21 июня 1897 года на свет появился Александр Игнатьевич Шаргей (будущий Юрий Васильевич Кондратюк). Свои первые годы он провёл у бабушки в Полтаве, в Украине. Его мать - Людмила Львовна Шлиппенбах и его отец - Игнатий Бендитович Шаргей прожили вместе недолго, и юный Саша Шаргей воспитывался у бабушки. Но уже в 1903 году он и отец переехали в Санкт-Петербург, там Игнатий Шаргей вступил в гражданский брак с Еленой Петровной Гиберман. К сожалению, 1910-е года были трагичны для Саши, в то время его мать умерла в психиатрической лечебнице, где находилась с рождения Саши, а его отец летом 1910, когда новая семья Шаргей была в Полтаве, умер от болезни. Такие обстоятельства заметно повлияли на мальчика: его характер стал замкнутым, а сам он был серьезным. Оставшись сиротой, мальчик воспитывался в семье двоюродной бабушки Екатерины Кирилловны.
Будущего великого ученого обучали арифметике, русскому и немецкому языкам. Саша рано научился читать и любил романы Жюля Верна (а кто их не любит?). В 1910-1916 годах учился во 2 полтавской мужской гимназии, окончил школу с серебряной медалью. По большему счёту, образование на этом закончилось. Саша поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института (сейчас Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), но уже в ноябре его призвали на военную службу. Александр подал документ на отсрочку до завершения учебы, но бумаги пришли слишком поздно в институт, уже после призыва.
После окончание 6-го класса Саша прочитал романа «Туннель» немецкого фантаста Б. Келлермана, у него появился мечта: создать свою ракету (Мне очень нравится, что некоторые великие учёные вдохновляются фантастическими произведениями, можно сказать, что фантазии становятся реальностью). В письме к К. Э. Циолковскому в 1925 году он пишет: «Над вопросами межпланетного сообщения я работаю уже 12 лет. С 16-летнего возраста, с тех пор как я определил осуществимость вылета с Земли, достижение этого стало целью моей жизни». Чтобы разобраться в тонкостях ракетной техники, в старших классах Александр самостоятельно начал изучать высшую математику, физику и химию. В то же время изобретал различные механизмы и записывал первые космические проекты.
Ещё в течение 3 месяцев учёбы в институте Александр занимался в направлении “завоевания мировых пространств”. В квартире мачехи он работал над чертежами, а также над рукописью теоретических расчётов. Отбывая на фронт, Шаргей оставил мачехи свои рукописи, чтобы потом продолжить работу. Пока он был на фронте, трижды сменилась власть. Шаргей решил переехать в спокойное место, в Киев. В тяжелые 1918–1919 годы ему пришлось нелегко, чтобы как-то существовать, он работал репетитором, грузчиком, ремонтником. Но и в Киеве его не ждал покой. Началась Гражданская война.(В Киеве Александр работал над статьей «Тем, кто будет читать, чтобы строить», эта рукопись занимает 143 страниц. В ней, независимо от К. Э. Циолковского (про этого великого основателя теоретической космонавтики вы также можете прочитать на сайте), он оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты! В 30 разделах труда Шаргей рассмотрел оптимальные траектории полета, борьбу с перегрузками, устройство ракеты и ее основных агрегатов, возможные средства и приборы для управления полетом и навигации, выбрал автоматическую систему управления, включающую гироскопы. Шаргей предложил использовать сопротивление атмосферы для торможения аппарата при спуске на Землю; при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту, а для посадки на них человека и возвращения применить взлетно-посадочный корабль (чуть дальше будет описано подробно про то, где были реализованы его труды); использовать гравитационное поле встречных небесных тел для разгона. Также рассмотрел возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем. (Всё это даже звучит трудно! Я не могу представить, как человек с таким образованием смог написать что-то настолько великое. Это заставляет задуматься над тем, что всё в наших руках! И самообразование – это важная часть нашей жизни.) Уже в этой ранней работе есть выдающиеся научные предвидения: «спираль Кондратюка» – разгон от Земли с расходованием минимального количества горючего, и «трасса Кондратюка» – полет на другие планеты с использованием орбитального и посадочного модулей. Рукопись была опубликована лишь в 1964 году в сборнике «Пионеры ракетной техники» по предложению главного конструктора ракетно-космической техники академика С. П. Королева (к сожалению, уже после смерти Шаргея)
