Найти тему

О моде на искусство

«Читающая вечеринка» Жана-Франсуа де Троя (1735)
«Читающая вечеринка» Жана-Франсуа де Троя (1735)

Наверное, у многих бывали случаи, когда после упоминания цены того или иного произведения искусства возникала мысль: «Да как так? За что? И откуда вообще такая цена, а главное, кто вообще ЭТО покупает?» Особенно часто такие чувства вызывают работы современных авторов. Недавно мне попалась интересная статистика о том, какие картины на самом деле пользуются спросом у коллекционеров. Долгое время самыми частыми лотами на крупных международных аукционах были картины 1850-х годов, а также более ранние. Последнее время доля работ старых мастеров снизилась, и наоборот, стали все чаще продавать втридорога работы тех, кто живет и здравствует.

“Теплый, влажный и дикий” Флоры Юхнович (2020)
“Теплый, влажный и дикий” Флоры Юхнович (2020)

Из последних крупных продаж аукциона Сотсбис – «Читающая вечеринка» Жана-Франсуа де Троя, написанная в 1735 году. Полотно ушло за 3,6 млн $. Оно входит в серию из 11 картин, состоящую из «галантных сцен». Однако примерно в то же время там же было продано абстрактное полотно «Теплый, влажный и дикий» британской художницы Флоры Юхнович.

«Саломея с головой святого Иоанна Крестителя» Рубенса (1609)
«Саломея с головой святого Иоанна Крестителя» Рубенса (1609)

Из следующих дорогостоящих лотов – жуткая (по сюжету, а не по качеству, конечно же) работа Рубенса «Саломея с головой святого Иоанна Крестителя». В этом году за него планируют выручить 25 млн.

«Корзина с земляникой» Шардена (1761)
«Корзина с земляникой» Шардена (1761)

В минувшем году одним из самых дорогих лотов был натюрморт Шардена «Корзина с земляникой» 1761 года. Он был продан парижским аукционным домом Artcurial за 22,6 млн $. Но у покупателя – Художественного музея Кимбелла в Техасе – возникла проблема. Картина была признана культурным наследием, а то, что признано таковым, по французским законам вывозить из страны нельзя. Окончательно этот вопрос вроде бы должен быть решен только в 2024 году. Подобные юридические коллизии только отпугивают покупателей.

Сейчас на полотна мастеров 19 века и еще более старых приходится всего всего 4% продаж. Такие данные приводит журнал Times. Покупают их чаще всего уже немолодые покупатели с устоявшимися за много лет вкусами, и по совместительству самые состоятельные (опять же, по меркам коллекционеров произведений искусств, среди которых и так бедных нет по определению).

За последние 3 года самыми продаваемыми на аукционах стали картины художников младше 45 лет. Причины чаще всего называют две. Старые картины труднее атрибутировать. Более того, долгое время у художников и не было традиции ставить подпись. Они продавали картины здесь и сейчас, и многие не были при жизни такими уж знаменитыми, а прославились после смерти. Такие картины чаще подделывают, тем более что разница в цене между мастерами-современниками бывает огромной. С современным искусством такой путаницы обычно нет. К тому же последнее время хорошо работает пиар, устраиваемый самими авторами. Покупателям на психологическом уровне приятно, что купленная ими картина «засветилась» в инстаграме и прочих социальных сетях, и их изначально увидело и узнало гораздо больше людей – своего рода элемент хвастовства. В прошлом году аукционы Сотсбис, Кристис и Филлипс в общей сложности продали 671 работу молодых художников на общую сумму примерно в 300 млн $. Хотя эксперты не исключают, что со временем интерес к старине вернется.

#картина #живопись #искусство #художник #мода