2 августа 1967 года вышел приказ Министра гражданской авиации СССР №484, в котором, в частности, говорилось:
… начальнику ТУМВЛ Михайлову В.А. до 25 августа 1967 г. обеспечить подготовку всех служб управления к перевозкам пассажиров на Ту-134 по авиалиниям: Москва – Стокгольм, Москва – Вена, Москва – Белград.
До 15 августа 1967 предоставить список экипажей и определить программу ТО. Организовать в АТБ аэропорта Шереметьево участок ТО самолетов Ту-134…
Приказ №482 Министра от 02.07.1967 г. гласил:
… с 7 по 15 августа 1967 г. перед началом регулярных пассажирских полетов самолетов Ту-134 выполнить три технических рейса по маршрутам:
- Москва – Стокгольм, руководитель начальник ТУ МГА Шкляров Н.В., Ту-134 СССР-65610;
- Москва – Вена, руководитель начальник УИАС МГА Войцехович Г.В., Ту-134 СССР-65610;
- Москва – Белград, руководитель начальник УИАС МГА Войцехович Г.В., Ту-134 СССР-65610;
Первый Ту-134 в ТУ МВЛ, СССР-65610, означенный в приказе №482, СССР-65610 поступил на предприятие 7 августа 1967 года.
Во исполнение Приказа №482 первый технический рейс на Ту-134 СССР-65610 был выполнен 9 августа 1967 года по маршруту Шереметьево – Белград. Через два дня на том же самолете был выполнен технический рейс Шереметьево – Киев – Вена.
Приказом Министра гражданской авиации №560 от 1 сентября 1967 года самолет Ту-134 был допущен к выполнению пассажирских перевозок на внутрисоюзных и международных воздушных линиях гражданской авиации СССР. Более подробно об этом можно прочитать здесь.
8 сентября 1967 года в 207-й отряд ТУ МВЛ поступили два Ту-134 – СССР-65606 и СССР-65609.
12 сентября 1967 года на Ту-134 СССР-65609 экипажем под управлением командира воздушного судна Александра Сергеевича Гаврилова выполнен первый в истории Ту-134 международный рейс SU07/08 с пассажирами из Москвы в Стокгольм. С этого дня началась эра Ту-134 на международных линиях Аэрофлота, которая продолжалась более трех десятков лет.
Вот что писала об этом событии газета «Вечерняя Москва» от 12 сентября 1967 года:
Сегодня в полдень с Шереметьевского аэродрома поднялся трансатлантический лайнер Ту-134. Он взял курс на Стокгольм. Это первый пассажирский рейс новой машины. Отныне Ту-134 будут регулярно летать на международных авиалиниях. Как сообщил корреспонденту «Вечерней Москвы» начальник штаба авиаподразделения В.И. Девятов, первый рейс выполняет экипаж москвичей. Командир корабля – летчик 1-го класса А. Гаврилов, второй пилот – И. Волков, штурман – В. Зимин, бортмеханик – В. Билый, радист – И. Стихарев и бригада стюардесс во главе с М. Закалиной.
Позже Александр Сергеевич Гаврилов с большой симпатией рассказывал о новой крылатой машине, появившейся в Шереметьево:
«Простота в управлении, надежность, повышенный комфорт снискали Ту-134 большую популярность как среди авиаторов, так и среди многочисленных пассажиров. Чуть ли не каждый месяц мы открывали на нем новые маршруты, и все рейсы выполняли с максимальной загрузкой. Пассажиры буквально «штурмовали» новый самолет… Да и в Управлении выстроилась солидная очередь желающих переучиться на Ту-134. Выбирали самых достойных. Все это свидетельствовало о том, что Ту-134 пользовался большой популярностью».
Как вспоминал Виктор Иванович Сотников, командир 207-го отряда с мая 1970 по ноябрь 1972 гг:
«…летчики переучивались на Ту-134, а затем поступали к нам. Какое-то время, пока люди переучивались, мы летали на трех типах самолетов. Нам было очень удобно иметь в отряде такие самолеты, как Ту-104 и Ту-134, потому что это позволяло производить замену типа – особенно на чартерных рейсах. Если вместо заявленных 100 пассажиров на рейс приходило 30 – мы ставили Ту-134, его дальности по Европе хватало. Тот самолет Ту-134, который мы получили в свое время, значительно отличался от сегодняшнего. Его дорабатывали в процессе эксплуатации. Со временем получился хороший самолет, рассчитанный на среднего летчика: Ту-134 очень хорошо ведет себя в воздухе, при взлете, на посадке, хорошо продумано управление переднего колеса, взлетное положение колеса… Летный состав нашего отряда фактически принимал непосредственное участие в доработке Ту-134».
По состоянию на 31 декабря 1967 года в отряде было уже шесть Ту-134: 65605, 65606, 65609, 65610, 65611 и 65612.
Бурное развитие линий на Ту-134 произошло в 1968 году.
23 января 1968 года 207-й отряд открыл первый внутрисоюзный рейс из Шереметьево в Ленинград. Ту-134 ЦУМВС с небольшими перерывами проработали на трассе в Ленинград вплоть до середины восьмидесятых годов.
Далее развитие происходило практически лавинообразно: 1 апреля – Бухарест и Варшава, 2 апреля - Бейрут и Стокгольм, 3 апреля – Копенгаген. 4 апреля – Вена, 5 апреля – Хельсинки, 6 апреля – Белград.
13 мая 1968 года при выполнении международного рейса на Ту-134 произошли разрушение двигателя и пожар в воздухе. Экипаж справился с ситуацией и благополучно произвел вынужденную посадку в Борисполе. За это 7 августа 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество, мастерство и выдержку, проявленные в экстремальной ситуации, награждены: орденом «Красной Звезды» – командир звена В.П. Яковлев, орденом «Знак Почета» – командир воздушного судна Ю.П. Носов, второй пилот С.П. Галеев, штурман Д.И. Чичков, бортмеханик М.М. Якутин, бортрадист В.Я. Богачев.
В 1970 году в отряд стали поступать новые самолеты Ту-134А. Первые два – СССР -65650 и СССР-65651 пришли в середине ноября.
4 июня 1971 года 207-й отряд ЦУМВС на Ту-134 начал выполнять рейс SU695/696 Хабаровск – Токио. Самолет под него подавали из Шереметьево рейсом 33/34 Москва – Омск – Иркутск – Хабаровск. Рейс выполнялся до конца 1972 года.
В 1973 году из отряда вывели все старые Ту-134, передав их в другие управления страны, сосредоточившись на эксплуатации более современных Ту-134А. К 1 января 1977 год в 207-м отряде было две эскадрильи, в которых базировались восемь Ту-134А. Их обслуживали 17-18 экипажей.
В 1980 году ЦУМВС было поручено возить гостей XXII летних Олимпийских игр в Москве.
К Олимпийским играм весь парк Ту-134 обновили. Как вспоминал бортмеханик-инструктор 207-го отряда А.Г. Апатенков: «…взяли совершенно новые, доработанные самолеты с дополнительными баками, современным оборудованием. Раньше заправка была 13 тонн (на 3 часа полета), то есть летишь в Париж и нужен запасной аэродром. А тут стало 14 тонн, мы смогли по четыре часа летать и еще что-то оставалось. У нас было много рейсов по перевозке гостей Олимпиады, я тоже участвовал в них».
Восьмидесятые годы ознаменовались поступлением в ЦУМВС новой техники: самолетов Ил-86 и Ту-154М. В связи с возросшими пассажиропотоками целый ряд линий: в Белград. Вену, Варшаву, Люксембург, Стамбул, Хельсинки, до того момента много лет обслуживавшихся Ту-134, перевели на Ту-154. К концу восьмидесятых годов Ту-134 остались на второстепенных незагруженных линиях в города Европы.
По состоянию на 1 января 1991 года в ЦУМВС числилось восемь Ту-134А 1979 – 1984 годов выпуска.
Справочные данные:
Список Ту-134 всех модификаций, работавших в 207-м ло ЦУМВС с 1967 по 1991 гг:
65605, 65606, 65609, 65610, 65611, 65612, 65614, 65616, 65617, 65627, 65631, 65650, 65651, 65951, 65953, 65955, 65971, 65972, 65973, 65974, 65976, 65024, 65027, 65035, 65036, 65038, 65044, 65050, 65051, 65769, 65770, 65777, 65780, 65781, 65783, 65784, 65785, 65697, 65717.
Хронология открытия рейсов 207-го ло ЦУМВС на ТУ-134 из Москвы (Шереметьево):
Направление/годы работы
Амман через Ереван, Бейрут 1971, 1973
Амман через Бейрут 1972
Амман через Симферополь, Ларнаку 1985
Амстердам 1968 – 1969, 1973 – 1974
Амстердам через Стокгольм 1969
Анкара через Стамбул 1971
Анкара через Одессу 1976
Багдад через Тегеран 1969
Базель 1991
Бейрут через Симферополь, Никосию 1968 – 1969
Бейрут 1971
Белград 1968 – 1975, 1982 – 1983
Белград через Киев 1969 – 1975
Белград через Загреб 1973
Берлин 1970 – 1972, 1975, 1980 – 1981, 1991
Братислава 1973 – 1991
Брюссель 1969, 1973
Будапешт 1971 – 1973, 1981
Бургас 1977, 1980 – 1982
Бухарест 1968 – 1982
Бухарест через Киев 1968 – 1977
Варна 1977, 1980, 1981, 1985
Варшава 1968 – 1980, 1991
Вена 1968 – 1988
Вена через Киев 1968, 1970
Гамбург 1988
Дамаск через Никосию, Бейрут 1970
Дамаск через Никосию 1971 – 1974
Дамаск 1972 – 1973
Дрезден 1970 – 1983
Дублин через Ленинград 1991
Дубровник 1977 – 1978
Женева 1972 – 1973
Загреб 1972 – 1973
Иркутск через Омск (пересадка до Улан-Батора) 1977 – 1981, 1983
Калининград 1969, 1972 – 1984
Копенгаген 1968 – 1969
Копенгаген (обратно через Стокгольм) 1969 – 1970
Лейпциг 1972 - 1982, 1990 – 1991
Ленинград 1968, 1975 – 1976, 1980 – 1986
Лиссабон через Прагу 1985
Люксембург 1975 – 1976, 1980 – 1983
Марсель через Будапешт (обратно б/п) 1980 – 1981, 1983
Марсель через Будапешт 1982 - 1988
Марсель 1989 – 1990
Марсель через Киев 1991
Никосия 1973-1974
Осло через Стокгольм 1969 – 1975
Острава 1990
Прага 1970, 1972 – 1985
Рабат через Будапешт, Тунис 1968 – 1969
Стамбул через Анкару 1970 – 1971
Стамбул через Софию 1970
Стамбул (обратно через Анкару) 1972 - 1988
Стамбул через Анкару (обратно б/п) 1972 – 1988
Стокгольм 1967, 1980 – 1982
Франкфурт на Майне 1988
Хабаровск через Омск, Иркутск 1971 – 1972
Хельсинки 1968 – 1988
Цюрих через Вену 1968 – 1971
Цюрих через Киев 1969, 1971 – 1972
Цюрих 1973
Эрфурт 1984 – 1985
Хронология открытия рейсов 207-го ло ЦУМВС на ТУ-134 из Ленинграда:
Направление/годы работы
Гамбург 1975 – 1976
Люксембург через Стокгольм 1980 – 1986
Хронология открытия рейсов 207-го ло ЦУМВС на ТУ-134 из Хабаровска:
Направление/годы работы
Токио 1971 – 1972
Предыдущие статьи цикла:
Ту-154 на международных линиях, часть 1
Спасибо за внимание!