Найти тему
История транспорта

Ту-134 на международных линиях

2 августа 1967 года вышел приказ Министра гражданской авиации СССР №484, в котором, в частности, говорилось:

… начальнику ТУМВЛ Михайлову В.А. до 25 августа 1967 г. обеспечить подготовку всех служб управления к перевозкам пассажиров на Ту-134 по авиалиниям: Москва – Стокгольм, Москва – Вена, Москва – Белград.

До 15 августа 1967 предоставить список экипажей и определить программу ТО. Организовать в АТБ аэропорта Шереметьево участок ТО самолетов Ту-134…

Приказ №482 Министра от 02.07.1967 г. гласил:

… с 7 по 15 августа 1967 г. перед началом регулярных пассажирских полетов самолетов Ту-134 выполнить три технических рейса по маршрутам:

- Москва – Стокгольм, руководитель начальник ТУ МГА Шкляров Н.В., Ту-134 СССР-65610;

- Москва – Вена, руководитель начальник УИАС МГА Войцехович Г.В., Ту-134 СССР-65610;

- Москва – Белград, руководитель начальник УИАС МГА Войцехович Г.В., Ту-134 СССР-65610;

Первый Ту-134 в ТУ МВЛ, СССР-65610, означенный в приказе №482, СССР-65610 поступил на предприятие 7 августа 1967 года.

Первый Ту-134 СССР-65610 в ЦУМВС. София, 20 октября 1967 г. Источник: aviaforum.ru.
Первый Ту-134 СССР-65610 в ЦУМВС. София, 20 октября 1967 г. Источник: aviaforum.ru.

Во исполнение Приказа №482 первый технический рейс на Ту-134 СССР-65610 был выполнен 9 августа 1967 года по маршруту Шереметьево – Белград. Через два дня на том же самолете был выполнен технический рейс Шереметьево – Киев – Вена.

Приказом Министра гражданской авиации №560 от 1 сентября 1967 года самолет Ту-134 был допущен к выполнению пассажирских перевозок на внутрисоюзных и международных воздушных линиях гражданской авиации СССР. Более подробно об этом можно прочитать здесь.

8 сентября 1967 года в 207-й отряд ТУ МВЛ поступили два Ту-134 – СССР-65606 и СССР-65609.

Ту-134 СССР-65606, 1968 год. Источник и автор указаны на фото.
Ту-134 СССР-65606, 1968 год. Источник и автор указаны на фото.

12 сентября 1967 года на Ту-134 СССР-65609 экипажем под управлением командира воздушного судна Александра Сергеевича Гаврилова выполнен первый в истории Ту-134 международный рейс SU07/08 с пассажирами из Москвы в Стокгольм. С этого дня началась эра Ту-134 на международных линиях Аэрофлота, которая продолжалась более трех десятков лет.

Вот что писала об этом событии газета «Вечерняя Москва» от 12 сентября 1967 года:

Сегодня в полдень с Шереметьевского аэродрома поднялся трансатлантический лайнер Ту-134. Он взял курс на Стокгольм. Это первый пассажирский рейс новой машины. Отныне Ту-134 будут регулярно летать на международных авиалиниях. Как сообщил корреспонденту «Вечерней Москвы» начальник штаба авиаподразделения В.И. Девятов, первый рейс выполняет экипаж москвичей. Командир корабля – летчик 1-го класса А. Гаврилов, второй пилот – И. Волков, штурман – В. Зимин, бортмеханик – В. Билый, радист – И. Стихарев и бригада стюардесс во главе с М. Закалиной.

Ту-134 СССР-65609. Прага, ноябрь 1967 г. Фото: Петр Попеляр. Из коллекции Ю. Дорошенко.
Ту-134 СССР-65609. Прага, ноябрь 1967 г. Фото: Петр Попеляр. Из коллекции Ю. Дорошенко.

Позже Александр Сергеевич Гаврилов с большой симпатией рассказывал о новой крылатой машине, появившейся в Шереметьево:

«Простота в управлении, надежность, повышенный комфорт снискали Ту-134 большую популярность как среди авиаторов, так и среди многочисленных пассажиров. Чуть ли не каждый месяц мы открывали на нем новые маршруты, и все рейсы выполняли с максимальной загрузкой. Пассажиры буквально «штурмовали» новый самолет… Да и в Управлении выстроилась солидная очередь желающих переучиться на Ту-134. Выбирали самых достойных. Все это свидетельствовало о том, что Ту-134 пользовался большой популярностью».

