Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Корбиевский сервиз, 1820-е. Уникальность - в истории.

 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

Поместить этот сервиз в рубрику "Великие сервизы мира" рука не повернулась. Да приятный, с красивым цветочным рисунком, привлекающим дам - не более того. Уникальность этого сервиза состоит не в его выделке и не в его эстетических достоинствах, а в той большой истории, в тех исторических перипетиях, можно сказать, переплётах, в которые сервиз попадал и откуда выбирался (не без потерь!), словно живое мыслящее существо.

2022-й год, Царское село. Представленные на выставке 73 вновь прибывшие в музей тарелки сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
2022-й год, Царское село. Представленные на выставке 73 вновь прибывшие в музей тарелки сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Там же и тогда же. Предметы Корбиевского сервиза. Внизу снимка (на переднем плане) - также подаренные музею две тарелки знаменитого, разбежавшегося по свету Рафаэлевского сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Там же и тогда же. Предметы Корбиевского сервиза. Внизу снимка (на переднем плане) - также подаренные музею две тарелки знаменитого, разбежавшегося по свету Рафаэлевского сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Там же и тогда же. Патриот Патриотыч демонстрирует себя на фоне выставленных в Царском селе тарелок сервиза.  Фото взято из свободного доступа в интернете.
Там же и тогда же. Патриот Патриотыч демонстрирует себя на фоне выставленных в Царском селе тарелок сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Звёздным часом сервиза - с точки зрения информационного бума - стал 2022-й год, когда по весне было с помпой объявлено, что некая пара бизнесменов-меценатов (муж и жена, фамилии опущу) передала музеям приобретённые на Западных аукционах предметы дворцовых сервизов: Кремлёвского (о нём читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-ifz-kremlevskii-serviz-18371838-631c9846e1e6155a45385d55), Рафаэлевского (о нём - здесь (https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-ifz-rafaelevskii-serviz-6356c94edf08027216e1908a), и - в довесок - Корбиевского. Судя по всему дарители посчитали такое своё меценатство одной из самых успешных сделок с точки зрения развития их бизнеса. Посудите сами: за все тарелки Корбиевского сервиза было заплачена сумма вряд ли превышающая нескольких миллионов рублей. Цена модного зарубежного внедорожника. Зато какой пиар для себя и для своего бизнеса сделали на этом событии эти Патриот Патриотычи с искусственными улыбками, демонстрирующими искусственные зубы! Беспроигрышная самореклама и ожидание от властей преференций для их бизнеса (как водится у сибаритов путинской эпохи, связанного в лучшем случае с выпуском полуфабрикатов первичной обработки сырья, а не с выделкой готовых изделий).

В галерее ниже представлены цены на предметы Корбиевского сервиза на открытых продажных площадках... До мульонов долларов цены на такие предметы, как видим, не поднимаются. Всё гораздо прозаичнее: фактически при желании их может приобрести любой служащий и даже пенсионер - что уж говорить о крупных предпринимателях, для которых такие цены - сущие копейки! На этом - о пропиаренном "чудо-возвращении" - всё.

Далее вас ждёт самое интересное - история жизни сервиза.

Наверное, более правильно было бы с точки зрения русского языка называть сервиз не Корбиевским, а сервизом Корбье, поскольку приобретён он был в магазине Жерома Корбьё (J. Corbje) в Санктъ-Петербурге в начале 1820-х годов, скорее, в 1823-м году. "Магазин Корбьё" находился на Невском проспекте у Полицейского моста, помимо фарфора торговал изделиями из бронзы, камня, а также часами, аксессуарами, предметами одежды и т.д.

Из архивных документов известно, что впервые (скорее всего) сервиз был использован в Павловске летом 1823-го года на торжествах, устроенных по случаю 25-летия Великой княгини Александры Фёдоровны (1798-1860), будущей императрицы, а тогда - всего лишь супруги третьего сына Павла I, ни в коей мере не претендующего на Российский престол. И - да! - она была дочерью короля Пруссии, вела частный образ жизни, вполне свободно перемещалась по Санктъ-Петербургу, и наверняка посещала магазин Корбье. Из таких полуфактов и фактов с сильной долей вероятности делаю вывод, что именно она приобрела данный сервиз, и весь этот цветочно-виноградный дизайн соответствовал именно её вкусу на тот момент.

Коронационный портрет императрицы Александры Фёдоровны работы Джорджа Доу, 1826-го года. Снимок копирован из Википедии.
Коронационный портрет императрицы Александры Фёдоровны работы Джорджа Доу, 1826-го года. Снимок копирован из Википедии.

Из Павловска сервиз был отправлен в сервизные кладовые Царского Села для "употребления при Высочайших столах".

Реестр Корбиевского сервиза из архивного документа той поры: теринов с крышками продолговатых – 4, соусников или кроншалов с крышками: четырёхугольных – 6, соусников с крышками продолговатых на поддонах – 8, блюд продолговатых больших (в том числе два с решётками) – 4, средних (в том числе одно с решёткой) – 3, разной величины овальных – 71, круглых – 39, компотников – 8, салатников – 10, тарелок глубоких – 9 дюжин 11, плоских – 49 дюжин 10, десертных – 8 дюжин, маслениц – 6, передач бутылочных – 48, солонок – 49. (РГИА. Ф. 469. Оп. 9.Ч. 4. 1823. Д. 1360. Л. 1–5).