Началась Гражданская война. Александр Шаргей был офицером царской армии, и его мобилизовали, но уже как офицера Белой армии. Чтобы не участвовать в боях – он был убежденным пацифистом, – ему пришлось бежать из воинского эшелона, лишившись всех документов. Шаргей предпочел не появляться в Полтаве, где власть постоянно менялась, а скрываться у своего друга под Черкассами. Когда большевики пришли к власти, он понял, чем грозит прошлое царского офицера. При помощи своей мачехи Елены Петровны Гиберман получил документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, уроженца Луцка 1900 года рождения (кстати, этот человек в 1921 году скончался от туберкулеза). Под новой фамилией учёный прожил всю оставшуюся жизнь. (Не уверена, что это правильно, но великого учёного запомнили под фамилией Кондратюк. В моём городе есть улица, названная в честь Кондратюка, а не Шаргея). Не совсем легально Кондратюк работал на мельнице, в кочегарке, на сахарном заводе механиком. У него не было свободного времени на свои труды, а дорого к высшему образованию была закрыта. (Почему-то несправедливость встречается постоянно в жизни Кондратюка.) В Германии, в Кобурге жили дальние родственники по отцу, и Юрий решает летом 1922 года поехать туда для учёбы, точнее пойти пешком из-за нехватки средств (на ум мне сразу пришёл Ломоносов, с его стремлением к учёбе). Но Кондратюка задерживают на границе. (В течение трех лет Юрий Васильевич завершил рукопись задуманной книги по космонавтике. Осенью 1925 г. отправил ее на рецензию профессору В. П. Ветчинкину, который отозвался через полгода: «Предлагаемая книга, несомненно, представляет наиболее полное исследование по межпланетным путешествиям из всех, ранее написанных. Книга будет служить настольным справочником для всех, занимающихся вопросами ракетного полета». Рецензент рекомендовал перевести автора на службу в Москву в научный центр. Кондратюк ответил согласием, хотя в дальнейшем понял, что страна не заинтересована в постройке ракет. (Думаю, и сейчас подобная ситуация в стране))
В этот момент перед Кондратюком встал выбор: начать заниматься делом, которое приносит деньги или продолжать заниматься наукой, которую никто не спонсирует.(На мой взгляд, это выбор без выбора. Конечно, многие люди выберут не умереть от голода, но не заниматься любимым делом.) Юрий Васильевич соглашается на предложение всесоюзного акционерного общества «Хлебопродукт» работать механиком элеватора в станице Октябрьской на Кубани. Кондратюк начинает заниматься строительством элеваторов, он создавал простые, удобные в обращении устройства для механизации элеватора. В конце 1926-го – начале 1927 года построил элеватор на Северном Кавказе, затем отправился в Камень-на-Оби и Новосибирск.
Я хочу подробнее написать про пребывание Кондратюка в Камне-на-Оби, так как это мой родной город! В 1927 году Юрий Васильевич приезжает в небольшой сибирский город для строительства элеватора по канадскому типу. Но в тот период в стране был дефицит гвоздей. Поэтому Кондратюк предлагает строить элеватор по типу русской избы. Бревна крепились лапа в лапу, по ширине ствола в них выпиливались гнезда, и они плотно ложились друг на друга. Юрий Васильевич дотошно проверял работу плотников. Его проверки всегда были внезапны, и Кондратюк всегда мог заставить переделать что-то. Из-за своей формы элеватор получил название “Мастодонт”, он в длину достигал 60 метров, а в высоту- семиэтажный дом! Склад вмещал 13 тысяч тонн зерна. Однажды на элеватор прибыла с визитом иностранная делегация. Они были крайне удивлены элеватором. По их прогнозам, «Мастодонт» должен был завалиться набок. Тогда Юрий Кондратюк заявил: «Зернокомплекс переживет всех». (Чуть дальше я опишу как советское правительство отреагировало на эту сложную конструкцию.) Юрий Васильевич оказался прав! “Мастодонт” простоял 60 лет и сгорел в 90-х, когда на улице был мороз -40. Кондратюк построил “Мастодонт” без гвоздей и чертежей.
(Несмотря на трудности, Кондратюк не забывал о космосе и приобретал новые инженерные знания. Весной 1927 года Кондратюк заехал в Москву для консультаций к профессору Ветчинкину, который согласился отредактировать для печати его рукопись, дополненную новыми идеями. В январе 1929-го в Новосибирске на собственные средства тиражом 2 тысячи экземпляров Юрий Васильевич издал книгу «Завоевание межпланетных пространств». Один экземпляр послал Циолковскому (если вы не понимаете, почему он имел такой авторитет, то рекомендую к прочтению статью на этом сайте). После издания появилась надежда на практическое осуществление его идей, он писал известному ученому в области аэродинамики профессору Н. А. Рынину, в центральные учреждения с предложением создать специализированную организацию по космонавтике. Но в марте 1930 г. с огорчением написал в Калугу, что никого это не интересует. В «Завоевание межпланетных пространств» вошло 13 глав с описанием последовательности этапов. Ученый предложил оснастить ракету крыльями для спуска в атмосфере, использовать грузовые космические корабли для снабжения спутников на околоземной орбите (реализовано на кораблях «Прогресс» в транспортной системе по доставке на МКС расходуемых материалов!), создать на станции искусственное тяготение, организовать межпланетную базу для полетов в Солнечной системе. В отличие от других теоретиков, он размещал базу не на околоземной, а на окололунной орбите. На книгу появились положительные рецензии в советской и зарубежной печати. Но несколько глав этой книги были потеряны, и сейчас мы вряд ли найдём их. Кондратюк говорил, что нашёл способ достичь начальной скорости ракеты 1500 м/с. Хотя в 1947 году издательство «Оборонгиз» повторно напечатало «Завоевание межпланетного пространства», книга не получила широкой известности. Ее время подойдет позже. (Думаю, что для Кондратюка время так же придет позже.))