Как вспоминал Виктор Иванович Сотников, командир 207-го отряда с мая 1970 по ноябрь 1972 гг:

«…летчики переучивались на Ту-134, а затем поступали к нам. Какое-то время, пока люди переучивались, мы летали на трех типах самолетов. Нам было очень удобно иметь в отряде такие самолеты, как Ту-104 и Ту-134, потому что это позволяло производить замену типа – особенно на чартерных рейсах. Если вместо заявленных 100 пассажиров на рейс приходило 30 – мы ставили Ту-134, его дальности по Европе хватало. Тот самолет Ту-134, который мы получили в свое время, значительно отличался от сегодняшнего. Его дорабатывали в процессе эксплуатации. Со временем получился хороший самолет, рассчитанный на среднего летчика: Ту-134 очень хорошо ведет себя в воздухе, при взлете, на посадке, хорошо продумано управление переднего колеса, взлетное положение колеса… Летный состав нашего отряда фактически принимал непосредственное участие в доработке Ту-134».

По состоянию на 31 декабря 1967 года в отряде было уже шесть Ту-134: 65605, 65606, 65609, 65610, 65611 и 65612.

Бурное развитие линий на Ту-134 произошло в 1968 году.

23 января 1968 года 207-й отряд открыл первый внутрисоюзный рейс из Шереметьево в Ленинград. Ту-134 ЦУМВС с небольшими перерывами проработали на трассе в Ленинград вплоть до середины восьмидесятых годов.

Далее развитие происходило практически лавинообразно: 1 апреля – Бухарест и Варшава, 2 апреля - Бейрут и Стокгольм, 3 апреля – Копенгаген. 4 апреля – Вена, 5 апреля – Хельсинки, 6 апреля – Белград.

Ту-134 СССР-65617. Источник aviaforum.ru.
Ту-134 СССР-65617. Источник aviaforum.ru.

13 мая 1968 года при выполнении международного рейса на Ту-134 произошли разрушение двигателя и пожар в воздухе. Экипаж справился с ситуацией и благополучно произвел вынужденную посадку в Борисполе. За это 7 августа 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество, мастерство и выдержку, проявленные в экстремальной ситуации, награждены: орденом «Красной Звезды» – командир звена В.П. Яковлев, орденом «Знак Почета» – командир воздушного судна Ю.П. Носов, второй пилот С.П. Галеев, штурман Д.И. Чичков, бортмеханик М.М. Якутин, бортрадист В.Я. Богачев.

В 1970 году в отряд стали поступать новые самолеты Ту-134А. Первые два – СССР -65650 и СССР-65651 пришли в середине ноября.

Первый Ту-134А СССР-65650 в ЦУМВС. Источник: airlinersgallery.com.
Первый Ту-134А СССР-65650 в ЦУМВС. Источник: airlinersgallery.com.

4 июня 1971 года 207-й отряд ЦУМВС на Ту-134 начал выполнять рейс SU695/696 Хабаровск – Токио. Самолет под него подавали из Шереметьево рейсом 33/34 Москва – Омск – Иркутск – Хабаровск. Рейс выполнялся до конца 1972 года.

В 1973 году из отряда вывели все старые Ту-134, передав их в другие управления страны, сосредоточившись на эксплуатации более современных Ту-134А. К 1 января 1977 год в 207-м отряде было две эскадрильи, в которых базировались восемь Ту-134А. Их обслуживали 17-18 экипажей.

В 1980 году ЦУМВС было поручено возить гостей XXII летних Олимпийских игр в Москве.

Ту-134А СССР-65050 с символикой XXII летних Олимпийских игр в Москве. Мюнхен, январь 1980 г. Фото: Норберт Крепфль.
Ту-134А СССР-65050 с символикой XXII летних Олимпийских игр в Москве. Мюнхен, январь 1980 г. Фото: Норберт Крепфль.

К Олимпийским играм весь парк Ту-134 обновили. Как вспоминал бортмеханик-инструктор 207-го отряда А.Г. Апатенков: «…взяли совершенно новые, доработанные самолеты с дополнительными баками, современным оборудованием. Раньше заправка была 13 тонн (на 3 часа полета), то есть летишь в Париж и нужен запасной аэродром. А тут стало 14 тонн, мы смогли по четыре часа летать и еще что-то оставалось. У нас было много рейсов по перевозке гостей Олимпиады, я тоже участвовал в них».

Восьмидесятые годы ознаменовались поступлением в ЦУМВС новой техники: самолетов Ил-86 и Ту-154М. В связи с возросшими пассажиропотоками целый ряд линий: в Белград. Вену, Варшаву, Люксембург, Стамбул, Хельсинки, до того момента много лет обслуживавшихся Ту-134, перевели на Ту-154. К концу восьмидесятых годов Ту-134 остались на второстепенных незагруженных линиях в города Европы.

