Жизнь человеческая такова, что хочешь - не хочешь, а приходится обращаться за медицинской помощью.
Трудовым эмигрантам в Финляндии до получения постоянного места жительства, так называемой котикунты, социальная страховка на детей не положена. Нет, конечно, когда приезжают репатрианты, беженцы, программисты и прочие счастливцы с длинными ВНЖ, они могу получить котикунту сразу, так как подразумевается, что они проживут в Финляндии более года. Но врачам, к сожалению, дают контракты на 3 месяца, потом на 6, потом, если повезёт, на год, и поэтому в расчёт идёт только фактическое время проживания в стране.
Самим работникам дают временную KELA-kortti (социальную карту) на время контракта, но другие члены семьи остаются ни с чем. Без котикунты и платную страховку на детей не оформить, мы узнавали. Подробнее было здесь. На самом деле, честно говоря, обидно, что беженцы и прочие переселенцы не работают, но получают социальные блага сразу, а работающие (читай - пашущие) и платящие большие налоги врачи не получают ничего.
Но, как бы то ни было, время прошло, через год после приезда мы наконец получили эту котикунту, а вместе с ней и постоянные KELA-kortti нам и детям. Эту карту необходимо предъявлять при всех обращениях за медицинской помощью.
Возможность испытать карту в действии представилась довольно быстро.
Когда Данику исполнилось 4 года, выяснилось, что один глаз у него видит хуже. В течение года нас дважды отправляли в Университетскую клинику Хельсинки - на обследование и потом на контроль. Выписали очки. За первый приём мы заплатили 20 евро oma vastuu, "свою ответственность". За контрольный приём даже счёт не пришёл. Очки детям до 16 лет раз в год делают бесплатно, но если ребёнок их ухайдокает и понадобится замена, то это уже за свой счёт. Мы по собственному желанию заплатили 20 евро за специальное защитное покрытие на очки, можно было и не платить.
Потом у Вовы при плановом школьном осмотре выявилось примерно миллион дырок в зубах. Записались на бесплатное лечение в стоматологию, но Вова у нас человек эмоциональный и прямолинейный, он стесняться не будет. Ещё при приближении к нему стоматолога с бормашиной он так разорался, что врач лечить его отказалась. Это же, говорит, насилие над неокрепшей личностью. Короче, нас записали на рентген, потом на приём, потом на лечение сразу всего миллиона дырок под наркозом.
Операция была через полгода в частной клинике в Хельсинки. Вова орал, конечно, при постановке периферического венозного катетера, но быстро вырубился. Под наркозом удалили 5 зубов, вылечили 2 и ещё покрыли каким-то жутко выглядящим неизвестным металлом все остальные оставшиеся полтора зуба. В качестве утешения ребёнку дали замороженный фруктовый лёд. Oma vastuu составила 132 евро. Думаю, это в основном за моральный ущерб от криков неокрепшей личности.
Потом у Юры вылезла, пардон, паховая грыжа. Потому что спорт - это здоровье, а спортзал с качалкой - это здоровье вдвойне. Где-то полгода он помучился, надеялся, что рассосётся. Ну или что удастся прооперироваться в России, так как в Финляндии, по слухам, это дорого и долго. Но потом планы посещения родины накрылись, да и в любом случае тратить на операцию драгоценный отпуск не хотелось.
На специальном сайте Юра заполнил подробный опросник по жалобам и общему состоянию здоровья и отправил медсестре. Через пару часов пришла подтверждающая смс из нашей поликлиники, что обращение принято, врач свяжется в ближайшее время. Врач перезвонил на следующий день, ещё раз, уже устно, обсудили симптомы и жалобы, и Юру пригласили на личный приём через неделю. Врач осмотрел причинное место, убедился, что оперативное лечение - единственный выход. Написал направление на операцию и предупредил, что ожидание до полугода, а если грыжа ущемится, то пожалуйте прямиком в приёмное отделение больницы.
Уже через 3 недели Юра получил письмо-приглашение на операцию со всеми подробными инструкциями. Никаких предварительных анализов и обследований типа ЭКГ, рентгенов организма, гепатитов с ВИЧом и группы крови не требовалось. За сутки позвонила медсестра, уточнила про аллергии, рассказала, что и как будет.
Операцию провели амбулаторно под местной анестезией. Всё время пребывания в больнице заняло 4 часа. Никаких контрольных приёмов не назначили. Из лекарств - рецепты на Бурану и Панадол. Дали больничный на 10 дней, запасную наклейку на рану и специальный информационный лист для приёмного покоя на случай, если надо будет обратиться за помощью в случае послеоперационных осложнений. Oma vastuu составила 132 евро.
Начав работать в поликлинике, я воспользовалась (легально!) служебным положением и назначила нашему деду контрольные анализы и ЭКГ, а то он давно что-то никуда не обращался. Медсестра, которая делала ЭКГ, увидела нарушения ритма (которое у него уже 100 лет) и тут же попросила мою русскоязычную коллегу принять деда по срочной. При этом ни одна, ни вторая не знали, что это мой личный дед. Его очень внимательно посмотрели, послушали, назначили какие-то дополнительные анализы. Счёт за приём врача составил 20 евро.
Потом я сама заболела очередной раз короной, очень сильно кашляла и плохо себя чувствовала. Моя главный врач посоветовала сходить на рентген грудной клетки, чтобы не пропустить пневмонию. Я позвонила сама к себе на работу, поговорила с дежурной медсестрой, она назначила мне рентген и анализы. Я сползала в поликлинику, после обследования коллега меня принял и послушал, ничего серьёзного не обнаружилось, но больничный продлили. Oma vastuu составила тоже 20 евро.
Ещё мы меняли водительские права, для этого пришлось пройти водительскую комиссию. В частной клинике это обошлось нам со скидкой в 98 евро на человека.
Я что хочу сказать. В Финляндии действует система своей ответственности за своё здоровье. Пациент обязан платить за приёмы врача, и если приём пропустить, то придёт чек со штрафом за неявку. Также пациент платит некоторую часть стоимости лекарств в год, про это не буду сейчас. В среднем койкодень стоит около 130 евро, амбулаторный приём 20 евро. И даже если ты работаешь в медицине, причём в той же поликлинике и прямо в этой же бригаде, ты всё равно получишь счёт за приём.
В целом я бы сказала, что оказание более-менее срочной помощи в наших ситуациях было организовано очень быстро и чётко. Да, на несрочные дела типа сниженного зрения и дырок в зубах без болевого синдрома мы ждали очереди по полгода. Но ведь действительно ничего срочного не было. Кто может себе позволить, ходит по частным клиникам, мы это пока не разведывали за ненадобностью.
Думаю, что необходимость платы за приёмы, пусть и минимальной, очень дисциплинирует пациентов. Никто не потащится к врачу просто так - "а поговорить?" Труд врача не обесценивается, при этом помощь оказывается качественно и своевременно. Знаю, что есть другие мнения насчёт финской медицины, было бы интересно их узнать, пишите в комментарии.
#финляндия
#эмиграция в финляндию
#медицина в финляндии
#семья
#стоматология