Найти тему
Простая жизнь?

Мария Сибилла Мериан, художница и ученая.

И снова здравствуйте!

Сегодня я хочу рассказать об одной очень необычной женщине, которая занималась наукой задолго до Софьи Ковалевской и Марии Кюри. Звали её Мария Сибилла Мериан (Maria Sibylla Merian) и родилась она в 1647 г. во Франкфурте.

Её отец, Маттеус Мериан Старший (Matthäus Merian der Ältere), был швейцарский гравёром, который обосновался в Германии. Он умер, когда Марии было только 3 года, так что фактически её воспитывал отчим Jacob Marrel, который сам был художником, заметил у падчерицы талант и начал всячески его развивать. Мария начала рисовать, копируя насекомых и цветы из книг. Мать девочки была очень религиозна, так что учила Марию только ведению домашнего хозяйства.

Это портрет Марии, сделанный её отчимом в 1679 г. Хранится в музее в Базеле.
Это портрет Марии, сделанный её отчимом в 1679 г. Хранится в музее в Базеле.

Во время деловых путешествий отчима Марию обучал его ученик, Абрахам Миньон (Abraham Mignon). Он обучал ее живописи маслом и акварелью, а также технике гравюры. В возрасте 11 лет Мария уже умела делать гравюры на меди; вскоре она превзошла своего учителя в этой технике и выработала собственный стиль живописи: она дополняла свои цветочные картины маленькими бабочками и жуками. Тогда же она начала разводить шелковичных червей. Это позволило ей наблюдать за ними, она смогла проследить и зарисовать все стадии развития насекомых.

В мае 1665 года она выходит замуж за Иоганна Андреаса Графа (Johann Andreas Graff). Он тоже был художником. Они живут во Франкфурте, там же рождается их первая дочь. В 1670 году семья переезжает в Нюрнберг.

Художницам того времени было запрещено рисовать масляными красками на холсте, это разрешалось только мужчинам. Женщины могли рисовать акварелью на бумаге или пергаменте. Тем не менее Мария продолжала работать. Она продавала краски, лаки и другие принадлежности для живописи и росписи, что в конце концов стала основным источником дохода семьи. Она также выполняла большое количество заказных работ, например, вышивала шелковые покрывала или расписывала скатерти для самых влиятельных семей города. (В Нюрнберге тогда властвовали так называемые патриции, олигархия в чистом виде. Но это уже совсем другая история. Хоть и очень интересная.)

Кроме того Мария ещё и преподавала девушкам. В качестве моделей для этих уроков она сделала гравюры на меди, которые стали основой для ее первой книжной публикации. "Новая книга цветов" (Das Neue Blumenbuch) была задумана как книга узоров для вышивальщиц. Первая часть, опубликованная в 1675 году, состояла из 12 иллюстраций, гравированных художницей на меди и раскрашенных после печати, и содержала несколько копий чужих цветочных рисунков. Вторая и третья части, опубликованные в 1677 и 1680 годах, содержали только рисунки Марии. Малое количество изданий и утилитарный характер работ привели к тому, что до наших дней сохранилось лишь несколько экземпляров.

Одновременно в 1675 году выходит книга Иоахима фон Зандрарта (Joachim von Sandrart der Ältere), немецкого художника и историка искусства. И там он рассказывает не только об отчиме и муже Марии, но и о ней самой, уточняя, что она специализируется на рисовании цветов, фруктов и насекомых.

А это титульный лист книги, вышедшей в 1680 году. Том 1 "Florum Fasciculus Primus". Это гравюра, раскрашенная вручную.
А это титульный лист книги, вышедшей в 1680 году. Том 1 "Florum Fasciculus Primus". Это гравюра, раскрашенная вручную.

А в 1680 году выходит второе издание всех трех томов.

Но Марию привлекают не только цветы. В 1679 году выходит первый том о жизни насекомых - Der Raupen wunderbare Verwandelung und sonderbare Blumennahrung. Второй том выйдет только в 1683 году. Оба тома будут переизданы в 1713-1714 гг. на нидерландском языке (перевод Мария сделает сама) а третий - и вовсе в 1717 году (только на нидерландском языке). Ценность эти книги представляли не столько для художников, сколько для исследователей живой природы. Мария описывала не только стадии развития и жизни разных насекомых, но и среду их обитания, и растения, которыми питались насекомые. На каждый том было сделано 50 иллюстраций - гравюры, раскрашенные вручную.

Титульный лист первого тома, изданного в 1679 году.
Титульный лист первого тома, изданного в 1679 году.

В 1681 году Мария с двумя дочерями переезжает снова во Франкфурт, потому что её матери требуется помощь. Муж позже присоединяется к ней, хотя брак их к тому моменту нельзя было назвать удачным.

В 1685 году (или в начале 1686) Мария с матерью и двумя дочерями переезжает на север Германии и селится среди лабадистов (это такое христианское движение). Её муж разрывается между ней и Нюрнбергом, пытается уговорить её вернуться, но она уже тогда считает свой брак окончательно распавшимся. Развод был оформлен в августе 1692 года в Нюрнберге, потому что Иоганн Граф решил снова жениться.

Мария продолжает много рисовать и наблюдать за насекомыми. Все рисунки она нумерует, собирает для новой книги (которая так и не была опубликована при её жизни).

В 1691 году (после смерти матери) Мария покидает поселение с дочерями и мужем одной из них и селится в Амстердаме. Причины это неизвестны, свое решение она никогда не объясняла и не комментировала.

В Амстердаме она преподает рисование девушкам и продает краски, зарабатывает так же, как и в Нюрнберге. Обе дочери и зять помогают ей. Уже тогда она имела репутацию признанного ученого. Именно поэтому она получила доступ к теплицам и оранжереям в домах богатых горожан, таких как коллекционерка тропических растений Агнес Блок (Agnes Block). А знакомство с Каспаром Коммелином (Caspar Commelin), директором Ботанического сада в Амстердаме, оказалось особенно ценным для исследований Марии; позже он предоставил научные заметки для ее большой книги о насекомых из Суринама. Она интенсивно читала только что вышедшие книги по энтомологии, и сравнивала их с результатами собственных исследований. Кроме того, она рисовала картины с изображением цветов и птиц для состоятельных любителей природы, дополняя имеющиеся картины растений иллюстрациями мух, жуков и бабочек; в этом ей помогали дочери. Дочери копировали узоры, прорисовывая их на прозрачном пергаменте, и собирали картинки из разных источников. Они также работали с трафаретами, чтобы добиться особенно красивых композиций.

В 1699 году Мария продала большую часть своих коллекций и картин, чтобы собрать деньги для поездки в Суринам (который тогда был колонией Нидерландов). Она написала завещание, в котором её дочери становились наследницами всего её имущества, и передала его нотариусу. А в июне того же года Мария и её младшая дочь Доротея отправились на торговом корабле из Нидерландов в Суринам.

Там Мария с дочерью много наблюдали за насекомыми, рисовали и их, и растения. Именно от них пошло актуальное и сегодня разделение бабочек на ночных и дневных. Названия растений они узнавали у местных. После двухлетнего пребывания на острове 54-летняя Мария не выдержала нагрузки и тяжело заболела малярией. 23 сентября 1701 года она и ее дочь вернулись в Амстердам.

По возвращению при помощи мэра Амстердама была открыта выставка, которая состояла из различных рисунков и экспонатов, которые Мария и Доротея привезли из Суринама. А в 1705 году вышла книга "Metamorphosis insectorum Surinamensium" с описаниями насекомых и растений Суринама с 60 иллюстрациями, которые были сделаны Марией.

Несмотря на то, что Мария была уже признанным ученым, она не могла жить на доходы от продажи книг. Они в то время были очень дорогими, а тиражи были небольшими. Так что ей приходилось преподавать живопись и заниматься бизнесом, чтобы не нуждаться в деньгах.

В 1714 году она пережила инсульт, после которого осталась частично парализованной. В 1717 году она умерла в Амстердаме, где и была похоронена.

Мария Сибилла Мериан была одной из первых исследователей, которая вела систематические наблюдения за насекомыми и выяснила кое-что об их реальных условиях жизни. Она смогла показать, что каждый вид насекомых на разных стадиях своей жизни связан с определенными видами растений. До её работ разные стадии развития насекомых были практически неизвестны. Хотя некоторые ученые знали о превращении гусениц во взрослых бабочек, этот процесс был неизвестен широким кругам населения, а также многим более образованным людям. Мария внесла решающий вклад в изменение этой ситуации, не в последнюю очередь потому, что ее книга "Der Raupen wunderbare Verwandlung und sonderbare Blumennahrung" была опубликована на немецком языке. Однако по той же причине многие ученые того времени отказались признать ее - техническим языком ученых была латынь.

Необычным было и то, что она продолжила свою работу в Южной Америке. Исследовательские путешествия тогда были практически неизвестны. При этом в лесах Суринама она описала несколько видов насекомых и растений, которые были никем до того времени не описаны.

Её влияние на науку и искусство ощущалось до начала XIX века. Книги переиздавались, а техника рисования (особенно нюрнбергский период) имела последователей. В середине XIX века её работы начали подвергаться критике из-за неточностей и ошибок, чему способствовали некачественные переиздания её книг. И снова интерес к ней и её работе возник только в 50-е годы XX века.

Её младшая дочь Доротея вышла замуж, переехала в Санкт-Петербург и стала преподавателем в Петербургской академии наук и куратором коллекции естественной истории в Кунсткамере. Доротея умерла в Петербурге в 1743 году.

Её старшая дочь Йоханна вместе с мужем ещё при жизни Марии в 1711 году переехали в Суринам, где продолжали исследования жизни насекомых. Йоханна умерла в 1730 году в Суринаме.

P. S. И напоминаю про пост, который я написала два года назад, и где рассказывала про Weltfrauentag в Германии.