Даже если вы горожанин до мозга костей, то хоть раз в жизни видели коровью лепешку. Круглую плюху буро-коричневого цвета диаметром с баскетбольный мяч среди полевых цветов или на обочине проселочной дороги.
Это же очевидно – если коровы питаются, то им необходимо и избавляться от переработанных желудком продуктов питания. Люди устроены точно так же, но в силу ряда причин они не могут так естественно и неосуждаемо осуществлять этот естественный процесс. А коровы могут.
Эти животные в процессе своей эволюции очень хорошо приспособились для жизни. Если земля не покрыта слоем снега, то они всегда найдут себе пропитание. Из 800 видов растений, встречающихся им на выпасе, коровы едят 150. За день рогатые выпивают объем воды, равный четверти их веса.
Чтобы вы понимали: средняя корова весит около 500 кг, а бык около тонны. И вот обратная сторона – ежедневно это рогатое парнокопытное много раз элегантно поднимает хвост и выдаёт больше 50 кг навоза. Множество кашеобразных лепешечек общим весом 50 килограмм!
Пасущееся в сезон стадо раскладывает эти «ароматные» мины по полям и дорогам. Но долгой русской зимой коровки заперты в специальных помещениях, где их поят и кормят высушенной травой. Ни время года, ни фазы Луны, ни курс доллара не влияют на биологические процессы. Каждый снежный зимний день каждая корова гарантированно выдаёт 50 кг лепешек.
Той зимой в нашем коровнике жило 72 взрослых рогатика. Большей частью дойные самки, несколько бычков на мясо и два быка-производителя «Ваня» и «Ахмед». У них жизнь вообще была сказкой. Эту парочку здоровых парней кормили и не пускали на мясо просто потому, что они красивые, здоровые и их любят коровы. Вы наверняка встречали таких же мужчин.
Всё животные были рядами привязаны на цепях по двум сторонам огромного коровника мордами к центральному проходу. В кирпичном здании с маленькими окошками, высокой прохудалой крышей и огромными щелястыми воротами в торцах было несильно теплее, чем снаружи. Как мы не старались конопатить бесчетные дырки и щели старыми одеялами и целлофаном, зимой в сарае ощущалась зима.
Вроде как в Европе много современных коровников, где вообще нет стен. Животные располагаются под одним навесом от осадков. Но то ли коровы у нас были другие, то ли зима не та, но без стенок ни животные, ни мы бы тех метелей в рязанском коровнике не пережили.
Ежедневно работало на наших коров три человека. Задача простая – два раза в день раскидай по кормушкам тюки прессованного сена, насыпь каждой по ведру зерна и включи шланг с водой. Доила буренок специальная баба с помощью аппарата.
Мы лишь черную работу выполняли и существенной частью её являлась уборка продуктов коровьей жизнедеятельности. То есть выходит, что полдня ты с одной стороны им пищу пихаешь, а другие полдня с другой стороны эту пищу отпихиваешь. Где-то посередине должно молоко получаться, но не всегда, так как быки в долг кушают. С них когда-то потом ты получаешь или мясом или сексом. Льготная у них, выходит, ставка кредитная. С учётом, что и жрут и гадят самцы вдвое больше в силу физического своего гендерного превосходства.
Я уж не знаю, как в тех современных европейских коровниках они вопрос с навозом решают, но у нас все устроено было достаточно примитивно. Вдоль всех стойл с животными устроена прямоугольником канава цементная шириной полметра. По дну её цепь протянута с редко прикреплёнными металлическими лопастями. А в дальнем углу стоит мотор, который устройство это историческое двигает. Как будто эскалатор в метро, только едет вместо людей на нём навоз, который мы лопатами в канаву от задних частей парнокопытных отгребаем.
Цепь ползёт, говно движется, мы инструментом шкребем, коровы гадят - все налажено. В дальнем углу широкая калитка в стене распахнута и один человек там навоз наружу лопатой выпихивает. Обычно по очереди мы на этом ответственном месте работали, так как два дня подряд никто не справлялся по зимней погоде на ветру часами лепешки откидывать. Когда за стеной коровника куча выкинутого навоза становилась невыносимо большой, мы вызывали трактор, который раз в месяц ковшом спихивал все наше вонючее добро в овраг. Это у них там во Франции газ метан из навоза вырабатывают, а в России, слава Господу, нефти да газа без коров хватает.
Уборку продуктов животной жизнедеятельности мы проводили утром и вечером. Добро это почти на 80 процентов состоит из воды, оно достаточно неприятно пахнет и его всегда много. К запаху быстро привыкаешь, а мышцы запоминают несложные движения лопатой.
Иногда какое-то из звеньев старой цепи ломалось, его быстро сваривали и допотопный конвейер вновь продолжал медленно крутиться, помогая уборке. Но однажды утром усталый мотор вдруг не завёлся. Вызванный мастер, разобрав его до станины, сказал, что сломан ведущий штифт. К вечеру стало известно, что новая деталь придёт из Омска…. через 12 дней.
Вариант вывозить навоз тачками, в отчаянии предложенный заведующим, мы с возмущением отвергли сразу: «Придёт штифт, починим и все вместе возьмёмся за лопаты. За день раскидаем, Яковлич». Так и решили. В ту минуту где-то на небе громко рассмеялся коровий Бог.
Через три дня сплошной слой навоза скрыл копыта животных. Спустя неделю бурая жижа подобралась им под колени или как это у них называется. В тот день, когда со станции наконец привезли завернутый в брезент штифт, доярка не смогла подоить коров. Они же спят лёжа и просто не могли выдрать свои тела из подмороженного, с подсохшей коркой навозного болота.
Когда мотор заурчал, все семь работников фермы стояли в высоких резиновых сапогах с лопатами в руках по периметру канавы конвейера. Бурая жижа заливалась через голенища, было тяжело дышать и очень жаль коров. Цепь начала движение, но сначала ничего не происходило. Лишь спустя несколько минут по поверхности навозной реки медленно пошла первая зыбь. Густая жижа начала вываливаться с ленты транспортёра наружу.
Три дня с утра до вечера мы лопатами помогали нескончаемой реке выливаться за стену коровника. Грязные коровы поднялись, громко вздыхали и продолжали добавлять лепешки с той же регулярностью.
Следующим морозным солнечным утром трактор натужено сгребал в овраг тонны навоза, вымытые из шланга коровки жевали сено, а в сушилке сохли еле отмытые сапоги.
Прошло много лет, но когда я вижу пакет молока или шоколадку с изображением весёлой Буренки, отчётливо слышу шлёп, шлёп, шлёп …
Подписывайся самый лучший канал о животных и ставь лайки.
Высылай мне свои истории про питомцев на почту s.miru.po.sherstinke@yandex.ru и о них узнает весь мир :)