Если считать по тарелкам глубоким, из которых, видимо, одна разбилась ("9 дюжен 11"), первоначальный комплект сервиза был рассчитан на 120 персон.

После вхождения на престол Николая I сервиз, так понравившийся его супруге, годами украшал парадные столы и постоянно дополнялся (на ИФЗ, а затем и у "Братьев Корниловых"). В 1838 году сервиз был доукомплектован выпущенными на ИФЗ предметами, и таким образом был увеличен примерно до 150-ти кувертов (т.е. рассчитан на 150 персон!). В 1842 году в дополнение к столовой части на заводе изготовили чайную (кофейную) часть, состоявшую из "чашек стаканчиками" и блюдец.

Из архивной записки: «По приказанию Его Сиятельства Гофмаршала Управление сообщает, что Корбиевский сервиз употребляется и в Большом, и в Александровском Царскосельских дворцах в случае воскресных, праздничных и парадных завтраков и обедов…».

Оригинальные предметы сервиза не имели маркировки, были самой простой обтекаемой формы, но поражали зрителя ярким цветочно-виноградным дизайном. Долгое время среди исследователей велись споры - чей же этот сервиз (какой фирмы, какой страны)? Споры о его происхождении, как понимаю, начались сразу же, как только он появился в дворцовых кладовых. Например, такая уже современная исследовательница фарфора, успевшая "потоптаться на темке", посвятив фарфору немало книг (в наше-то совсем не "книжное" время!), как Алла Лансере, сравнительно недавно разразилась таким вот вполне "патриотическим", основанном лишь на эмоциях спичем: «Из множества сервизов 1840-х годов, пожалуй, только один вполне самостоятельная русская вещь – Корбиевский сервиз. Это не беспринципный пересказ элементов старого, а самостоятельная живописная композиция – яркая, нарядная, сочная роспись из цветов и виноградных гроздьев, по цвету и композиции крепко построенная. Это снова прозвучал искренний голос русского художника-керамиста, неизменно, всегда желающего говорить не чужим, а своим языком». Какие-то из "патриотических" борзописцев сравнивали узор сервиза аж с жостовской росписью (но эти уж совсем "убитые на голову")!

По первоначальным версиям, сервиз считался изготовленным на одной из французских фирм. Такие версии основаны на неверной логике: раз магазином заведовал француз, значит и торговал он предметами исключительно французской выделки. Однако в самое последнее время удалось определить первичного изготовителя - это английская фабрика "Coalport", во всяком случае композиционный принцип декора Корбиевского сервиза точно соответствует одному из тогдашних декоров фирмы. Споры были по поводу материала: на английской фабрике изготавливали изделия из фаянса, а те, что сохранились в России, были выполнены из фарфора (однако всё это были поздние доделки). Теперь и здесь точка поставлена: изначальный ансамбль был исполнен в начале XIX века в Великобритании, на фабрике "Coalport" (название образовано от города Коулпорт), из фаянса, но сервиз в России был любим, предметы бились, а на ИФЗ и у "Братьев Корниловых" доделки делались исключительно из фарфора - копировался только дизайн. Подтверждением всему вышеизложенному служат две фаянсовых тарелки из тех 73-х, что поступили в музей "Царское село" в 2022-м году. Они имеют тот же дизайн, и являются предметами первоначального набора ансамбля.

Живописный декор сервиза представляет из себя медальоны с яркими полихромными цветочными композициями, отдельными для каждого из предметов, расположенными на зеркалах тарелок и блюд, а также пущенные по борту крупные пурпурного колера виноградные листья, чередующиеся с виноградными же гроздями на фоне мелкого золочёного узора в виде виноградной лозы с уходящими в стороны побегами.

При СССР в довоенное время (т.е. до 1941-го года) предметы сервиза украшали столы павильона "Эрмитаж". И ныне парадный ансамбль представлен на большом и малом столах этого летнего паркового сооружения. В собрании музея представлены бутылочные передачи, соусники, салатники, маслёнки с крышками, солонки, блюда овальные различной величины, блюда круглые, тарелки четырех видов, чайные пары. В собрании музея на сегодняшний день не представлены терины с крышками, кроншалы с крышками четырехугольные, соусники с крышками на поддонах и компотьеры. Скорее всего, эти предметы были распроданы как на внутриреспубликанских аукционах 1920-х годов, так и в кампанию распродажи культурных ценностей за рубеж под предлогом нахождения средств на индустриализацию страны (1920-е и 1930-е годы).

Не знаю, как вам, друзья, а у меня при взгляде на дизайн дулёвских "Тюльпанов" (форма "Тюльпан" от Дулёво) и на дизайн "Винограда" от ЛФЗ (форма "Тюльпан" от ЛФЗ) в голове возникают ассоциации с Корбиевскоим сервизом, и думаю - неспроста... См. галерею ниже...

Вот такие интересные кульбиты делает История: сервиз малоизвестной английской фирмы стал значительным событием русского фарфорового дизайна, а первоначальный материал - фаянс - превратился в фарфор. Как тут не вспомнить сказку, где тыква превращалась в карету, крыса - в кучера, а золушка - в принцессу с хрустальными башмачками на ногах!

Спасибо всем, кто дочитал. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.