«В наше просвещенное время стыдно признаваться в любви к цирку, но у меня на это хватит смелости» – писал Александр Куприн в своем письме Антону Чехову в 1903 году.
Цирк и сегодня остается невероятно популярным и красивым представлением: дух романтизма и авантюризма, живая музыка, сложные акробатические номера, магия фокусов, опасный мир укрощения диких животных! А клоуны, которые одной фразой вызывают смех и бурные овации у всего зала?
26 декабря 1877 года или 7 января 1878 года по новому стилю итальянец Гаэтано Чинизелли представил зрителю новый цирк.
Он был первым во всем: первый каменный цирк в России; передовая технология устройства купола без дополнительных опор и колонн; первые электрические и пиротехнические и даже водные спецэффекты; первые чемпионаты по французской борьбе и гиревому спорту, первые кинопоказы.
В день открытия Гаэтано Чинизелли удивил зрителей не только богатым убранством (цирк украшали изумительные газовые люстры, малиновый бархат, золото, зеркала), но и программой: выступления клоунов, гимнастов и упражнения на лошадях. Всего пятнадцать номеров, четыре из которых выполняли члены семьи Чинизелли.
Чита Чинизелли были артистами конного искусства. Именно поэтому в основе внутреннего устройства цирка заложен классический размер арены – 13 метров в диаметре для удобства и безопасности работы артистов и лошадей.
Конюшни содержались в идеальной чистоте, были украшены зеркалами и фонтанами и имели асфальтовый пол. Александр Куприн в своем рассказе «Дурной каламбур» упоминал «приятный запах конюшни».
Примечательно, что еще задолго до открытия цирка, территория вокруг него была связана с животными. В 1736 году на Манежной площади начинается строительство деревянного ангара для… слона. В 1741 году слонов в Петербурге уже пятнадцать, и для них строят три отапливаемых ангара, как раз на месте будущего цирка.
Название Караванной улицы, которая начинается как раз от главного входа, тоже хранит в себе память о слонах: на этой улице находились караван-сараи для погонщиков слонов, а самих животных выводили на показ жителям к Невскому проспекту. Чуть позже слоновый двор был перенесен за черту города – там, где сейчас площадь Восстания и гостиница Октябрьская.
Цирковая история окрестностей Манежной площади начинается (или возобновляется) в 1827 году, когда француз Жак Турниер получает разрешение на строительство деревянного цирка в саду Инженерного замка. Через пятнадцать лет обветшалое здание сносят и вплоть до начала строительства каменного цирка пустое место занимают экипажи извозчиков, а в саду гуляют дети с придворными няньками.
В 1867 году на Манежной площади появляется современное по меркам 19 века здание с газовым освещение – деревянный цирк Карла Гинне.
В 1872 году Гинне покидает Россию, а управление цирком передает зятю − Гаэтано Чинизелли. За три года Гаэтано добивается разрешения властей на строительство каменного цирка на Фонтанке и обещает за собственный счет благоустроить сквер у Манежной площади.
Так Петербург приобретает сразу два невероятно красивых места, которыми мы можем наслаждаться до сих пор.
В 1881 году Гаэтано Чинизелли умирает, и управление цирком переходит в руки его семьи, но в ходе череды смертей и семейных конфликтов, внутри- и внешнеполитических российских событий, цирку в его первоначальном виде оставалось недолго.
В августе 1919 года выходит декрет о национализации учреждений культуры. Цирк Чинизелли получает название «Госцирк».
Но его суть остается прежней: удивлять и восхищать людей самых разных возрастов. В разное время на арене Цирка на Фонтанке выступали богатырь-борец Иван Поддубный, знаменитый иллюзионист Эмиль Кио, Вальтер Запашный, основатель династии дрессировщиков Запашных, и всеобщие любимцы – клоуны Юрий Никулин, Олег Попов и Михаил Румянцев (Карандаш).
А в 2015 году Цирку Чинизелли вернули историческое название. Сегодня он считается одним из красивейших в Европе. В этом году мы рады отметить 145-летие Цирка и вспомнить его историю, которая так тесно переплетена с историей нашего города.
Еще больше интересных статей читайте здесь памятьбесконечна.рф