По состоянию на 1 января 1991 года в ЦУМВС числилось восемь Ту-134А 1979 – 1984 годов выпуска.

Ту-134А-3 СССР-65784 в варианте после перекраски в Шенноне. Дублин, июль 1991 г. Источник: ru.wikipedia.org, автор Ardfern.
Ту-134А-3 СССР-65784 в варианте после перекраски в Шенноне. Дублин, июль 1991 г. Источник: ru.wikipedia.org, автор Ardfern.

Справочные данные:

Список Ту-134 всех модификаций, работавших в 207-м ло ЦУМВС с 1967 по 1991 гг:

65605, 65606, 65609, 65610, 65611, 65612, 65614, 65616, 65617, 65627, 65631, 65650, 65651, 65951, 65953, 65955, 65971, 65972, 65973, 65974, 65976, 65024, 65027, 65035, 65036, 65038, 65044, 65050, 65051, 65769, 65770, 65777, 65780, 65781, 65783, 65784, 65785, 65697, 65717.

Хронология открытия рейсов 207-го ло ЦУМВС на ТУ-134 из Москвы (Шереметьево):

Направление/годы работы

Амман через Ереван, Бейрут 1971, 1973

Амман через Бейрут 1972

Амман через Симферополь, Ларнаку 1985

Амстердам 1968 – 1969, 1973 – 1974

Амстердам через Стокгольм 1969

Анкара через Стамбул 1971

Анкара через Одессу 1976

Багдад через Тегеран 1969

Базель 1991

Бейрут через Симферополь, Никосию 1968 – 1969

Бейрут 1971

Белград 1968 – 1975, 1982 – 1983

Белград через Киев 1969 – 1975

Белград через Загреб 1973

Берлин 1970 – 1972, 1975, 1980 – 1981, 1991

Братислава 1973 – 1991

Брюссель 1969, 1973

Будапешт 1971 – 1973, 1981

Бургас 1977, 1980 – 1982

Бухарест 1968 – 1982

Бухарест через Киев 1968 – 1977

Варна 1977, 1980, 1981, 1985

Варшава 1968 – 1980, 1991

Вена 1968 – 1988

Вена через Киев 1968, 1970

Гамбург 1988

Дамаск через Никосию, Бейрут 1970

Дамаск через Никосию 1971 – 1974

Дамаск 1972 – 1973

Дрезден 1970 – 1983

Дублин через Ленинград 1991

Дубровник 1977 – 1978

Женева 1972 – 1973

Загреб 1972 – 1973

Иркутск через Омск (пересадка до Улан-Батора) 1977 – 1981, 1983

Калининград 1969, 1972 – 1984

Копенгаген 1968 – 1969

Копенгаген (обратно через Стокгольм) 1969 – 1970

Лейпциг 1972 - 1982, 1990 – 1991

Ленинград 1968, 1975 – 1976, 1980 – 1986

Лиссабон через Прагу 1985

Люксембург 1975 – 1976, 1980 – 1983

Марсель через Будапешт (обратно б/п) 1980 – 1981, 1983

Марсель через Будапешт 1982 - 1988

Марсель 1989 – 1990

Марсель через Киев 1991

Никосия 1973-1974

Осло через Стокгольм 1969 – 1975

Острава 1990

Прага 1970, 1972 – 1985

Рабат через Будапешт, Тунис 1968 – 1969

Стамбул через Анкару 1970 – 1971

Стамбул через Софию 1970

Стамбул (обратно через Анкару) 1972 - 1988

Стамбул через Анкару (обратно б/п) 1972 – 1988

Стокгольм 1967, 1980 – 1982

Франкфурт на Майне 1988

Хабаровск через Омск, Иркутск 1971 – 1972

Хельсинки 1968 – 1988

Цюрих через Вену 1968 – 1971

Цюрих через Киев 1969, 1971 – 1972

Цюрих 1973

Эрфурт 1984 – 1985

Хронология открытия рейсов 207-го ло ЦУМВС на ТУ-134 из Ленинграда:

Направление/годы работы

Гамбург 1975 – 1976

Люксембург через Стокгольм 1980 – 1986

Хронология открытия рейсов 207-го ло ЦУМВС на ТУ-134 из Хабаровска:

Направление/годы работы

Токио 1971 – 1972

Предыдущие статьи цикла:

Ил-62 на международных линиях

Ил-86 на международных линиях

Ту-154 на международных линиях, часть 1

Спасибо за внимание!