Найти тему
Леди-Не-Леди

«Эта кровавая расправа лучше пятидесяти побед над турками»

Франция. Середина августа 1572 года. В Париж съезжаются самые знатные люди этой страны. Причина проста и торжественна – свадьба сестры французского короля Маргариты Валуа и короля Наварры Генриха Бурбона.

Свадьба между двумя родственными домами, которые вели свое начало еще от Капетингов, должна была примирить французских католиков и наваррских протестантов – гугенотов.

Войны между католиками и протестантами в шестнадцатом веке охватили всю Европу. И Франция не стала исключением. По своему типу это была гражданская война, где решающую роль играла религия. А точнее небольшие разночтения в мировоззрении католиков и гугенотов.

Справедливости ради стоит заметить, что не только католики ненавидели протестантов, но и гугеноты рьяно боролись за свою веру. Они несколько раз пытались выкрасть малолетнего короля Карла IX и королеву-мать Екатерину Медичи.

Гугеноты особо неистово боролись не только за то, чтобы вести богослужения на родном языке, но и против икон и статуй. Для многих французских протестантов разнести католическую церковь было делом чести. К этому даже привлекали детей.

Известен случай в городе Ним в 1567 году. Тогда гугеноты за одну ночь убили около девяноста католических священников. Тела священнослужителей сбросили в колодец.

Обо всех этих событиях хорошо были осведомлены в Париже – самом католическом городе Франции.

При этом гугеноты за время религиозных войн почти ни разу не выиграли хоть мало-мальски важное сражение. Однако королевская казна Франции уже не могла продолжать противостояние с протестантами. Вот и было решено скрепить династическим браком враждующие стороны.

Главой гугенотов считался адмирал де Колиньи, а католиков – герцоги Гизы. Генрих Гиз до 1572 года был уверен, что Маргарита Валуа выйдет замуж за него. Но все обернулось иначе.

Поводом к началу расправы католиков над протестантами стало покушение Гизов на Колиньи, что вызвало волну негодования у гугенотов. Но и католики хотели доказать, что их вера более правильная.

В ночь с 23 на 24 августа 1572 года и случилась самая страшная расправа над протестантами в шестнадцатом веке. Именно в эту ночь французы обычно чтили святого Варфоломея – радетеля католической веры. Отсюда и название данного страшного события.

Изначально задумывалось, что будут убиты несколько лидеров гугенотов. Но в итоге обезумевшие парижане уничтожили несколько тысяч протестантов. Некоторые даже использовали резню, чтобы избавиться от личных врагов.

Генриха Наваррского заключили под стражу и заставили принять католицизм. Потом ему удалось бежать на родину, где он вновь стал протестантом.

Большинство европейских монархов осудили то, что произошло во время Варфоломеевской ночи. Даже русский царь Иван IV высказал недовольство массовым убийством.

И только Папа Римский Григорий XIII был рад Варфоломеевской ночи. Он приказала устроить целый праздник с фейерверками и поздравлениями французскому королю. Григорий XIII даже произнес фразу:

«Эта кровавая расправа лучше пятидесяти побед над турками».

Королевская свадьба вместо того, чтобы примирить врагов, дала новый виток религиозных войн. В одной из битв был убит Генрих III, что в итоге привело к тому, что единственным претендентом на французский католический престол оказался тот самый ненавидимый Генрих Наваррский.

-2

Надо отдать Генриху должное: ради власти он решил вновь принять католицизм, произнося знаменитое:

«Париж стоит мессы».

Религиозная война во Франции почти сошла на нет только в 1598 году, когда Генрих IV Бурбон издал Нантский эдикт, признававший равными в правах католиков и гугенотов.

Так, страшной резней французские католики почтили святого Варфоломея.

Подписывайтесь на мой канал и пишите комментарии.