Так уж случилось, что Рафаэлевский сервиз оказался последним "большим" сервизом, выполненным на ИФЗ. Проект был создан под руководством заведующего живописной мастерской ИФЗ Леонарда Леонардовича Шауфельбергера (1839-1894). В музее ИФЗ сохранились эскизы отдельных предметов с подписями С. (Сергея Романовича) Романова и М. Матвеева.
Ансамбль был заказан императором Александром III специально для Царского Села в 1883-м году, и по эстетике должен был быть близок к знаменитым Лоджиям Рафаэля - галерее, расписанной Рафаэлем Санти с учениками. Оригинал галереи находится на втором этаже Апостольского дворца в Ватикане.
Кажется, какая связь между Россией и Ватиканом? Однако в этих требованиях и дате нет ничего случайного! В 1883-м году во всём мире (и прежде всего - как ни странно! - в России) прошли торжественные мероприятия, посвящённых юбилею маэстро: 400-летию со дня рождения великого живописца эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Дело в том, что ещё с конца XVIII-го века вместе с эстетикой КЛАССИЦИЗМА, опиравшейся с одной стороны, на эстетику Древней Греции, а с другой - на Ренессанс, в художественной среде России сложился своеобразный культ Рафаэля. Ответ же на вопрос, почему за образец декора ансамбля были взяты именно Лоджии Рафаэля, для тех, кто знаком с историей комплекса Эрмитаж, не представляет сложности: по велению Екатерины II Лоджии Рафаэля были полностью скопированы - в архитектуре и в росписи - и воссозданы внутри дворца Эрмитаж. На копирование было получено специальное разрешение от Папы Римского; в Рим тогда прибыла делегация художников из России под руководством Христофора Унтерпергера. Копии выполнялись темперой на холсте, но внешне выглядели точно как фрески. Архитектурной частью работы заведовал Джакомо Кваренги. Работы в Санкт-Петербурге продолжались 11 лет - с 1778-го по 1789-й годы - и завершились полнейшим триумфом. Самое интересное, что различные "реставрации" и "улучшения" XIX-го и XX-го веков сильно подпортили вид римского оригинала, и так получилось, что сегодня более "подлинный" вид Лоджий Рафаэля имеет как раз петербуржская его копия! Окна галереи выходят на Зимнюю канавку и Эрмитажный театр.
Заказ Рафаэлевского сервиза - своеобразная дань уважения великому живописцу прошлого.
Александр III лично редактировал и утверждал декор сервиза, который явно перекликается с декором Арабескового сервиза - первого большого отечественного ансамбля, долгое время считавшегося эталонным (о нём и о его "продолжении" - Яхтинском сервизе - читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-ifz-arabeskovyi-serviz-1784-iahtinskii-serviz-1787-6312139b2ceac45c56890ed1). По не совсем ясным причинам работы затянулись, в результате полный комплект на 50 персон был закончен лишь в 1903-м году, и сразу сдан на хранение в сервизные кладовые императорских дворцов и Дворцового управления. Спустя год его передали в Аничков дворец в распоряжение вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Таким образом в Царское Село (как первоначально намечалось) сервиз так и не попал.
Но на сегодняшний день ГМЗ "Царское Село" всё-таки имеет (пусть и всего) одиннадцать предметов Рафаэлевского сервиза. Последнее приобретение: две тарелки сервиза доделки 1903-го года - дар мецената М. Кирисалова (март 2022).
Предметы Рафаэлевского сервиза, помимо полихромной надглазурной росписи с позолотой, украшены также живописью в технике гризайль (т.е. монохромный рисунок под камеи). Основные колеры сервиза, кроме золота: серо-голубой и кирпично-красный.
На одной из Западных интернет-площадок предлагают целый набор из 12-ти тарелок сервиза, помещённый в специальный оригинальный деревянный ящик с латунными вставками - для хранения и переноски (где у каждого предмета - своя ячейка). Всё это свидетельствует о том, что предметы сервиза целыми наборами прямо в ящиках нещадно распродавались направо и налево представителями большевистской власти в 1920-х-1930-х годах под предлогом собрания средств для индустриализации страны.
Кофейные блюдца...
Для Рафаэлевского сервиза была разработана марка (клеймо): вензель Императора Александра III, исполненный старинной славянской вязью золотом и красной краской. К сожалению, фото оборотной стороны ни одного из предметов сервиза я не нашёл, но вензель, видимо, выполнен в той же стилистике, что и накладной вензель, предназначенный для ношения на погонах и эполетах определённой категории военных чинов. Смотрим фото ниже...
В галерее ниже представлены тарелки сервиза из собрания Государственного Русского музея.
А эти тарелки - увы! - были обнаружены мною на сайтах различных зарубежных продажных площадок. Их много (и площадок, и тарелок).
Декор сервиза сложный, насыщенный, почти не оставляющий белого фона (как и декор самих Лоджий Рафаэля). Он представляет собой одну из наиболее мастерски исполненных стилизаций орнаментов эпохи Возрождения, и включает пояса из гирлянд, лавровых листьев, меандра, арабесков, резервов с вымышленными пейзажами и ангелами. Орнаменты обрамляют фигурные медальоны с аллегорическими композициями, где можно увидеть самых причудливых героев: путти верхом на барашке, геральдическую львицу, всадника на лошади. Каждая вещь индивидуальна, но о принадлежности к ансамблю свидетельствуют общая композиция декора и цветовой ритм.
В наши дни оригинальное оформление Рафаэлевского сервиза на современной форме было освоено мастерами Императорского фарфорового завода под комбинированный способ декорирования (прибл. в 2013-м году). Как видим, декор более строг и монохромен. Отсутствие элементов с красно-кирпичным колером навевает тоску (особенно при сравнении с оригиналом). И всё равно перед работой современных мастеров ИФЗ можно только снять шляпу.
Спасибо всем, кто дочитал. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.