Завидую тем, кто ничего не понял в этом спектакле. Я о "Королеве красоты" (автор Мартин Макдонах, режиссер- постановщик Ирина Латынникова) в Кемеровском театре для детей и молодёжи. Мне не то чтобы зашёл, мне просто это все знакомо, все диалоги, все повороты, все цитаты. Как и "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева, где мы даже тёзки с главной героиней.
Все пьесы Мартина Макдонаха обязательно про дно жизни, нехорошие дела, скандалы, в общем, про внушительные отклонения от того, что обычный обыватель называет нормой жизни. Удивительно, что он родился в 1970 году и написал "Королеву красоты" уже в 26 лет. Видать, с кого - то писал портреты.
Я собиралась на этот спектакль несколько лет. Собиралась и сторонилась от него одновременно... По сюжету он не развлекательный. Если Вы решили отдохнуть и при этом давно не были в театрах, то лучше не делайте на него ставку. Выйдете мрачными. Поэтому и откладывала. А заодно листала потихоньку пьесы этого автора. Да и к сожалению, подобных спектаклей в собственной жизни хватало всё это время с лихвой.
И мне уже кажется, что описание спектакля довольно- таки милое в сравнении с тем, что может происходить в реальной жизни человека.
Это история о двух женщинах, матери и дочери. Темперамент у обеих героинь зашкаливает все мыслимые пределы, В ход идут любые средства, от банальных скандалов до демонстрации бумаг из психбольницы, Действие происходит в Ирландии 30 лет назад, но эта ситуация достаточно часто складывается в семьях и сегодня. Люди не могут ни разойтись, ни наладить отношения. Иногда это приводит к побегу, иногда – к трагедии.
Добавлю: от горячего масла, выплеснутого на мать со сковородки.
До ее убийства раскаленной кочергой. Хотя, может, и убийства в его натуральном виде и не было вовсе...
Все фото я взяла с сайта театра в разных составах. Но суть спектакля это не меняет. Актёры молодцы. И удивляешься тому, какие они красивые и молодые на фото в фойе театра и как здорово вошли в образ на сцене.
Но поражает отчаянное желание обеих женщин жить. Причём дочь хочет жить без матери, а мать НЕ хочет жить без дочери.
Много таких семей вокруг? Взрослая дочь, с несложившейся женской судьбой по вине матери... И мать, старая эгоистка, которая думает не о счастье дочери, а только о том, чтоб не остаться одной.
Обратите внимание, как натянуты верёвки. Будто натянуты их нервы. Это до меня дошло на второй день... Возможно, имелось в виду что-то другое...
Мать издевается над дочкой, постоянно придумывая как навсегда привязать ее к себе или отвернуть от неё окружающих, чтобы та вечно была рядом и прислуживала. Мать считает дочь своей собственностью.
Завязка проста: 40-летняя Морин живет вместе с матерью, 70-летней Мэг. Они уже давно осточертели друг другу, и у каждой есть куча претензий. Но куда им податься? правда, морин пыталась сбежать в Англдию на заработки, но не выдержала, получила нервный срыв, из лечебницы её забрала мать... Но дома не лучше. Мэг сжигает письма, которые оставляют земляки для Морин, а та в ответ кормит ее тем, что мать не любит. Мамаша допекла свою взрослую дочку, достала дальше некуда, личной жизни, понятное дело, у Морин нет и не предвидится. Мамаша дома закатывает сцены почище чем в ином академическом театре, доводя её до исступления. Сама Морин особа крайне взвинченная и дёрганная, не надо быть врачом, чтобы диагностировать неполадки с нервной системой.
Да! Где-то в природе существуют сестры Морин, которые отнюдь не горят желанием ухаживать за пожилой и потихоньку выживающей из ума матерью. Они просто обозначены в диалогах. А мать и младшая дочь, проживая вместе, скрытно, исподтишка мстят друг другу.
Но однажды у Морин появляется шанс: на родину, в ирландский город Линейн, из Лондона возвращается Пато Дули, двадцать лет назад Морин была влюблена в него. Она покупает новое платье и идёт на званный ужин в их дом и приводит его потом к себе...
Он простой разнорабочий, но для одинокой и несчастной Морин он кажется сказочным принцем…он назвал уже давно махнувшую на себя рукой и смирившуюся со своей участью одинокой женщины Морин – королевой красоты. Но в этот момент по радио начинает звучать любимая песня её мамы...как эффект постоянного присутствия в жизни дочери... Даже в интимные моменты. Хотя сама мама спит в соседней комнате. Как вы думаете, на что способна женщина после таких красивых слов?ПРосто от слов, потому что как выяснится позже, и близости -то никакой не было с этим мужчиной в эту ночь, не случилось... Но женщина получила контраст, её ПОХВАЛИЛИ... И РАДИ ЭТОГО ОНА СПОСОБНА НА ВСЕ... РАДИ ДРУГОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ.. ДАЖЕ НЕ РАДИ МУЖЧИНЫ. И не ради мужчины происходит всё дальнейшее действие, а ради альтернативы другого существования, чем это унизительное и изматывающее с матерью.
Зритель тоже не представляет на что будет способна Морин до самого финала. И финал страшный.
В общем, когда появляется угроза в виде мужчины, который готов забрать Морин с собой в Америку, мать всячески препятствует этому, унижает, оскорбляет, шантажирует её в присутствии этого мужчины, читает и сжигает от него письма, поднимает всё грязноле бельё, стараясь выставить Морин в самом неприглядном виде.
Терпению дочери наступает конец... а может, это самооборона? Уже психологическая самооборона? И дочь сначала пускает в ход раскаленное подсолнечное масло, а позже ударом раскаленной кочерги убивает мамочку. Возможно, это спонтанное зеркальное возвращение матери боли, которую испытывала дочь, проживая с такой матерью, а не спланированое убийство?
Но счастья Морин все равно не находит – она узнает, что в Америке, куда она так рвалась, Пато женится на другой. Мать добилась-таки своего. Доказала даже с того света, что Морин не нужна мужчинам. И по радио снова звучит любимая песня матери... как издевка с того света. И может быть, мать всё - таки любила дочь, хоть и уродливо и так оберегала её от разочарований в мужчинах?
Пато, кстати, хоть и смазливый и с понтами, но, как говорила Мордюкова, не орёл! Ему не нужна вся Морин целиком, а значит, с проблемной мамой. НО не так Морин решает эту проблему, не так... Да и не ради ТОГО.
А у меня из головы не идёт эта кочерга. Не зря же она в спектакле появляется дважды. Впервые когда Рей Дули брат Пато, хочет её купить у старухи, образно показывая, как лихо можно ею бить... Будто давая знак матери, что пора уже остановиться, и если не остановиться, тебя ждет то же самое. Но нет. Мать продолжает шантажировать и врать своей дочери, давить на неё и унижать, обзывать шлюхой.
Знаете, а может и не было убийства как такового... Ведь после похорон Морин дома в домашней рубахе, и её не арестовала полиция... и в самом спектакле не было прямого удара кочергой. Актрисы были в разных концах сцены... Просто Морин замахнулась и ... из рук Морин с грохотом на пол упала кочерга, а Мэг в эту же секунду упала на полу у своего кресла....
Я считала это как то, что Мэг умерла... и не только фактически, но в первую очередь внутри самой Морин.
Наверное, именно Морин могла написать такое стихотворение...? У меня получился эпиграф к спектаклю...
У меня умерла мама,
Только траура нет ни грамма,
На душе стало вдруг так тихо:
Наконец-то ушло Лихо...
Да, когда умирает мама,
То удачнее рифма "драма"...
Много разных на свете мам...
И каким-то быть лучше ТАМ.
Но разве физическое устранение ненавистной матери решило внутренние проблемы дочери и изменило ее жизнь? Вовсе нет. Значит, дело не в матери? А в самой Морин? Неужели это был единственный выход из этого психологического ада? Думаю, нет. Даже уверена, что нет. И даже знаю точно, что нет. Но у Морин уже не было сил его искать... Но и матерям этот спектакль как предупреждение. Какие чувства они вызывают у своих детей, перегибая палку, зажимая их в тиски.
Берегите родных, старайтесь понять своих близких. И ищите выходы, при которых все как минимум остаются живы!
И не зря лейтмотивом спектакля и в финале звучит песня "
Fredy Mercury I Want To Break Free "Я хочу освбодиться от твоей лжи!"
Мне очень нравится эта песня..
Приглашаю ещё почитать мои мысли по поводу...
А про спектакли здесь