Как бы вы наградили человека, который построил уникальный элеватор? А советское правительство обвинило Кондратюка во вредительстве (они “подумали”, что Юрий Васильевич хотел испортить 10 тысяч тонн зерна). На ученого завели уголовное дело, а в начале 1930-х приговорили к трём годам лагерей. А так же был привлечен к работе в специализированном бюро по проектированию угольных предприятий в Новосибирске. Кондратюк, П. К. Горчаков и Н. В. Никитин участвовали в конкурсе на проектирование Крымской ВЭС (ветроэлектростанции). Их проект оказался лучшим, и по просьбе наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в 1933 году Юрия Васильевича досрочно освободили. В 1933–1934 годах он – научный руководитель группы по проектированию и строительству крупнейшей в мире Крымской ВЭС. В конце 1936 года на горе Ай-Петри началось строительство фундамента грандиозной станции, но в феврале 1937-го умер руководитель проекта Орджоникидзе. Стройку закрыли, остался только фундамент. В связи с этим в последующие два года Ю. Кондратюку пришлось заниматься в Москве проектированием малых опытных ВЭС. Инженерный талант Юрия Васильевича проявился в его последующих занятиях ветроэнергетикой. Весной 1933 года Кондратюк в Москве дважды посетил энтузиастов-ракетчиков Группы изучения реактивного движения (ГИРД), работавшей на общественных началах. С. П. Королев приглашал Кондратюка на работу по ракетной технике, но Юрий Васильевич отказался, объясняя стремлением завершить проект ВЭС. На самом деле не хотел подвергнуться скрупулезной проверке при приеме на секретную оборонную работу. Ведь он скрыл офицерский чин, службу в царской и Белой армиях, сменил имя, пытался перейти польскую границу, за что был арестован. (Ещё не зная биографию Кондратюка, я думала, что он упустил свой шанс, отказавшись от предложения Королёва, но теперь понятно, что у него не было выбора.) Опасаясь за судьбу рукописей, Юрий Васильевич 5 июля 1938 года передал их на хранение Б. Н. Воробьеву – издателю, редактору, биографу и хранителю творческого наследия Циолковского.
Надо понимать, в какое тяжёлое время родился Ю. В. Кондратюк. В 1941 году началась Великая Отечественная. 6 июля 1941 года он записался в народное ополчение, а первый бой принял 3 октября близ Кирова Калужской области. (В начале статьи я писала, что он не хотел участвовать в Гражданской войне. Думаю, что в этот момент, он хотел защитить Родину. Это показывает его преданность стране.) Как многие солдаты той войны, числится пропавшим без вести. Удалось лишь узнать дату и место вероятной гибели – 25 февраля 1942 года у деревни Кривцово Орловской области. (Мой прадедушка также был ранен в Орловской области примерно в это время, я хотела бы думать, что он был знаком с таким удивительным человеком, как Ю. В. Кондратюк)
Ю. В. Кондратюк опередил своё время. Он всё время мечтал о полетах в космос и на Луну. По этой причине многие его считали чудаком. К сожалению, Юрий Васильевич не смог полететь на Луну, но помог другим это сделать. Уверена, что все знают про первый полёт на спутник Земли, который совершили астронавты NASA Армстронг и Олдрин. И Кондратюк им помог! Он описал точную траекторию полёта с Земли на Луну. Сейчас данной схеме дали название “ Трасса Кондратюка”. Ещё в 1916-ом Юрий Васильевич сформулировал, что при взлёте, перегрузки человеческому организму легче переносить в перпендикулярном направлении. По этому принципу и созданы все кресла-ложементы космонавтов в современных кораблях. Подумал Кондратюк и о том, как колонизаторы Луны будут обходиться без воздуха: сформулировал общие принципы создания скафандров. И это всё он сформулировал за 50 лет до первого полёта в космос!
Думаю, что нам всем стоит больше говорить про таких удивительных людей, как Юрий Кондратюк (он же Александр Шаргей)!