, кроме того там есть 360-метровый туннель в скале и живописные мосты над бесконечными протоками озёрной системы Сайма. Как бы я хотел совершить трип по этим местам!
Изображения с финской Википедии. 1- станция Лусто, 2- Хуутокоски, 3 - Савонлинна, 4 - Керимяки
7. Оператором железной дороги является компания VR (Valtion Rautatiet) с удобным сайтом на английском языке и удобным интерфейсом покупки билетов. Логотип подозрительно похож на лого "Укрзалiзницi" (или наоборот), но цвета бренда - белый и зелёный.
Во всей сети используется «русская» колея 1524 мм (5 футов), о чём финны, наверно, теперь жалеют, подвижной состав европейского производства (Siemens, Pendolino, Skoda, Bombardier, CAF).
Ниже карта финляндских железных дорог.
Зелёным выделены линии с пассажирским движением, коричневым - с грузовым, серым - строящиеся и недействующие. До Беларуси, где на абсолютно всех когда-либо существовавших ветках сохраняется пассажирский трафик, Финляндия трохи не дотягивает.
8. Одно из немногих исторических зданий города - старинный амбар 1852 года постройки, в котором размещается музей. Автор проект - Эрнст Лорманн, кроме прочего он запроектировал президентский дом в Выборге.
9. Итак, Савонлинна, чьё имя на финском значит "Крепость Саво", а на шведском "Новый замок", была основана в 1475 году, точнее, тогда была основана именно фортеция, носящая название Олавинлинна (Олафсборг). Фундатором был регент Эрик Аксельссон Тотт, стремившийся обезопасить юго-восточную границу королевства. Небольшое поселение близ замка получило статус города в 1639 году.
Святой Олаф - один из самых почитаемых скандинавских святых, король Норвегии в 1015-1028 годах. В честь него также называется донжон Выборгского замка и кирха в Таллине.
10. При шведах Савонлинна была центром провинции Саво (по-шведски Саволакс) и важным прикордонным городом. В 1714 году русские войска заняли Нюслот, однако, по Нюстадскому мирному договору, завершившему Северную войну (1700-1721), город с крепостью остались в составе Швеции. Уже в 1741-1743 годах случилась новая война, в которой Швеция стремилась вернуть утраченные два десятилетия назад территории, но потеряла ещё больше: в состав Российской империи вошли Савонлинна, Лаппеенранта (Вильманстранд) и Хамина (Фредриксхамн).
На соседнем с фортецией острове Таллисаари стоит небольшая статуя барана. Это символ и талисман города, тоже связанный со святым Олафом.
11.
12. Вот и Олавинлинна во всей красе.
В ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов крепость выдержала осаду королевских войск, более она не участвовала в военных действиях, а после захвата Финляндии по итогам войны 1808-1809 годов граница и вовсе отодвинулась далеко на запад.
13. Замок стал музеем и культурной площадкой: с 1912 года здесь проходит международный оперный фестиваль, основанный оперной певицей Айно Акте.
Максимально нордический вид:
14. Внутренние дворы Олафсборга:
15.
16. Башни. Оригинальная и новая кладка отчётливо отличаются, степень сохранности сооружений максимально возможная:
17.
18. Вид на суровую Сайму при облачности сразу портится. Справа - дореволюционный амбар (фото №8).
19. Проёмы в стенах:
20. Внутренние помещения на тот момент выглядели пустыми, но наверняка на время оперного фестиваля и других мероприятий ситуация обратная:
21. В замке есть собственная кирха:
22. Для наглядности выкладываю макет фортеции - сооружение, как видите, более чем серьёзное:
23. Российские чиновники сохранили шведские, а не финские названия городов, слегка переиначив их на русский лад, и Савонлинна в этот период называлась Нейшлот, входя как безуездный город в Рантасалмисский уезд Санкт-Михельской губернии.
В настоящее время город входит в область Южное Саво (Etelä Savo), центр которой - всё тот же Миккели (Санкт-Михель).
Бастионы:
24. До чего же я люблю аккуратную и тихую Финляндию!
В следующей статье отправимся в соседнюю с Савонлинной деревню Керимяки - настоящую локацию с сюрпризом.
#савонлинна #нейшлот #крепость #город #архитектура #замок #финляндия
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание.