Найти тему
Ариаднина нить | Книги

Мои книжные открытия 2022 года

Оглавление

Добрый день. друзья-книголюбы!

Поначалу я не хотела подводить итоги по лучшим книгам из прочитанного в 2022 году. Причина банально просто: я столько не читаю, чтобы выделять лучшее.

Когда-то я слушала лекцию о японском режиссёре и мультипликаторе Хаяо Миядзаки (кстати, говорят, его новый мультфильм "Как поживаете?"должен выйти в этом году). И лектор сказал очень разумную вещь. У Миядзаки свой подход к работе, довольно придирчивый. Он предпочитает ручной труд, детальную прорисовку героев, неспешную работу над фильмом. Разумеется, при таком отношении работа физически не может продвигаться быстро. Потому мэтр выпускает по одному фильму раз в семь-десять лет.

Конечно, чтобы быть коммерчески успешными, такие фильмы должны быть шедеврами. И Миядзаки вместе со студией "Гибли", по мнению лектора, как раз на это и ориентируются. Вернее, они вынуждены каждый раз ориентироваться на шедевр, потому что у них другого выбора нет. Или ты делаешь медленно, но настолько круто, что зрители готовы ждать, либо ты прогораешь.

Знаете, я всегда вспоминаю эту максиму и пример студии Миядзаки, когда думаю о собственном подходе к чтению. Я знаю, что объективно не могу прочесть больше трёх книг в месяц (учитывая, что я люблю длинные истории, книги-толстяки, непременно романы). Иногда больше одной не могу прочесть, потому что есть разного рода обязательства, занятость, другие интересные мне задачи. Аудиокниги я воспринимаю с трудом, потому практически никогда не слушаю. Так что мне подходит именно чтение, и желательно чтение бумажной книги, хотя и электронными не брезгую, если есть необходимость именно в этом формате знакомиться с текстом.

Обобщая сказанное, я пришла к выводу, что, исходя из моего темпа жизни и темпа чтения, я должна очень тщательно выбирать литературу и читать либо а) безусловные шедевры (даже если они мне в полной мере не понравятся, потраченного времени будет не жалко, книга заставит размышлять и, возможно, в чём-то изменить свою жизнь), либо б) книги, которые с большой долей вероятности мне понравятся, исходя из моих вкусов и интересов. Потому тщательно изучаю аннотации, затронутые темы, читаю отзывы, знакомлюсь с бесплатными фрагментами, если это возможно. Автопокупаемых авторов почти не имею, разве что пара-тройка имён.

Кто-то может считать такой подход снобистским, но мне всё равно. Жизнь не такая уж длинная, она должна быть разносторонней, и если давать шанс абсолютно каждой книге, что попадает в руки, можно погрязнуть в посредственном чтиве, которое только развлекает, но не более. У меня другие требования к чтению как к таковому и другие ожидания от него, не развлечение.

Собственно, поскольку я читаю заведомо мало и медленно, у меня почти каждая выбранная книга, дочитанная до конца, относится к значимым. То, что к значимым не могу отнести, обычно не дочитываю. Но даже при таким подходе всё же выделяются лучшие из лучших. Их-то и хочу сегодня назвать.

В 2022 году моими книжными открытиями стали:

1. Филип Рот "Заговор против Америки"

Издательство "Книжники", 2022

"Заговор против Америки" стал моим первым знакомством с автором - классиком современной американской литературы Филипом Ротом. Знакомством удачным. Книга написана в жанре альтернативной истории. Автор фантазирует, что было бы, победи на президентских выборах 1944 года не Рузвельт (которого в реальности переизбрали на второй срок), а оппозиционер - пронацистски настроенный лётчик Чарльз Линдберг. Хотя я не слишком люблю, когда главный герой в книге - ребёнок, от лица которого ведётся повествование, здесь исключение, потому что юный (восьмилетний) Филип по суждениям ребёнка отнюдь не напоминает.

Роман рассказывает историю еврейской семьи, списанной с семьи самого Рота, но помещённой в реалии изменённой истории. Автор показывает фашистскую Америку, где под лозунгами необходимости добрососедства евреев, привыкших селиться большими общинами в крупных и малых городках, начинают расселять в разные отдалённые регионы, разбивая их духовную общность и подготавливая почву для их ликвидации поодиночке.

Кто-то может сказать, что жанр альтернативной истории в литературе бессмыслен. Зачем, мол, читать про то, чего никогда не было, под видом исторических событий. История ведь сослагательного наклонения не знает. Но меня привлекает и сам жанр, и роман Рота в частности тем, что они (и жанр вообще, и эта конкретная книга) служат чем-то вроде предупредительного знака на трассе: мол, не теряй бдительности, впереди пропасть, этот участок дороги необходимо проехать максимально аккуратно. Иначе...

