Добрый день, друзья-книголюбы!
Знаете, я вот подсознательно чураюсь названий вроде «Библия кулинара», «Библия финансового директора», «Библия пиццы» (серьёзно, книгу с таким названием у нас скоро выпустит то ли «Эксмо», то ли «АСТ»)… Обращение Книги книг в метафору почему-то коробит, отталкивает. Как будто отбирает у Священного текста толику значимости.
Но вот к роману Альфреда Дёблина «Берлин - Александрплац» лично мне трудно подобрать иное определение. Потому что это именно что узловые библейские сюжеты, перенесённые на почву дёблиновой современности (начало ХХ века в его родной Германии). Уже сейчас, на втором абзаце моего отзыва, понятно, что эта книга далеко не для каждого читателя, правда? То ли ещё будет.
Сюжет таков: простой немецкий парень Франц Биберкопф выходит из тюрьмы, отсидев 4 года за непреднамеренное убийство любовницы. Наметив поначалу вести честную жизнь, Франц торгует то галстуками, то газетами, но потом невольно втягивается в преступную жизнь, связавшись с шайкой бандитов.
Начинаясь как криминальный романчик о жизни берлинских отщепенцев, «Берлин - Алексадрплац» постепенно вырастает в роман о моральном выборе человечества. Дёблин был евреем, был воспитан типичной еврейской матерью (то есть богобоязненной, но властной женщиной). К тому же он был человеком обширнейших знаний, интеллектуалом, голосом своего поколения (в прямом смысле: писатель, закончив врачебную практику, работал журналистом на радио и в газетах). Я думаю, что в значительной степени Дёблин был и мистиком, что отчётливо видно и по другим его романам – «Три прыжка Ван Луня», «Горы, моря и гиганты» и «Гамлет».
Всё это не могло не оказать влияния на его тексты.
Говорить о романе «Берлин - Александрплац» мы будем в ближайшее воскресенье, 18 декабря, с членами моего книжного клуба «Ариаднина нить». Для членов клуба я подготовила большую статью о писателе и романе, подобрала дополнительные статьи (разрешённые для распространения) и видео. Здесь не буду повторяться. Скажу лишь о своих впечатлениях от книги.
Романы Дёблина переиздают нечасто. Собственно, последние издания «БА» и «Трёх прыжков Ван Луня» на русском были в начале 2000-х. С тех пор «Три прыжка» не переиздавались, а «Берлин - Александрплац» «Азбука» перевыпустила в 2022 году в моей любимой серии «Большой роман».
Собственно, книга Дёблина и есть Большой роман. «Большой» в смысле его влияния на литературу, культуру и сознание отдельно взятого читателя. Да, Дёблин был экспериментатором, в книге он применил монтаж и поток сознания. В принципе я не против потока сознания (скажем, мне он нравится в романах Вирджинии Вулф), но «Берлин - Александрплац» примечателен не формальным новаторством. Дёблин написал невероятно глубокую книгу, её непреходящая ценность – в моральной тематике. Главный герой Франц Биберкопф поставлен перед Выбором – вести честную жизнь (быть с Богом) или быть негодяем (быть на стороне… понятно кого, но в романе эту сторону бытия репрезентирует образ Вавилонской блудницы, восседающей на десятирогом звере). Это уже немало, даже неподъёмно для большинства современных читателей, но Дёблин идёт ещё дальше. Вся книга даёт нам понять, что в истории Франца писатель «запечатал» историю моральных поисков всего человечества. Тот же выбор – с кем быть – Дёблин ставит перед каждым из нас. Точно так же, как делает Библия.
Я уверена, что «Берлин - Александрплац» необходимо читать каждому. Но точно так же уверена, что далеко не каждый к масштабу этой книги готов. Этот роман – из разряда фундаментальных, хотя маскируется под довольно скучную чреду событий из жизни подонков и маргиналов. У Дёблина что ни мужчина, то бандит, или простофиля, или шупо (полицейский), что ни женщина, то содержанка или хамоватая квартирная хозяйка. Явно не те люди, в жизнь которых хочется погружаться. Но эта книга – о главном. Таких произведений в мировой литературе максимум два десятка. А уж в наши дни их и вовсе не пишут, ведь интеллектуалы с огромным багажом знаний, впитавшие многовековую религиозную традицию с моральными императивами, боюсь, перевелись.
Ваша Ариаднина нить.