Мой подробный отзыв на "Заговор против Америки" здесь:

Филип Рот «Заговор против Америки»: раздражающе, зло и чертовски талантливо
Ариаднина нить | Книги11 июня 2022

2. Альфред Дёблин "Берлин - Александрплац"

-2

Издательство "Иностранка", 2022

Читала эту книгу вместе со своим книжным клубом в ноябре-декабре 2022 года. Однозначно отношу этот роман к группе а) "безусловные шедевры", на которые не жалко времени в любом случае.

Роман, опубликованный в 1928 году, рассказывает "историю рядового немца" Франца Биберкопфа, который чуть было не пошёл по кривой дорожке в жизни: отсидел в тюрьме за непреднамеренное убийство, связался с бандитской группировкой и занимался грабежами, потом стал сутенёром и снова (на этот раз ложно) был обвинён в убийстве... Жизнь побила и помотала Франца. И в его истории не было бы ничего интересного (тем более в наше время), если бы не глубочайший нравственный смысл, который Дёблин заложил в книгу. Искренне рекомендую роман поклонникам качественной литературы.

Мой краткий отзыв о книге здесь:

Но если кто-то хочет более подробной информации, в том числе о связи произведения с культурой предвоенной Германии, прошу на мой сайт "Ариаднина нить", где есть большая платная статья о книге и авторе с обилием дополнительных материалов.

КК: «Берлин — Александрплац» Альфреда Дёблина: роман-коллаж про Город-монстр и судьбу человечества в истории рядового немца | Ариаднина нить

3. Редьярд Киплинг "Ким"

-3

Произведение старое (самое начало ХХ века), не раз переиздавалось в советские годы в разных переводах, так что конкретное издательство не пишу.

Роман короткий, но очень насыщенный. Если говорить упрощённо, это история о путешествии ламы и его ученика-мальчика (челы) через всю Индию в поисках волшебной реки, которая смывает все грехи и освобождает от Колеса жизни. история приправлена шпионской сюжетной линией, поскольку чела Ким, по рождению белый (ирландец) с 13 лет становится ещё и шпионом британской разведки. Но для меня главное в этой книге - её философский посыл и колоритнейшая атмосфера Индии, мастерски выписанная Киплингом.

Мой подробный отзыв о романе здесь:

4. Амитав Гош "Ибисная трилогия"

-4

Издательство "Фантом Пресс", 2021 и 2022

Первые два тома "Ибисной трилогии" ("Маковое море" и "Дымная река") вышли в конце 2021 года, и я открыла ими свой книжный 2022-й год. Уже тогда, в прошлом январе, я поняла, что эти романы пойдут в топ года. Если уж мы заговорили об Индии, то совершенно логично продолжить тему именно этой трилогией современного индийского писателя. Третий том "Огненный поток", вышедший в конце 2022 года, я тоже начала уже читать, но пока вынуждена прерваться.

В трилогии идёт речь об опиумных войнах между Британией (и её колониями, к которым относилась и Индия) и Китаем в первой половине XIX века. Огромное количество персонажей, десятки сюжетных линий, масса затронутых тем (производство опиума, индийские кастовые различия, внешняя политика Британии, мореходство, ботаника, повседневная жизнь в Китае того времени - это только часть из интересующих автора тем) меня покорили безвозвратно. Трилогия точно будет перечитываться и заново осмысляться.

Мой подробный отзыв о первых двух книгах здесь:

5. Анджело Лонгони "Принц Модильяни"

-5

Издательство "Издательский дом Мещерякова", 2022

Биографический роман о художнике-экспрессионисте Амедео Модильяни не то чтобы стал для меня событием читательского года, но явно оставил след в душе. Роман печальный, как и вся короткая жизнь Модильяни, но плотный, насыщенный событиями и историями второстепенных персонажей. Лонгони удалось показать панораму всего парижского (то есть самого передового) искусства начала ХХ века и наполнить жизнью персонажей, которые для истории остались загадкой как личности (скажем, ту же Жанну Эбютерн, ещё девочкой влюбившуюся в художника).

Мой подробный отзыв о книге здесь:

Роман открыл серию книг о художниках в "Издательском доме Мещерякова", в которой за 2022 год успела выйти и ещё одна книга - роман "Венский гений Эгон Шиле"; о ней у меня тоже отзыв есть. хотя понравилась книга меньше:

Вот такие мои книжные открытия. Буду рада обсудить и сказанное, и ваши книжные итоги 2022 года в комментариях, если вы захотите ими поделиться.

Ваша Ариаднина нить.